Евгений Сапиро

Евгений Сапиро

профессор, в 1990-е годы зампредседателя Пермского облисполкома, инициатор создания Пермской товарной биржи

Оценки и оценщики

Беспросветная характеристика нового пермского губернатора как «провалившегося» фактами не подтверждается

Поделиться

Пермский губернатор Виктор Басаргин стал одним из героев исследования, проведённого коммуникационным холдингом Minchenko Consulting (МС), «Политические стратегии губернаторов-новичков, назначенных на свои посты в конце 2011-2012 годах». На мой взгляд, его авторы допустили то ли некомпетентность, то ли небрежность.

Эксперты МС споткнулись уже на первом шагу, заявив направлением своего анализа «политические стратегии», но больше о ней как долгосрочном плане действий не вспомнив. Фактически же они оценивают тактику: насколько удачно взял старт начинающий губернатор?

Ответ на этот вопрос даётся на основании пяти показателей. Четыре из них — способность главы региона выстраивать отношения — с федеральным центром, населением, местными элитами и инвесторами. Пятый показатель — «выигрышность выборов».

Правильные отношения губернатора с федералами, населением и местной элитой — действительно важнейшая характеристика успешности акклиматизации губернатора-«варяга» в новом для него регионе. Почему-то из большого и разнообразного «бизнес-сообщества» они «положили глаз» лишь на «инвесторов», почему-то выделив их из «элиты». К тому же осталось неясным: принадлежат ли к элите крупные собственники?

Интересно, что эксперты MC подра­зумевают под «выигрышностью выборов»? Способность власти манипулировать, обеспечить заданный результат? Так это, к сведению столичных аналитиков, подсудное дело.

Не украшает авторов исследования и «школьная» ошибка. Они называют «критериями» обычные «показатели». Общепринято, что «критерий» — это главный, определяющий показатель. Один (максимум два-три) из многих. На первый взгляд, эта ошибка является формальной. Но она сразу превращается в содержательную: если нет критерия, то нет и «направления главного удара» в деятельности губернатора-новичка. А без этого он не политик, не стратег(!), а затравленный заяц, который мечется по вверенной ему территории.

Исходя из своих «критериев», эксперты MC отмечают недостатки в работе пермского губернатора Виктора Басаргина: «вместо стратегии доминирования — построение коалиции с элитами», «частичная потеря управляемости на местах», «отсутствие опыта участия в выборах», «коррупционные скандалы в окружении», «провалы кадровой политики»... И выносят вердикт — стратегия Басаргина неэффективна.

Есть у меня подозрение, что ведущие аналитики MC родом из политтехнологов, периодически промышляющих на всевозможных выборах. Уж очень много оказалось в их отчёте конспирологии: «конфликт элит, в который втянут губернатор», «ставленники экс-губернатора Олега Чиркунова», «команда экс-губернатора Юрия Трутнева», «доминирование ЛУКОЙЛа и отчасти «Реновы»...

С моей же колокольни, с интригами всё проще, а с объективными факторами сложнее. Для любого нового губернатора, тем более «со стороны», в первый год его правления приоритетными являются пять показателей — четыре внутренних и один внешний.

Внутренние:

— успешность формирования собственной команды;
— объективность оценки полученного наследства (не только недостатков, но и достижений, требующих продолжения, развития);
— выбор на этой основе приоритетов собственной политики, стратегии развития региона;
— интенсивность старта реализации выбранной стратегии.

Внешний показатель (совпадает с MC) — успешность привлечения федерального финансирования.

Что имеем «по факту»?

Формирование собственной команды у Виктора Басаргина прошло тяжело, с наличием явного брака (арест рекомендованного губернатором председателя правительства Романа Панова).

В инвентаризации наследства Олега Чиркунова есть несколько завершённых тем: приоритет отдан не культурной, а промышленной политике; уменьшен объём PR-акций (например, экономического форума); новый губернатор предпочитает своему доминированию диалог с обществом...

Вместе с тем не поставлены точки в дальнейшей судьбе унаследованных, широко разрекламированных, но неподъёмных «незавершёнок» — от аэропорта и вокзала, до картинной галереи и зоопарка. Зависло болезненное противоречие, унаследованное от предшественника: несмотря на зашкаливающий дефицит бюджета, в целости и сохранности остались как налоговые льготы, так и не по карману щедрые социальные обязательства. Не просматриваются пути решения острейшей проблемы Пермского края — дислокации «собственников активов» (и, соответственно, центров управления денежными потоками крупнейшего бизнеса) за пределами края.

О лоббистских успехах Виктора Басаргина на федеральном уровне судить пока сложно.

В июне-июле 2012 года я оценивал старт Виктора Басаргина минимум на «четвёрку». Сегодня эта оценка ниже. Могу ошибаться, но создаётся впечатление какой-то неуверенности губернатора «за рулём». Возможно это последствие шока от неудачи с Пановым. Не исключаю и наличие некоторого дефекта в стиле его управления, желания угодить всем. До сих пор он так и не определился с муниципальными реформами, проблемой Краснокамска, размещением зоопарка...

Демократический стиль управления предполагает всестороннее обсуждение проблемы, желание услышать всех. Но наступает момент, когда принимаешь окончательное решение, и после этого разброд и шатания кончились. Только вперёд, мощно, как бульдозер, и только в определённом тобой направлении. Этой целенаправленной силы у Виктора Фёдоровича пока не наблюдается. Но в той же мере не подтверждается и беспросветная характеристика нового пермского губернатора как «провалившегося».

Старт взят не очень удачно, но впереди ещё не один круг беговой дорожки. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться