Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Бунт авиаконструкторов

Сотрудники «Авиадвигателя» выступили в защиту своего «двуликого Януса»

Поделиться
Бунт авиаконструкторов

Фото: пресс-служба ОАО «Авиадвигатель»

Конфликт между трудовым коллективом ОАО «Авиадвигатель» и представителями его собственника на днях перешёл в открытую стадию. Поводом стало голосование совета директоров компании о разделении управленческих функций. По мнению работников «Авиадвигателя», Александр Иноземцев, много лет занимающий одновременно две должности — генерального директора и генерального конструктора, в итоге лишится возможности управлять финансовыми потоками. В ОАО ОПК «Оборонпром» официально заявили, что совмещение должностей — «пережиток прошлого». 

Минувшая неделя на «Авиадвигателе» была насыщена громкими событиями. Вечером 9 апреля в Пермь прилетел глава ОАО «Управляющая компания «Объединённая двигателестроительная корпорация» (УК «ОДК») Владислав Масалов. На следующий день стало известно, что совет директоров ОАО «Авиадвигатель» начал голосование по вопросу об изменении структуры управления предприятием.

По итогам этого голосования Владислав Масалов должен был встретиться с коллективом предприятия и объявить о принятом решении разделить полномочия управляющего директора и генерального конструктора, а также представить управляющего директора ОАО «Пермский моторный завод» Сергея Попова в качестве нового директора ОАО «Авиадвигатель». Однако всё пошло не по сценарию. Цепь случайных и неслучайных событий изменила первоначальные планы визита топ-менеджера ОДК в Пермь.

На ОАО «Редуктор-ПМ» 10 апреля произошла авария, на которую спешно выехали находившиеся в тот момент на моторостроительной площадке Владислав Масалов и председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов.

В тот же день стало известно, что представителя ОДК «не пустили» на «Авиадвигатель». Впрочем, в пресс-службе ОДК эту информацию не подтвердили. Однако уже вечером в СМИ поступило приглашение на собрание коллектива «Авиадвигателя» с заявлением, что на предприятии происходит «насильственная смена руководства», а также было распространено открытое письмо коллектива «Авиадвигателя» президенту РФ Владимиру Путину в защиту Иноземцева.

ОПК «Оборонпром» предоставил «Новому компаньону» свой ответ на письмо трудящихся Путину, в котором сообщалось, в частности, что «рыночная ситуация в стране изменилась — конструкторскому бюро не надо бороться за выживание», поскольку «государство обладает достаточными ресурсами, чтобы финансировать разработки, оно само даёт задания промышленности по созданию и производству необходимой техники. Поэтому так называемый двуликий Янус, когда генконструктор совмещал должность гендиректора — менеджера, продавца, хозяйственника и т. д., — пережиток прошлого». Тем самым в «Оборонпроме» официально заявили свою позицию по поводу будущего распределения управляющих обязанностей в «Авиадвигателе».

В четверг, 11 апреля, на ОАО «Авиа-двигатель» состоялось собрание коллектива. Предполагалось, что это мероприятие будет происходить в зале заседаний, однако перед самым его началом там внезапно прорвало трубу... Эта коммунальная неприятность превратила собрание трудового коллектива в открытый «митинг» на свежем воздухе.

Реакция сотрудников «Авиадвигателя» на известие о возможной смене управляющего директора оказалась массовой и единодушной. Так, письмо президенту РФ Владимиру Путину в защиту Иноземцева подписали 2,2 тыс. человек — все действующие сотрудники, «за исключением болеющих и декретных» (всего на «Авиадвигателе» трудятся 2,5 тыс. человек).

Председатель профсоюзного комитета ОАО «Авиадвигатель» Анна Вольф в ходе акции заявила, что реакция сотрудников на происходящие события — это «волнение и неопределённость в связи с сохранением рабочих мест». В речи профсоюзного лидера прозвучал также призыв отстранить Владислава Масалова и генерального директора ОПК «Оборонпром» Дмитрия Леликова «от управления».

Анна Вольф, председатель профсоюзного комитета ОАО «Авиадвигатель»:

— Наша работа зиждется на профессионализме нашего директора. Мы, коллектив работников, требуем отстранить от управления гендиректора ОДК Владислава Масалова и гендиректора «Оборонпрома» Леликова, которые одной подписью на документе решают судьбу нашей отрасли, выдавая непонятные свои цели за национальные интересы. Мы требуем оставить Иноземцева во главе предприятия. Мы не хотим разрушить наше КБ. Если нас не услышат «сверху», мы выйдем на улицу.

В речах собравшихся звучали призывы «написать в Следственный комитет», а также «организовать одиночный пикет в Москве». Одна из работниц «Авиадвигателя» призналась, что её обеспокоенность создавшейся ситуацией связана с тем, что предприятие оплачивает ей ипотеку.

Сотрудники «Авиадвигателя» высказывали своё нежелание присоединяться к Пермскому моторному заводу, который по итогам 2012 года имеет 4,8 млрд руб. чистого убытка, а ОАО «Авиадвигатель» является прибыльным предприятием, основной статьёй дохода которого является производство газотурбинных установок по заказу ОАО «Газпром». И хотя о предстоящем юридическом объединении ПМЗ и «Авиадвигателя» собственники не заявляли, сотрудники конструкторского бюро увидели предвестие этого в назначении единого для обоих предприятий управляющего директора Сергея Попова.

Под сомнение собравшиеся поставили и эффективность Попова как управленца.

Артём Снитко, ведущий инженер отдела кооперации двигателя ПД-14 ОАО «Авиадвигатель»:

— Остаётся только один вопрос: почему в бюджете РФ на 2013 год существует достаточно большая статья — более 1 млрд руб., которая называется «компенсация убытков за счёт внедрения эффективных технологий». На «Авиадвигателе», если перспективные технологии внедряются, то никогда не возникает убытков. Почему эти убытки возникли в «Сатурне», когда Попов был одним из управленцев предприятия — непонятно.

Конструкторы признались: они боятся, что разрушится предприятие, что «Авиадвигатель» присоединят к «Сатурну». По их словам, похожая ситуация сложилась, когда НПО «Сатурн» поглотило «Люльку».

«После того как были выведены все функции «Люльки» из Москвы и фактически вывезена оттуда вся документация, право собственности перешло в «Сатурн». Все станки перевезли в «Сатурн». В настоящее время «Люлька» — это фактически маленькое КБ, где сидят люди с маленькой зарплатой. И никакого внимания к ним нет. Сейчас предложение заключается в том, чтобы исключить финансовую деятельность от нашего генерального директора. Допустим, деньги пойдут через ПМЗ. За последние два года через ПМЗ прошли достаточно большие суммы (как головной изготовитель, он также участвует в программе ПД-14, получает часть денег на освоение технологии, серийного производства, у него есть программа по двигателям ПС-90А и пр.), а дела у него всё хуже и хуже», — делились своими опасениями сотрудники «Авиадвигателя».

Алексей Черемных, финансовый директор ОАО «Авиадвигатель»:

— Я боюсь, что всё, что создано здесь, на пермской площадке, будет похоронено. Авиация — непростое дело. Для того, чтобы создать новый двигатель, нужно 8-10 лет. А чтобы его произвести, нужен год... Если, скажем, люди пришли на два-три года, они не будут заинтересованы ни в молодых специалистах, ни в развитии школы авиадвигателестроения. Мы молодыми специалистами занимаемся, начиная с первого курса. Им же эти люди просто будут неинтересны. Простой пример — «Пермские моторы». Там нет ни людей, которые могут собрать двигатель, ни специалистов, которые могут сделать техническую проработку.

Давайте порассуждаем, что такое собственники? Мы являемся государственным предприятием, на 85% — ОДК, 10% — «Газпром», остальные — физические лица. ОДК — 100%-я «дочка» «Оборонпрома». «Оборонпром» — 100%-я «дочка» «Ростехнологий». «Ростехнологии» — государственная структура. Значит, собственником является кто? Государство. А государство кто? Государство — это мы. Люди, которые руководят, считают себя собственниками. Но это неправильно, они выступают от лица государства, от лица собственников, но они — не собственники!

В официальном ответе ОПК «Оборонпром» причины, по которым Александру Иноземцеву предложено сосредоточить свои усилия на конструкторской деятельности, объясняются так:

«Перед КБ «Авиадвигатель» стоит амбициозная задача — создание нового поколения семейства гражданских двигателей тягой 9-18 тонн. От успеха «Авиа-двигателя» как разработчика во многом зависит, какое положение будет занимать российское двигателестроение в ближайшие 50 лет. ПД-14 — это на сегодняшний день единственная перспективная разработка ОДК в гражданском сегменте. Поэтому спрос с КБ очень велик. Только бюджетных ассигнований на этот проект государство выделяет около 35 млрд руб. И за эти деньги надо будет держать ответ. Поэтому А. Иноземцеву было предложено сконцентрироваться на работе над этим двигателем в качестве генерального конструктора».

Владислав Масалов на вопрос, не потеряет ли «Авиадвигатель» свой основной заказ — ПД-14, ответил, что «речи об этом нет», и «Авиадвигатель» останется «головным исполнителем по этому проекту».

На вопрос, есть ли претензии к тому, как исполнялся проект ПД-14 на предприятии, Масалов сообщил, что «вызывает вопрос будущая экономика проекта — именно на стадии серийного производства, так как государство будет финансировать проект до 2016 года, дальше предполагается осуществлять его за счёт собственных средств, в связи с чем неминуемо привлечение кредитных ресурсов, а значит, возможно ухудшение финансовых результатов».

Владислав Масалов, генеральный директор ОАО «Управляющая компания «Объединённая двигателестроительная корпорация»:

— По ПД-14 я в первый раз присутствовал в августе в проектном комитете. Было продекларировано: «Мы не достигаем таких-то параметров». Когда мы собрались на второй проектный комитет в ноябре или декабре, комментарии были даны те же: «Мы не достигаем параметров». Речь шла о параметрах по весу, температурам — основные технические показатели. Логичным был бы план мероприятий, как мы будем этих параметров достигать. На сегодняшний день я пока не получил этих данных, к сожалению.

По словам Масалова, к сентябрю двигатель ПД-14 должен быть готов к испытаниям. А к концу года должна быть разработана конструкторская документация — «привязка к борту самолёта летающей лаборатории».

Итоги голосования на совете директоров ОАО «Авиадвигатель» пока не подведены. Длительность этой процедуры Владислав Масалов объяснил тем, что «состав совета директоров разнороден, это бывшие и действующие менеджеры ОДК, многих из них трудно найти». В то же время, как пояснил топ-менеджер, председатель совета директоров Дмитрий Лёликов находится в отпуске.

Сергей Попов «ещё незавершившийся процесс» комментировать отказался.

Возможный исход голосования озвучили протестующие сотрудники «Авиа-двигателя», заявив с трибуны, что «за них уже всё решили одной подписью».

Сергей Попов, управляющий директор ОАО «Пермский моторный завод»:

— Вы пришли разговаривать с директором Пермского моторного завода. Бумаг о том, что я назначен на «Авиа-двигатель», нет, и их не существует в природе. Вот у меня 10 тыс. людей в подчинении. И заражать их какими-то слухами — это, я считаю, противоестественно. Есть коллектив, у которого есть среда, где всё выстроено иерархически, почти как в армии. ОДК — это ещё более развёрнутая структура, где 80 тыс. работающих в сумме по всем предприятиям. И питать такие коллективы разными слухами не стоит.

Владислав Масалов ситуацию вокруг снятия Александра Иноземцева с должности гендиректора «Авиадвигателя» комментировать не стал.

Владислав Масалов:

— Комментировать пока ещё не состоявшееся решение неправильно. Конечно, расстроила суета, которая создана вокруг этого вопроса. Речь идёт исключительно о разделении полномочий управляющего директора и генерального конструктора на «Авиадвигателе». Это вопрос организационной структуры внутри холдинга, не более того. Понятно, что для действующего руководителя есть последствия с точки зрения управления финансовыми потоками, но с точки зрения реализации перспективного проекта — нет.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться