Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Все «Маски» Перми

Краткая история театральных побед

Поделиться

Пермские театры не впервые становятся источниками неожиданных сюжетных поворотов на фестивале национальной театральной премии «Золотая маска».

Началось всё ещё в 1996 году, когда опера «Дон Паскуале» в постановке режиссёра Георгия Исаакяна и его двоюродного брата дирижёра Ары Карапетяна получила две «маски» – за лучшую женскую и лучшую мужскую роль (Татьяна Куинджи и Анзор Шомахия).

Георгий Исаакян до самого недавнего времени называл эти награды самыми любимыми: это был первый самостоятельный спектакль молодых и по-хорошему наглых постановщиков, сделанный буквально за три копейки: костюмы приобретались в секонд-хэндах.

В 2004 году балет Джорджа Баланчина Ballet Imperial на музыку Второго фортепианного концерта Чайковского в постановке Пермского театра оперы и балета был признан лучшим балетным спектаклем, во многом благодаря работе солистки Елены Кулагиной, а также благодаря тому, что партию фортепиано в этом синтетическом балетно-симфоническом спектакле исполнял Денис Мацуев.

В 2009 году опера Клаудио Монтеверди «Орфей» (первая постановка в России) была отмечена двумя «масками»: Георгий Исаакян получил долгожданную награду в номинации «лучшая работа режиссёра в опере», а лучшей работой художника в музыкальном театре стала сценография Эрнста Гейдебрехта.

В 2010 году за оперу Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» в постановке всё того же Исаакяна главный дирижёр театра Валерий Платонов получил «Маску» в номинации «Лучшая работа дирижёра в опере».

В 2012 году вечер современной хореографии «Видеть музыку» был удостоен специального приза «За поиск в современной хореографии».

Наконец, 2013 год принёс театру рекордные четыре «Золотые маски», две из них – Теодору Курентзису: за работу дирижёра в опере Моцарта Cosi fan tutte и в балете Прокофьева «Сказка про Шута». Певица Надежда Кучер стала лауреатом в номинации «Лучшая женская роль» за работу в опере Паскаля Дюсапена MedeaMaterial; вечер одноактных балетов «В сторону Дягилева» получил специальный приз жюри «За восстановление дягилевского репертуара».

Общее количество «золотых масок» на счету Пермского театра оперы и балета – 11.

Вторым по количеству «масок» является театр «Балет Евгения Панфилова» с четырьмя национальными театральными премиями. Ещё при жизни его основателя, в 2001 году в номинации «Эксперимент» премию получил спектакль «Балета толстых» «Бабы. Год 1945».

Долгожданную награду в основной номинации «Лучший спектакль современной хореографии» Евгений Панфилов получил посмертно: в 2006 году «Маски» был удостоен один из его лучших спектаклей, восстановленный труппой, – «Клетка для попугаев» на музыку «Кармен-сюиты» Жоржа Бизе – Родиона Щедрина.

В 2010 году театр получил сразу две награды: лучшим спектаклем современной хореографии был назван Casting off (хореограф Лариса Александрова), а Алексей Хорошев за этот же спектакль был признан лучшим художников по свету в музыкальном театре.

На третье место среди пермских театров в этом году вырвался Театр-Театр с двумя «Золотыми масками»: его нынешний художественный руководитель Борис Мильграм получил награду как «лучший режиссёр в оперетте или мюзикле», а его предшественник Иван Бобылёв получил почётную награду «за выдающийся вклад в развитие российского театра».

К слову, это не первая почётная «Золотая маска» в Пермском крае: в 2007 году эту награду, которая тогда ещё именовалась «За честь и достоинство», получил Владимир Гуляев, на протяжении многих лет возглавлявший Коми-Пермяцкий театр драмы им. Горького.

Наконец, есть одна «Золотая маска» у муниципального театра «У Моста»: в 2010 году этот театр получил специальный приз жюри национальной театральной премии за то, что открыл для российского зрителя творчество ирландского драматурга Мартина МакДонаха. 

Фото: Антон Завьялов и архив Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться