Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Большое счастье — вернуться домой»

Теодор Курентзис и Дмитрий Махонин уверили публику в своём прямом контакте и полном согласии

Поделиться
Теодор Курентзис и Дмитрий Махонин

  Марина Дмитриева

«Дягилевский фестиваль в том виде, в котором он сегодня существует — это главный проект, который я создал в жизни. Это 10 лет моей жизни. То, что мы после ковида преодолели трудности и вернулись — очень важное событие для меня. Я испытываю особое волнение, — так начал свою речь на пресс-конференции, посвящённой открытию Международного Дягилевского фестиваля, его художественный руководитель Теодор Курентзис. — Делать фестиваль — это не значит приглашать выдающихся артистов. Это значит создавать творческую атмосферу, где вы становитесь соучастниками. Это не мой фестиваль, это ваш фестиваль! Моя работа — курировать эту атмосферу и складывать этот пазл».

По словам Курентзиса, фестиваля этого года не было бы, если бы не участие губернатора Дмитрия Махонина. Его же заслугой Курентзис назвал и проведение мини-фестиваля «Дягилев плюс», который впервые прошёл в ноябре 2020 года, состоится в нынешнем декабре и станет ежегодным. «Честно, если бы не он, я бы не находился сегодня с вами», — сказал дирижёр о губернаторе.

«В пандемию появились трудности и проблемы, но наша ДНК от них стала только крепче. То, что нас не убивает, делает нас сильнее», — завершил свою речь Курентзис цитатой из Ницше.

Когда из зала прозвучали вопросы, дирижёру пришлось объяснять, почему в этом году нет фестивальных событий на сцене Пермского театра оперы и балета:

«В этом году мы делаем события в ДК имени Солдатова. Он похож на театр, акустика немного лучше, зрителей больше… Когда я создавал программу этого фестиваля, было непонятно, что вообще будет с театром. Менялось руководство, разные сплетни… Планировать постановки в каком-то театре, не зная, кто будет его директором, это большой риск, поэтому я пытался создать такую программу, чтобы мы могли сделать полноценный фестиваль и не нуждались в участии театра оперы и балета. Очень сложно создавать программу, когда всё меняется вокруг каждый час.

Чтобы создавать хороший фестиваль, должно быть слияние эстетик, общее понимание, иначе не получится. Когда я был руководителем театра и руководителем фестиваля, это слияние было, потому что это был один человек. А сейчас я не знаю, будет ли это с театром…

Для меня большая честь работать здесь, на Заводе Шпагина. Это — ваше будущее, потому что будущего нет там, где нет прошлого».

По словам Курентзиса, он хотел бы максимально дистанцироваться от Пермского театра оперы и балета, чтобы отпустить театр и дать ему возможность жить самостоятельно, потому что «Все эти люди вроде Артёма (Абашева, главного дирижёра театра — ред.), которых я сам когда-то нашёл, не хотят всегда быть в тени Теодора, не хотят, чтобы их постоянно сравнивали. Хороший фестиваль — это фестиваль, который следует внутренней линии, но при этом обновляется. Театр тоже должен следовать своей линии. Может быть, даже лучше, что я ушёл и тут теперь новая эпоха. История покажет.

Когда ты работаешь в опере, ты мечтаешь о свободе. Когда ты свободен, ты мечтаешь об опере, — философствовал музыкант. — Я — житель Перми и буду рад, если здесь будут создаваться качественные оперные постановки. Надо дать театру такую возможность».

Худрук ответил и на вопрос, возможны ли в будущем оперные постановки, созданные специально для Дягилевского фестиваля. Судя по его ответу, вряд ли: во-первых, он доволен такой работай на фестивале в Зальцбурге и всех приглашает туда смотреть оперы под его музыкальным руководством, а во-вторых, чтобы приглашать на постановки режиссёров вроде Кастеллуччи или Варликовского, как он хотел бы, нужны соответствующие средства и большой временной лаг. Сейчас пригласить режиссёров такого уровня можно лишь на 2025 год, и это приглашение должно быть финансово обеспеченным.

На протяжении всего разговора Курентзис повторял, что Пермь — его дом, он возвращается сюда как на родину. «Здесь мой дом, мои родные собаки», — признался публике «гражданин Демидково».

В финале встречи Курентзис пообещал когда-нибудь написать мемуары. Ещё одной грандиозной новостью для меломанов стало известие о том, что дирижёр заказал четырём композиторам дописать незаконченную Десятую симфонию Малера, причём писать не по наброскам Малера, а отталкиваясь от своего представления об этом композиторе. Одним из авторов «продолжения Малера» будет резидент Петербургского Дома радио Алексей Ретинский. Курентзис планирует сделать исполнение этой музыки большим европейским событием.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться