Вера Гиренко


«Современные художники создают не картины, а целые миры»

Куратор фестиваля «Просвет» Влад Александров — о концепции светового шоу в Перми

Поделиться
Фестиваль Просвет

  Виктор Михалев

В эти выходные — 19 и 20 декабря — в Перми при поддержке краевого минкульта состоялся второй фестиваль света «Просвет» (6+). Городские локации подсвечены изнутри и снаружи при помощи современных мультимедиа-технологий. Мы спросили у куратора фестиваля Влада Александрова, о чём фестиваль «Просвет» и каковы особенности программы этого года.

— Влад, в чём состоит концепция фестиваля «Просвет»?

— Эта концепция была придумана специально для Перми. «П» — как первая буква города. «Свет» — как форма, с которой работают художники (почти все работы фестивальной программы основаны на их работе со светом). Плюс к этому — проект имеет образовательную функцию. Мы знакомим зрителей с качественным современным искусством в доступной форме. Это отличает нас от многих культурных институций, где сложные слова больше отталкивают зрителя, чем дают понимание. В идеале проект должен оживить город, прокачать его культурную прослойку и дать импульс на собственное творчество.

— Каждый год у фестиваля есть главная тема. Какой она будет на этот раз?

— Мы с художниками решили поразмышлять на тему вызовов 2020 года. Все долго сидели на карантине. Многие из нас активно пользовались современными технологиями: общались с близкими, заказывали еду, продолжали работу. Благодаря этому мы достаточно комфортно чувствовали себя в домашних условиях. При этом все мы хотели иметь возможность надолго выйти на улицу и соединиться с природой. Поэтому я решил, что было бы здорово порефлексировать на тему «Живо» — симбиоза природы, человека и современных технологий. Эта тема отражается практически во всех работах фестиваля этого года.

Фестиваль Просвет

  Виктор Михалев

— Какие особенности у программы «Просвета» этого года и какие световые инсталляции вы назвали бы наиболее впечатляющими?

— Программу фестиваля этого года отличает интерактивность. Во многих работах зрители станут главными героями действий и соавторами произведений искусства. Так, на «Заводе Шпагина» группа художников Sila Sveta покажет инсталляцию In to. Гуляя по пространству проекционного полотна, зрители смогут влиять на контент — вокруг них будет возникать и меняться графика. По такому же, интерактивному, принципу будет создаваться инсталляция Face-iD4000 на фасаде театра оперы и балета — камеры будут считывать изображения лиц зрителей и в художественной обработке проецировать их на театр. Интерактивная инсталляция Touch the light преобразит телебашню. При помощи специально придуманной технологии можно будет влиять на динамику света башни.

Фестиваль Просвет

Фестиваль световых инсталляций «Просвет»
  Виктор Михалев

— Очевидно, что то, о чём вы говорите, — это высокие технологии. Но почему это ещё и искусство?

— Потому что помимо технологий инсталляции содержат в себе ещё и смыслы, которые закладывают в них художники. И важно заметить, что эти смыслы выражены доступно и понятно. Например, в инсталляцию Ивана Кабалина на телебашне заложена идея о том, что человек испокон веков мечтал покорять вершины, что это желание сохранилось и по сей день, только вместо горных вершин пришли индустриальные. Телебашня — самый высокий объект города, и благодаря новым технологиям ею можно управлять.

Или ещё пример. Команда Illuminarium3000 покажет в цирке инсталляцию Singularis, которая построена на не самых простых работах Стивена Хокинга. Но сюжет инсталляции позволит приблизиться к их пониманию. Он будет основан на том, что частица прилетела на нашу планету и у каждого из нас есть возможность показать ей наш мир.

В общем, у каждой работы, которая будет показана на «Просвете», будет нетривиальное содержание и яркая современная форма, способная увлечь зрителей. Это важно, потому что современный мир переполнен информацией. Статичные картины уже не цепляют взгляд. Поэтому современные художники создают не картины, а целые миры при помощи музыки, декораций, света и графики. Это позволяет сделать эмоции от переживания искусства более сильными.

Фестиваль Просвет

  Виктор Михалев

— Можете назвать ваше самое сильное потрясение от медиаискусства?

— Есть такой датско-исландский художник Олафур Элиассон. В 2003 году в галерее Tate Modern он создал инсталляцию The Weather Project. В ней он воспроизвёл солнце внутри помещения. Эта работа была детально продумана и с инженерной, и с художественной точки зрения. В сущности, Элиассон создал живую природу внутри искусственно созданного пространства. Именно это меня потрясло.

— Как изменился регламент фестиваля «Просвет» в связи с коронавирусом?

— Действительно, пандемия внесла свои серьёзные коррективы в организацию и подготовку события, и мы предприняли беспрецедентные меры безопасности. На некоторых шоу строго лимитировано количество зрителей-участников: на шоу Camera и The forest of parma на «Заводе Шпагина» допускаются одновременно не более 15 человек. Вход на эти инсталляции действует по регистрации. Она требуется и на шоу «Симулякр» в планетарии. Ну это помимо общего для всех правила — носить средства индивидуальной защиты.

В некотором смысле социальная дистанция — лучше для восприятия искусства, ведь она позволяет зрителю погрузиться в контекст в более интимной обстановке. В своих работах художники искали ответы на вызовы 2020 года — это была их эмоциональная проработка проблем, которые стали явными для мира. Важно, что фестиваль проходит перед Новым годом, когда люди подводят итоги. В некотором смысле фестиваль сопутствует в этом, ведь следуя основной идее — в симбиозе природы, человека и технологий, —  природа по-прежнему занимает главенствующую роль.

Фестиваль Просвет

  Виктор Михалев

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться