Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Фрида» звучит как «свобода»

«Балет Евгения Панфилова» станцевал про Фриду Кало

Поделиться
Балет Евгения Панфилова

Спектакль театра «Балет Евгения Панфилова» Libertad создан благодаря гранту, выигранному по конкурсу
  Алексей Уткин

Мексиканский праздник мёртвых и фильмы Педро Альмодовара, бурная история Латинской Америки в ХХ веке, феминизм… У спектакля Libertad (12+), который представил на сцене Частной филармонии «Триумф» театр «Балет Евгения Панфилова», богатая культурно-смысловая «подкладка», на основе которой хореограф Алексей Расторгуев сумел построить красивую конструкцию, проявив удивительное понимание женского начала и уважение к нему.

Балет Евгения Панфилова

  Алексей Уткин

Уже второй раз Расторгуев вдохновляется живописью: герои его спектакля «Жажда жизни» (12+) — Марк Шагал, Густав Климт и Винсент Ван Гог. На сей раз речь идёт о Фриде Кало, и Libertad — это абсолютно женский балет. На сцене восемь танцовщиц и две солистки: Мария Тихонова — Фрида в чёрном и Валерия Камаева — Фрида в белом. Внешнее сходство с героиней получила лишь последняя: Фрида в белом — это физическая оболочка художницы, статуарная, малоподвижная женщина-инвалид, тогда как Фрида в чёрном — это её очень подвижная, гибкая, раскованная внутренняя личность.

Впрочем, и остальные участницы ансамбля — тоже Фриды, каждая из них — Фрида в какой-то момент своей жизни, в каком-то из своих настроений.

Балет Евгения Панфилова

  Алексей Уткин

Сюжет спектакля лишь пунктиром следует за биографией художницы, однако эпизод с трамваем, поездка в котором превратила юную Фриду в инвалида, сделан очень наглядно. Диву даёшься, какие чудеса грации демонстрирует Мария Тихонова, зажатая в клетку из железных стульев, которые только что играли роль трамвайных сидений! Не обошёл рассказ и фигуру Диего Риверы, мужа героини, — его играет единственный мужчина на сцене, большой, седовласый и такой же статуарный, как Фрида в белом, худрук театра Сергей Райник. Роль брутального художника-монументалиста очень ему идёт.

Спектакль поставлен на музыку Чавелы Варгас, певицы, которая была близка с Фридой в реальности, а здесь, на сцене, стала ещё одним дублёром Марии Тихоновой — музыкальным. Она тоже Фрида, точнее, её голос.

Балет Евгения Панфилова

  Алексей Уткин

Надо сказать, что музыкальный материал — не самый простой. Песни Варгас — это такой задумчивый мексиканский шансон, который не обладает большими возможностями для танцевальной интерпретации, и Расторгуев вытащил из него максимум, а труппа показала высший класс профессионализма. Libertad продемонстрировал, что женская часть «Балета Евгения Панфилова» находится в очень достойной форме, и если обычно девушки пребывают в тени звезды — Марии Тихоновой, то на сей раз, несмотря на центральную роль Марии в ансамбле, выступают столь ярко, что, кажется, многих видишь впервые.

«Ансамбль» здесь ключевое слово: балерины действуют слаженно, синхронно, ловко и грациозно, создавая на сцене подвижный, но в каждый момент продуманный и законченный хореографический рисунок.

Балет Евгения Панфилова

  Алексей Уткин

По сценическому построению и конструкции Libertad отдалённо напоминает панфиловские «Восемь русских песен», и по отношению к фольклорному материалу тоже: так же как Панфилов смог показать русские песни без привычных «ай-люли» и кокошников, так и Расторгуев творчески подошёл к показу мексиканской фольклорной стихии, ловко соединив две не­смешивающиеся материи — этническую стилистику и современный танец.

То, что он блестяще умеет это делать, продемонстрировали уже поставленные им танцы в богомоловской «Кармен» в Пермском театре оперы и балета. Вот и здесь: никаких ожидаемых мексиканских «специалитетов» вроде неизбежных, казалось бы, мариачи; однако образ Катрины, женщины-скелета, всё же появляется в финале, когда все девушки-Фриды перевоплощаются в Катрин и выдают по-мексикански зажигательный Danse macabre, истинный танец свободы, в том числе свободы от тех физических ограничений, которые накладывает на творческий дух человека его тесное, несовершенное и такое хрупкое тело.

Вспоминается, что имя «Фрида» созвучно с Freedom, и спектакль, стало быть, не зря называется Libertad.

Балет Евгения Панфилова

  Алексей Уткин

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться