Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

«Александра Иноземцева снимают потому, что он не даст жизни Рыбинску»

Чего на самом деле опасаются пермские разработчики авиадвигателей

Поделиться

Фото: пресс-служба ОАО «Авиадвигатель» Бунт в ОАО «Авиадвигатель» против снятия Александра Иноземцева с должности генерального директора при кажущейся эпатажности имеет под собой веские причины. С одной стороны, у конструкторского коллектива перед глазами пример ближайших соседей-моторостроителей, где за 15 последних лет сменилось 16 первых руководителей (не считая различных назначенцев «переходных» периодов). С другой стороны, «Рыбинские моторы», ставшие в 2010 году конкурентами пермяков по целому ряду направлений, к сегодняшнему дню конкурентную борьбу явно проиграли. Возникает логичный вопрос: на каком основании топ-менеджеры из Рыбинска претендуют на то, чтобы возглавить производственный процесс на Пермской моторостроительной площадке?

НПО «Сатурн» очень нужен Пермский моторостроительный комплекс, поскольку без него у головной компании вообще нет никаких перспектив, говорят люди, хорошо знакомые с ситуацией.

«Рыбинские моторы», динамично развиваясь с начала 2000-х годов, попытались максимально расширить свою рыночную нишу. Они приобрели ОАО ПАО «Инкар», объединились с конструкторским бюро «Люлька-Сатурн», купили пакет акций Уфимского моторостроительного завода, стали заниматься производством газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов.

В результате этой экспансии по электростанциям и газотурбинной тематике рыбинцы стали практически дублировать деятельность пермяков (электростанции мощностью 2,5, 4, 6 МВт, ГТУ на 10, 16 и 25 МВт), создав под это направление специальное подразделение «Сатурн — Газовые турбины».

В авиационной тематике у рыбинского и пермского предприятий были разные проекты: «Сатурн» работал совместно с французской Snecma над двигателем SAM-146 для SuperJet-100 (SSJ-100), «Авиадвигатель» разрабатывал ПС-90А2 для Ил-96 и Ту-204 в партнёрстве с Pratt&Whitney. Но это не исключало достаточно жёсткую конкуренцию за инвестиции.

При этом нынешнее НПО «Сатурн» уже 40 лет живёт «за счёт» пермского двигателя Д30КУ/КП, который устанавливался на самолёты Ту-154, Ил-62М и Ил-76, пока они были востребованы рынком. Однако в последние два года этот бизнес пошел на спад: авиаперевозчики стремительно выводят отечественные гражданские суда из своего парка.

Проект SSJ-100 в коммерческом смысле пока себя не оправдывает. И не только потому, что у потребителей есть претензии к технической части самолёта. Оказалось, что SuperJet-100 попал не в ту нишу, на которую был первоначально ориентирован. Предполагалось, что разрабатываться будет региональный самолёт, а на выходе получился ближнемагистральный. В этой рыночной нише в мире жесточайшим образом конкурируют Boeing 737 и А-319, на которые приходится 80% парка гражданских самолётов в России. Так что экономический смысл этого проекта пока остаётся под вопросом.

Исходя из заявленной программы и вложенных инвестиций, к сегодняшнему дню должно было летать 236 самолётов SSJ-100, а по факту их только 11.

«Завод «Рыбинские моторы» оказался в ситуации «Пермских моторов» образца 1994 года, только на 20 лет позже», — говорят пермские моторостроители.

Пермский моторный завод (ПМЗ) и «Авиадвигатель» с большим трудом смогли утвердиться в своей рыночной нише, получив импульс к развитию. В августе 2012 года «Газпром» провёл совещание, на котором разного рода лоббисты хлопотали за самарские, уфимские и рыбинские турбины. Но руководители газового холдинга окончательно расставили точки над i. Они объявили, что воспринимают пермские установки как состоявшийся, надёжный и конкурентный продукт.

Газоперекачивающие агрегаты, газотурбинные установки и электростанции нового поколения серии «Урал» линейки мощностей от 2,5 до 25 МВт производства пермских предприятий (НПО «Искра», «Авиадвигатель» и ПМЗ) будут использованы для модернизации газотранспортной системы «Газпрома», включая «Северный поток», «Голубой поток», «Южный поток» и «Алтай», а также для строительства газотранспортной системы для потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона. На 1 января 2013 года предприятия пермской кооперации поставили «Газпрому» и нефтяникам 667 штук ГТУ.

«Газпром» отметил высокую конкурентоспособность тяжёлых газотурбинных установок производства ПМЗ, которому предложено в 2013–2020 годах изготовить на конкурсных условиях 425 штук новых и капитально отремонтировать 693 действующие установки.

В 2012 году «Газпром» рекомендовал всем производителям газоперекачивающих агрегатов России и Украины приоритетно применять установки производства ОАО «Пермский моторный завод» установленной мощностью 10, 12, 16 и 25 МВт.

Появились перспективы и в авиа-ционной тематике. Так, в октябре 2012 года государство определилось с основным самолётом государственной, военно-транспортной и транспортной авиации. В ближайшее время им станет Ил-76МД-90А (проект Ил-476) с двигателями ПС-90А-76 производства ОАО «Пермский моторный завод». Министерство обороны РФ даже подписало соглашение с Объединённой авиастроительной корпорацией о поставке 39 самолётов (156 двигателей ПС-90А76). Правда, последовавший вскоре скандал в федеральном ведомстве внёс свои коррективы: там до сих пор не могут определить орган, который будет утверждать цену.

Результаты, к которым пришли пермские моторостроители, особенно впечатляют, если проанализировать, какую финансовую поддержку правительство РФ оказывало предприятиям отрасли. За три года (с 2009 по 2012 год) НПО «Сатурн» по программе государственной антикризисной поддержки предприятий двигателестроения получило около 40 млрд руб., а Пермский моторный завод — примерно 400 млн руб. Из восьми двигателестроительных предприятий, имеющих стратегическое значение и право на господдержку, пермякам досталось меньше всех в разы. То есть они выжили самостоятельно, несмотря на чехарду с собственниками, с директоратом, с почти полным отсутствием поддержки со стороны государственных структур.

«Но ведь нынешнему хозяину это всё «в лом», он же деньги вложил в Рыбинск, хороший город, как наш Кунгур», — говорят в Перми. 

Вот лишь несколько мнений, на которых зиждется протестное настроение на пермской площадке:

«Иноземцева снимают потому, что он не даст жизни Рыбинску. У них там «советский» завод, а мы здесь производим газотурбинные электростанции и ГТУ не на основе натурального хозяйства, а на основе аутсорсинга. Поэтому они уничтожают наш рынок газоперекачки, чтобы отдать его «Рыбинским моторам».

«Юрий Решетников и Александр Иноземцев из стандартного КБ сделали эффективную бизнес-единицу рыночного типа. А там — предприятие моно-изделия с линейной структурой, где все варятся в одном «котле». Что будут у нас делать их топ-менеджеры?»

«Иноземцева будут «ломать». Прог-ноз очень плохой. Товарищи, которые руководят «Оборонпромом», не любят слишком самостоятельных. Они Юрия Елисеева, генерального директора образцово-показательного ФГУП ММПП «Салют», выдавили сначала из Москвы, а потом из Самары, где он сделал много полезного. Очень мстительные люди».

«Желание у ребят уже оформлено бумагами: сделать пермскую площадку своим филиалом. Но проблема в том, что если бы у них SAM-146 пошёл, как надо, если бы в SSJ-100 их доля действительно составляла бы 50%, а проект стал прибыльным, то кто бы спорил. Они впереди, мы — в хвосте. А на деле получается наоборот. Там потрачено больше 10 лет, вложено огромное количество денег, а что на выходе?»

Есть ещё один принципиальный момент. Сегодня «Авиадвигатель» занят разработкой ПД-14. На самолёт МС-21 он планируется вторым после двигателя Pratt&Whitney. Эксперты уверены: если этот самолёт когда-нибудь и появится, то двигатель там будет стоять американский, поскольку зарубежные конструкторы идеологически ушли дальше. В отличие от пермяков, им удалось вместо классической схемы двухконтурного двигателя реализовать схему редуцирования, что позволяет двигателю работать в самом эффективном режиме.

В «Авиадвигателе» это, скорее всего, тоже понимают, но честно отрабатывают госзаказ. В любом случае 20-летний опыт работы в наземной тематике позволит пермякам на базе нового двигателя создать газогенератор следующего поколения для «газоперекачки». Эта идея сегодня в воздухе не витает, но профессионалы такую возможность уже обсуждают. А её реализация принесёт заводу работы на 30 лет вперёд. Подобного нет ни в Рыбинске, ни в Самаре, ни в Казани.

Рыбинцы идут «на перехват» темы, говорят в «Авиадвигателе». И тогда, если не сегодня, то завтра, у них появится будущее. А «мозги» будут работать на них в Перми, на правах филиала. Хотя «Рыбинские моторы» всегда идеологически зависели от пермяков. И сегодняшнее руководство ОДК не скрывает, что интеллекта в Перми на 200% больше, чем в Рыбинске.

Ничего хорошего для пермской площадки это не сулит. Но государство критиковать не имеет смысла, оно, возможно, даже верит в то, что делает хорошо. Тем более что у Александра Иноземцева большое количество «грехов» перед ОДК и «Оборонпромом», говорят наблюдатели.

Неприятности начались, когда в 2008 году ПМЗ и «Авиадви-гатель» перешли от прежнего собственника ВТБ под управление «Оборон-прома». Представителем нового собственника на моторостроительной площадке был назначен прежний директор ОАО «Протон-ПМ» Владимир Сатюков, проработавший в этой должности полтора года. При его непосредственном участии заводчане организовали приезд на завод секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, после чего попросили денег у заместителя министра финансов РФ Антона Силуанова напрямую, минуя «Оборонпром» и Объединённую двигателестроительную корпорацию. Деньги в рамках господдержки моторостроителям дали, но при этом должность Владимира Сатюкова «оптимизировали».

Пермяки на этом не успокоились. При поддержке тогдашнего губернатора Олега Чиркунова снова попросили денег напрямую. Однако на этот раз получили не деньги, а, как свидетельствуют очевидцы, «по мозгам».

Под президентские выборы моторостроители в очередной раз проявили недюжинный политический креатив, с помощью московского лобби обеспечив приезд в Пермский край премьер-минис-тра и будущего президента РФ Владимира Путина. В ходе этого визита Александру Иноземцеву удалось обсудить с главой государства ряд проблем, в том числе судьбу Ил-76 МД-90А (грузового военного самолёта). 

Говорят, буквально на следующий день после визита Путина в Пермь тогдашний управляющий директор Пермского моторного завода Алексей Михалёв был вызван «на ковёр» к главе «Оборонпрома» Андрею Реусу, где пытался ответить на вопрос: «Как посмели»?» А вскоре вообще поплатился должностью.

Пермский моторостроительный комплекс для ОДК и Минпромторга России — постоянный раздражитель. Не в последнюю очередь потому, что доказал, что может жить самостоятельно и независимо. Его нельзя, как «Уралвагонзавод», «подцепить на крючок». А в сегодняшней системе всё, что самостоятельно, то потенциально опасно. По-этому строптивых надо переподчинить, «ставить на место». Это попытались сделать «без шума». Не получилось.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться