Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Законодательная фронда

С момента ключевых перемен, последовавших за сменой губернатора Пермского края, прошёл уже без малого год. За это время взаимоотношения местных законодателей с губернатором Виктором Басаргиным претерпели серьёзные изменения. От единодушной поддержки нового главы региона они перешли к критической оценке инициатив его правительства

Поделиться

Можно сказать, что в первые месяцы депутаты делали скидку исполнительной власти в связи с министерской «чехардой» и формированием курса нового правительства, продолжая по инерции работать с наследием предыдущего кабинета министров.

Однако сейчас, когда эти процессы уже завершены, отчётливо высветилась некомпетентность новой исполнительной власти в части взаимодействия с парламентом.

На последних «пленарках» всё чаще можно было услышать, что правительство или губернатор вносят на рассмотрение Законодательного собрания недоработанные документы. Одним из ярких примеров является концепция программы патриотического воспитания, которую парламентариям пришлось самостоятельно переписать.

Кроме того, в глаза бросаются повестки заседаний с удивительно небольшим количеством вопросов  — законотворческих инициатив от исполнительной власти почти не поступает.

Показателем непростых взаимоотношений двух ветвей власти является и тот факт, что Законодательное собрание уже на второй «пленарке» подряд отклоняет важные для краевого правительства инициативы. Речь идёт об отказе предоставить налоговую льготу «Газпрому» (март) и об отклонении поправок в краевую инвестиционную программу регионального развития (апрель). Если в первом случае можно говорить о недоработке со стороны администрации губернатора, то во втором  — налицо и недоработка с документами, которые сами депутаты назвали «сырыми».

Конечно, дело не только в подготовке законопроектов. Для большинства присутствовавших на апрельском пленарном заседании было очевидно, что аргументы, приведённые депутатами, и их выступления звучали убедительнее, чем аргументы чиновников. Это к вопросу о том, кто и как готовится к заседаниям.

Если раньше исход голосования на «пленарке» можно было заранее преду-гадать по решениям комитетов, которые заседают накануне, то сейчас важны именно выступления на самом заседании. От степени убедительности докладчиков зависит то, как проголосуют «неопределившиеся» депутаты.

Как показало последнее заседание, «подготовительная» работа с депутатами, которую проводила администрация губернатора, не дала ожидаемых результатов.

В Пермском крае сложилась парадоксальная ситуация: казалось бы, оппозиционная фракция КПРФ во главе с Геннадием Кузьмицким консолидированно поддерживает инициативы губернатора и правительства, а фракция партии власти, напротив, демонстрирует самостоятельность в принятии решений. Во всяком случае, лидер единороссов Юрий Борисовец и другие влиятельные представители этой фракции открыто высказываются против предложений правительства.

Если говорить о развитии ситуации, то перераспределять средства программы регионального развития всё равно придётся. И это своеобразный вызов для исполнительной власти  — сделать новый документ таким, чтобы депутатам было «не стыдно» утвердить его сразу в двух чтениях на майской «пленарке». То же самое можно сказать и о подготовке бюджета ко второму чтению.

Несмотря на то что в первом чтении Законодательное собрание поддержало изменения в бюджет, вносимые правительством, говорить о том, что депутаты и чиновники пришли к компромиссу или что исполнительная власть добилась нужного от законодателей результата, пока нельзя.

Критиковавшие законопроект парламентарии заранее оговаривались, что проголосуют за него в первом чтении, чтобы иметь возможность работать над документом во время подготовки ко второму. И даже если бы депутаты отклонили законопроект, снижающиеся показатели поступлений по налогу на прибыль не стали бы расти, а дефицит бюджета не стал бы меньше.

Если же говорить о том, что изменения в бюджете предусматривают и новые расходы, а также перераспределение средств, то здесь депутаты как раз смогут с помощью поправок «перекроить» бюджет заново.

В случае, если в мае точки зрения депутатов и правительства относительно бюджета не будут совпадать, может появиться реальная угроза, что конфликт выйдет на новую стадию и законопроект во втором чтении не будет принят. Апрельская «пленарка» показала, что в краевом парламенте уже сформировался костяк депутатов, серьёзно влияющих на исход голосования. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться