Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Лучшая вакцина

В Пермской филармонии с успехом прошёл Десятый музыкальный фестиваль Дениса Мацуева

Поделиться
фестиваль мацуева

  Любовь Топоренко

Говорить о том, что событие состоялось в трудный год, в трудных условиях, уже стало общим местом. Можно об этом не упоминать — и так всё понятно… Да и вообще, хочется уже забыть об окружающем нас мраке. И всё же из песни слова не выкинешь: Десятый музыкальный фестиваль Дениса Мацуева(6+) не просто состоялся, но вошёл в историю как огромная победа над обстоятельствами, как гимн человеческому духу и воле, как демонстрация живительной силы искусства.

Об этом каждый вечер говорил, выходя к микрофону, патрон фестиваля. По словам Мацуева, в эти четыре дня он получал множество сообщений со всех концов света, где люди смотрели трансляции фестиваля и не могли поверить: как это возможно в наши дни? «Нам все сегодня завидуют, — утверждал Мацуев. — Везде музыкальная жизнь замерла, а у нас, в Перми, она продолжается. Спасибо губернатору Пермского края, что не закрыл все музыкальные события! Музыка — это лучшая вакцина, необходимая в любой точке света. К нам в Пермь каждый год приезжают удивительные музыканты и прекрасные люди — для меня эти понятия неразделимы. Будем надеяться, что через год всё будет хорошо, и мы встретимся в 2021 году».

Действительно, губернатор Дмитрий Махонин не просто поддержал проведение фестиваля, но и побывал на его третьем, самом «звёздном» концерте, а в финале на сцену вынесли роскошную корзину цветов — подарок главы региона всем музыкантам.

Концерты фестиваля прошли в Большом зале Пермской краевой филармонии в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры Пермского края. Первоначально фестиваль планировался на март, и купленные на то время билеты были действительны. Каких усилий потребовало от сотрудников Пермской филармонии соблюдение всех противоэпидемических требований — это особый разговор. Всех входящих встречала команда капельдинеров, которые перераспределяли зрителей так, чтобы между ними оставались незанятые места, соблюдение масочного режима было строжайшим. Между тем, со сцены казалось, что зал полон: это особое изобретение филармонии — стикеры «Место на паузе», обозначающие, что кресло нельзя занимать, выполнены в виде светлых овалов, и издалека они выглядят, как человеческие лица.

«К нам в Пермь», «у нас в Перми»… Мацуев говорит о Перми как о родном городе, и у него есть для этого основания. Пермь сыграла огромную роль в его становлении, и на протяжении всего юбилейного фестиваля, на каждом его концерте появлялись отсылки к Перми, к её музыкальной истории.

Фестиваль проходил как серия сюжетных событий, и каждый его вечер имел особую тему. Юбилейный фестиваль открылся юбилейным концертом: отмечали 250-летие Людвига ван Бетховена. В своём сольном выступлении Денис Мацуев исполнил три бетховенские сонаты. Программу открыла «Аппассионата», известная наизусть не только записным меломанам, но буквально каждому, однако то, что звучит у нас в голове, и та музыка, которая рождается под руками Мацуева — это не совсем одно и то же. В мацуевской «Аппассионате» — часть его личности, его широкой и очень светлой натуры. Известная как музыка мрачных страстей, легендарная соната № 23 стала как будто легче и даже, может быть, веселее.

мацуев

  Любовь Топоренко

Сонаты № 31 и № 32, которые продолжили программу — из поздних сочинений Бетховена. Ярость и энергия сменились философией и элегичностью, и каждый слушатель концерта мог убедиться, что репутация Мацуева как музыканта очень напористого и мощного верна лишь отчасти: он напорист там, где этого требует музыка, а там, где она требует другого, он очень деликатен.

Когда смотришь на эту крепкую фигуру, размашистые жесты, роскошную шевелюру, кажется, что за роялем — молодой Бетховен. Он ведь был не только композитором, но и выдающимся пианистом и педагогом, и в вечер открытия фестиваля напрашивалась мысль об удивительном личностном сходстве двух музыкантов.

Этот вечер, в котором публика и пианист встретились один на один, лицом к лицу, наводил на очень многие мысли. Денис Мацуев начинал свой пермский проект, будучи сравнительно молодым музыкантом. Сегодня он — мэтр, он возмужал, но… остался молодым. Его поразительная спортивная живость не покинула его, в нём по-прежнему нет никакого чванства и высокомерия, нет чувства собственной важности. Публика, а особенно пресса любят его не только за музыку, но и за открытость, доступность, удивительный дар собеседника.

Мацуев разговаривает не только с людьми, но и с роялем. Когда он играет, его губы шевелятся, словно он беседует с инструментом. Интересно, о чём?

Завершилось открытие фестиваля настоящим пиршеством меломанов: Мацуев, который никогда не ломается и не заставляет себя упрашивать, трижды вышел на «бис». Музыка была разная, но вся — из западноевропейского романтизма: Шуберт, Шопен и Григ. Получилась мини-хрестоматия этого важнейшего в истории музыки явления. Мацуев в этой музыке чувствует себя очень непринуждённо, исполнительство даётся ему не только легко, но и с видимым удовольствием. Известно, что для достижения такой исполнительской лёгкости надо много репетировать — часами, бесконечно, — но эту рутинную часть своей работы пианист решительно оставляет за кулисами. На сцене он играет с детским удовольствием.

Такую же выстроенность, верность заданной теме показал и второй вечер фестиваля. Русская музыка, Прокофьев и Чайковский. И — любимая тема Мацуева: международные музыкальные конкурсы. На сцену вышли лауреат XV конкурса им. Чайковского виолончелист Александр Рамм и лауреат международных конкурсов молодых пианистов Astana Piano Passion в Астане и Grand Piano Competition в Москве Ева Геворгян. Мацуев патронирует конкурсы молодых пианистов и всячески продвигает их победителей, предоставляя сцену на своих фестивалях.

фоно

  Любовь Топоренко

Ева Геворгян, эффектная блондинка в роскошном красном платье, открыла вечер сложнейшим Третьим фортепианным концертом Прокофьева. Молодая пианистка достойно донесла до слушателей богатство этой музыки — не только мелодическое, но и смысловое, ведь в пространство Третьего концерта вместились несколько самых драматичных лет жизни композитора — революция, годы странствий и эмиграции, напряжённые размышления о судьбе и Родине.

После столь серьёзного и волнующего начала зазвучала музыка, которая, будучи по сути серьёзнейшей и в полном смысле слова симфонической, в Перми стала балетной. «Вариации на тему рококо» и Второй фортепианный концерт Чайковского послужили основой для балетов — сочинённого Алексеем Мирошниченко с тем же названием — «Вариации на тему рококо» — и вершины творчества Джорджа Баланчина, его сложнейшего творения — Ballet Imperial. Этот музыкальный вечер стал большим оммажем культуре Пермского края и её важнейшему феномену — пермскому балету.

Мацуев имеет к этой истории самое прямое отношение: он участвовал в проекте переноса Ballet Imperiale на пермскую сцену, был первым исполнителем партии рояля в пермской версии баланчиновского шедевра; он же солировал и во время показа балета жюри «Золотой маски» на сцене Большого театра в 2004 году. Это была славная история: пермский балет стал лучшим и получил высшую Национальную театральную награду, а Второй концерт Чайковского по сей день остаётся в репертуаре музыканта. Об этом Мацуев напомнил фестивальной публике, по традиции обращаясь к зрителям в финале концерта.

Второй концерт Чайковского в его исполнении прозвучал весьма по-имперски. Пианист подчеркнул его торжественность и звучность, и сразу стало понятно, почему Джордж Баланчин именно эту музыку выбрал для того, чтобы создать танцевальное воплощение Российской империи в пору её расцвета.

Всем солистам этого и следующего вечера несказанно повезло: их музыкальные интерпретации поддержал, развил и украсил один из лучших оркестров мира — Российский национальный оркестр (РНО). Он — из той категории оркестров, где каждый музыкант — личность, каждый — солист. Это особенно хорошо поняли зрители онлайн-трансляций концерта, ведь все концертные программы фестиваля шли в прямой трансляции не только на сайте филармонии, но в 25 виртуальных концертных залах Пермского края. Камеры профессиональных операторов филармонии привлекали внимание то к флейтисту, то к скрипачке… Особенно — к скрипачке. Татьяна Поршнева, концертмейстер оркестра, из тех музыкантов, которых камера любит. Она прекрасна и своим сценическим обликом, и каждым скрипичным соло.

Это отлично понимает и Мацуев. После концерта он сказал зрителям, что хотел бы, чтобы вторая часть концерта Чайковского никогда не кончалась: она построена, как тройной концерт, в ней три солирующих инструмента — фортепиано, скрипка и виолончель, и с такими соратницами, как Татьяна Поршнева и виолончелистка Светлана Владимирова, играть эту музыку — особенное удовольствие. Напомнив о проекте «Мацуев и друзья», музыкант пошутил, что неплохо бы создать аналогичный — «Мацуев и подруги».

Российский национальный оркестр стал главным героем третьего вечера фестиваля. Героев вообще-то было много: фестиваль для того и создаётся, чтобы публика встретилась не просто с хорошими музыкантами, а с самыми любимыми, и третий фестивальный концерт эту миссию выполнил сполна. Денис Мацуев, Хибла Герзмава, Сергей Догадин — победители Международного конкурса имени Чайковского разных лет, и с ними — дирижёр Валентин Урюпин. Что ни имя, то по-особенному близкое и любимое пермяками. Однако руководитель фестиваля всячески привлекал внимание публики не к солистам (они и сами по себе внимание привлекают), а к оркестру, ведь в этот день РНО праздновал своё тридцатилетие. Ещё один юбилей в этом юбилейном фестивале.

Фестиваль Дениса Мацуева

  ГКБУК «Пермская краевая филармония»

К сожалению, Хибла Герзмава спела всего три концертных номера, зато из самых разных категорий вокальной музыки — итальянская оперная ария (Леонора из «Трубадура» Верди), русская народная песня («Травушка-муравушка») и романс («Букет цветов из Ниццы»). После концерта Мацуев сообщил зрителям, что певица уже летит в Москву: у неё всё расписано по минутам. Но даже за это короткое выступление соушатели не могли не оценить удивительный дар певицы и не поразиться ему: Герзмава поёт без единого крика, никогда не форсирует верха, она как будто не усиливает, а укрощает свой голос, и внимать этой тонкости и деликатности в подаче звука бесконечно увлекательно.

Фестиваль Дениса Мацуева

  ГКБУК «Пермская краевая филармония»

Зато Сергей Догадин играл, на радость меломанам, много: знаменитейший Скрипичный концерт Чайковского, а потом, уже на «бис» — La Molinara Паганини. Лауреат Первой премии XVI Международного конкурса им. Чайковского показал, что такое настоящая виртуозность: сумасшедшие верха, тончайшие пианиссимо — всё то, что заставляет слушателей замереть от восторга. Каденцию в первой части концерта Чайковского молодой скрипач выдал головокружительную, а вариации Паганини прозвучали у него современно и внезапно, как будто это был экспромт, рождённый в XXI веке.

Догадин — не чужой Перми человек. Школа у него питерская и венская, но корни — здешние. Его отец, альтист Андрей Догадин — выпускник Пермского музыкального училища в прошлом году активно участвовал в юбилейных событиях пермской Alma mater.

Не чужой в Перми и Валентин Урюпин — один из самых многообещающих дирижёров нового поколения. Именно в Перми он осваивал дирижёрскую специальность под руководством Теодора Курентзиса, в оркестре которого MusicAeterna выступал как кларнетист. Многие из участников концерта могли повторять вслед на Мацуевым: «Пермь и ее филармония — это дом, в который всегда приятно возвращаться».

В завершение вечера Мацуев с оркестром исполнил Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Шопена. Бесконечные шопеновские арпеджио рассыпались серебром и бриллиантами, даря душам умиротворение и наполняя умы возвышенными мыслями. Поистине, музыка — это лучшая терапия и лучшая вакцина, как не уставал повторять Денис Мацуев на протяжении всего фестиваля.

По традиции, завершающий, четвёртый вечер был посвящён лёгкой музыке. Он назывался «И классика, и джаз», но преобладал всё-таки джаз. Мацуев выступал в составе трио, с которым играет джаз постоянно; кроме него, в ансамбль входят контрабасист Андрей Иванов и ударник Александр Зингер — мастера музыкальной эксцентрики, любители необычного звукоизвлечения.

дети

  Любовь Топоренко

Как всегда, вместе с мастерами выступили совсем маленькие музыканты — лауреаты конкурса «Синяя птица» и стипендиаты Благотворительного фонда «Новые имена». Это не просто талантливые дети, а вундеркинды, которые играют так, как не любой взрослый дипломированный музыкант сможет. Крошечная Анастасия Тюрина на своей балалайке выдала и 24-й каприс Паганини, и зубодробительные вариации на тему русской народной песни «Ой ты, Порушка-Параня», но особенно поразила слушателей Ярослава Симонова — 15-летняя обладательница могучего джазового голоса и тончайшего музыкального стиля.

Джазовый концерт завершился джемом на тему классического «Каравана», который Ярослава Симонова украсила вокалом в арабском стиле. Джем — это когда играют все вместе, и при этом каждый может проявить себя в соло, показать свою музыкантскую личность. Таков весь фестиваль Дениса Мацуева. «Удивительные музыканты и прекрасные люди», — эти слова, сказанные Мацуевым о собратьях по сцене, могут быть в полной мере отнесены к нему самому.

Подводя итоги юбилейного проекта, Денис Мацуев подчеркнул, что 10 фестивальных лет укрепили его сотрудничество с Пермской филармонией.

Денис Мацуев, народный артист России, руководитель музыкального фестиваля Пермской краевой филармонии:

— Я бы назвал это не сотрудничеством, а большой дружбой с замечательным коллективом и его директором Галиной Юрьевной Кокоулиной — вечным двигателем культуры в Пермском крае. Тот коллектив, который она собрала, — это всегда чувство локтя, всегда команда и добрая семья, которая делает свою потрясающую работу безукоризненно.

Поверьте, вам, пермяки, завидуют практически во всём мире, потому что концерты мало где проходят, и это огромное счастье, а пермская публика — это тот показательный пример, о котором я говорю практически во всем мире. Мы знакомы больше 22 лет, я прекрасно вижу, как и количественно увеличилось число зрителей — залы переполнены, всегда аншлаги. Но самое главное наше достижение, о котором я действительно не устану твердить, — это рождение новой аудитории, нового поколения слушателей, которое приучено ходить на концерты академической музыки. И, конечно, Пермская филармония — соучастник этого процесса, развивающий эту аудиторию, делающий правильные программы. Уникальная афиша филармонии — действительно бренд, показатель некоей планки. Такую афишу не стыдно иметь самому знаменитому залу мира! Можно точно сказать, что тот уровень, который задан Пермской филармонией за эти годы, будет поддерживаться и дальше, зная, как трепетно относится коллектив филармонии к зрителю и артистам.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться