Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Другая «Дидона»

Учебная, по сути, работа оказалась полноценным спектаклем, который не стыдно показать и в столице

Поделиться
Другая «Дидона»

  Сергей Копышко

Иногда нечто выдающееся рождается неожиданно даже для своего автора. Так было летом 1688 года, когда в женской школе Джозайи Приста в Челси в окрестностях Лондона девочки и преподаватели исполнили оперу Генри Пёрселла «Дидона и Эней», написанную на хрестоматийный для тех лет сюжет «Энеиды» Вергилия. То, что задумывалось как не слишком сложный школьный спектакль, стало мировым шедевром, оперой, которую многие до сих пор считают самой красивой за всю историю человечества. Нечто вроде этого случилось недавно в Перми — 23 апреля студенты и преподаватели Пермского музыкального колледжа, Пермского хореографического колледжа и Пермского института искусства и культуры с помощью нескольких приглашённых солистов исполнили «Дидону и Энея».

Речь идёт о проекте «Музыкальный автограф», посвящённом 90-летию Пермского музыкального колледжа и задуманном его новым директором Татьяной Деменевой. В рамках проекта выдающиеся музыканты, которые в своё время окончили колледж, возвращаются в Пермь, чтобы давать здесь мастер-классы. Дирижёр московского театра «Новая опера» Дмитрий Волосников не просто дал мастер-класс — он поставил спектакль, достойный и сцены Пермского театра оперы и балета, где прошла премьера, и «Новой оперы», куда юные музыканты и артисты отправились на второе представление.

Проект был крайне рискованным. Волосников, хоть и относится к тем людям, которые умеют рисковать ради мечты, несколько раз порывался всё бросить: казалось, что ничего не выйдет; что оркестр и хор, состоящие из студентов, не позволят получить по-настоящему красивый звук... Но постепенно начало получаться, и дирижёр добился того качества, к которому стремился.

«Дидона и Эней» — это опера фантастической красоты. Есть немало опер, известных красивыми ариями, но вот так, чтобы каждая мелодия, каждый звук легко пелись, мгновенно запоминались и трогали за душу... Пожалуй, «Дидона» — единственная такая. С этой точки зрения выбор бесспорный: красота мелодий многое спишет. Но эта же красота — источник риска: очень просто убить гармонию небезупречным исполнением.

В Перми этот риск был особенным: осенью 2012 года эта опера прозвучала в концертном исполнении оркестра и хора MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, и это было поистине эталонное исполнение. Так получилось, что театральный сезон 2012-2013 годов в Перми прошёл «от «Дидоны» до «Дидоны», и это было два абсолютно разных исполнения. Но Волосникова этот факт мало трогает: у него свои отношения с шедевром Пёрселла.

Вместе с дирижёром постановкой руководили режиссёр и балетмейстер Иван Фадеев и художник Виктор Герасименко. Последний в Перми тоже не чужой — он шесть лет работал в Пермском театре оперы и балета. Юный Дима Волосников, тогда ещё школьник, в те же годы выходил на сцену в составе миманса: его родители были артистами оперы, и будущий дирижёр буквально вырос за кулисами.

Герасименко поначалу хотел попросить, чтобы его имя в программках не указывалось: денег на постановку не было, пришлось все костюмы делать «из подбора», а вместо декораций использовать видеопроекцию. Не совсем то, что обычно делают художники такого ранга... Однако получилось так достойно, что заслуженный художник России соизволил подписаться под спектаклем.

Благодаря очень удачному видео пространство сцены было превращено в некие «горние» хоромы. Это одновременно и помещение, и открытое пространство: ряды колонн, узорчатый потолок — но всё это открыто всем ветрам и не только ветрам, сквозь сцену проплывают облака, как будто дело происходит на небесах, в пространстве мечты, в потустороннем мире. Это не просто очень красиво, но и несколько грустно, что соответствует общей тональности оперы.

В финале эта воздушная «декорация» «сгорает», оплывая, как киноплёнка в неисправном проекторе, и освещая сцену тёмно-оранжевым светом. Под заключительные, особенно красивые и грустные мелодии сцена напомнила финал фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» с горящей декорацией дома волшебника.

Партию Дидоны пела Яна Иванилова, обладательница сказочно красивого сопрано. Её Дидона — настоящая царица, общий облик которой, наводящий на мысли о русских императрицах эпохи барокко, соответствует декору сцены, который выдержан в этом же историческом стиле.

Яна Иванилова — желанная гостья в Перми. Она бывала здесь неоднократно, и пермские меломаны знают её вокальные возможности. Честно говоря, в начале оперы она несколько разочаровывала: сказывалось, наверное, небольшое количество репетиций. Но к финалу Иванилова распелась, и культовая ария When I am lain in earth прозвучала просто потрясающе.

Как известно, Дидоны в опере гораздо больше, чем Энея: колледж в Челси был женским, и Пёрселл писал свою оперу в расчёте не специфический состав исполнителей. Поэтому несть числа постановкам этой оперы, в которых Эней вообще не запоминается. Однако спектакль Волосникова — не из этих. Солист «Новой оперы» Илья Кузьмин, исполнивший заглавную мужскую партию, обладает чудесным мягким баритоном и славной, располагающей внешностью. Вообще, здесь запоминаются все: на сцене только яркие личности — красивые, с прекрасными голосами и очень живые и эмоциональные.

В этой компании достойное место заняли солистки из числа студентов — Юлия Чирмышева и Елена Милоголова, которые исполняли роли двух ведьм. Партии, конечно, не главные, но и не маленькие, а главное — требующие безупречной ансамблевости в дуэте.

Главной же интригой события, волновавшей участников проекта и зрителей, стал вопрос, как учащиеся колледжей будут соответствовать ансамблю солистов, в который вошли только заслуженные артисты и лауреаты международных конкурсов. Но именно участие студентов стало главной «фишкой» спектакля: хор звучал не только очень чисто, но и с какой-то особенной нежностью, присущей только молодым голосам, а иногда и с юным озорством — но только там, где это было задумано дирижёром-постановщиком.

Волосников оказался склонен к «играм» со звуком: придумал множество эффектов — и голосовых, и связанных с расположением певцов и музыкантов, которые, как эхо, отзывались на сценическое действие из разных концов зала. Но главное достижение дирижёра — это, конечно же, чудесное звучание оркестра, который собирали общими усилиями из студентов и преподавателей. Дирижёр оказался требовательным и очень ревностным по отношению к музыке Пёрселла: он понимал, что это не тот случай, где уместна снисходительность.

Особый шарм спектаклю придали балетные вставки. Их много — так задумал композитор, и именно поэтому в современной театральной практике «Дидона и Эней» очень часто исполняется в концертном варианте — на месте балетных фрагментов просто звучит оркестр. Однако режиссёр Иван Фадеев с помощью балета создал ещё один, особый сюжет, в котором юные танцовщики играют роль детей, постигающих разные стороны жизни. Дидона по отношению к ним становится наставницей, а её история, которую она рассказывает юным слушателям, — важным уроком и новым опытом. Тема учёбы, ученичества, очень уместная в этом проекте, оправдывает многие его условности и делает прочтение оперы современным.

Общими усилиями участникам проекта удалось создать нечто очень возвышенное, очень эмоциональное и очень важное для всех, кто был причастен к этому или лишь сочувствовал. Городские и краевые чиновники — Игорь Гладнев, Алексей Грибанов, Вячеслав Торчинский и другие — прочувствовали это в полной мере и серьёзно, задумчиво кивали, когда один из идеологов проекта — председатель экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска», выпускница Пермского музыкального колледжа Лариса Барыкина говорила после окончания спектакля о том, что «нужно ценить таланты, которые растут здесь, на пермской земле, заботиться о них и гордиться ими».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться