Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Наступает эпоха умного театра»

Эксперты комментируют результаты фестиваля-конкурса «Золотая маска» по итогам театрального сезона 2018/19

Поделиться
Золотая маска шахерезада

Балет «Шахерезада»
  Антон Завьялов

В Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко 10 ноября прошла церемония вручения Национальной театральной премии «Золотая маска» по результатам сезона 2018/2019. Церемония изначально была назначена на 16 апреля, но даже спустя полгода прошла лишь в формате онлайн.

Два пермских театра претендовали на 30 «Масок» с пятью спектаклями: «Пермские боги» (Театр-Театр, 16+), «Винил» (Театр-Театр, 12+), «Закрой мне глаза» (Пермский театр оперы и балета, 12 +), «Баядерка» (Пермский театр оперы и балета, 12+) и «Шахерезада» (Пермский театр оперы и балета, 6+).

Первыми по традиции вручались награды в номинациях, связанных с опереттой и мюзиклом, и здесь абсолютным триумфатором стал спектакль Театра-Театра «Винил».

Золотая маска Винил

Спектакль «Винил»
  Никита Чунтомов

Анна Огорельцева получила премию в номинации «Лучшая женская роль в оперетте или мюзикле», Марат Мударисов — в номинации «Лучшая мужская роль в оперетте или мюзикле», Илья Линович — в номинации «Лучшая роль второго плана в оперетте или мюзикле». Таким образом, «Винил» собрал все актёрские «Маски» в номинациях за оперетту/мюзикл.

Татьяна Виноградова стала лучшим дирижёром в оперетте/мюзикле, и, наконец, «Винил» был объявлен лучшим мюзиклом сезона-2018/2019! Всего спектакль «Винил» принёс Театру-Театру пять высших национальных театральных наград.

Пермский театр оперы и балета получил в этом году две «Золотые маски».

Полина Булдакова, выдержав огромную конкуренцию (в номинации «Балет — современный танец/Женская роль» фигурировали имена десяти танцовщиц), получила премию за роль Никии в «Баядерке» Пермского театра оперы и балета.

Алексей Хорошев получил уже вторую свою «Золотую маску» в номинации «Лучший художник по свету в музыкальном театре» за световое решение балета «Шахерезада» в Пермском театре оперы и балета.

Баядерка

Балет «Баядерка»
  Антон Завьялов

Результат закономерный, хотя и нетипичный. Приходится слышать сетования по поводу того, что мало наград у театра оперы и балета, однако, если обратиться к решениям жюри «Золотой маски» за недавние годы, то можно обнаружить, что две премии — это очень хороший результат. За «Травиату» (16+) Теодора Курентзиса и Роберта Уилсона и за «Жанну на костре» (18+) того же Курентзиса и Ромео Кастеллуччи их было тоже по две. А общий результат, так сказать, «командный зачёт» этого года у Перми вообще блестящий: семь «Масок» за сезон — это очень много для нестоличного города. Больше у Перми было только в 2015 году, когда пять наград получила «Королева индейцев» (16+) Пёрселла в постановке Курентзиса и Питера Селларса и ещё три «Маски» — мюзикл Театра-Театра «Восемь женщин» (16+).

Так что в этом году результат более чем внушительный.

Особенно радуют персональные победы. Постоянные зрители Театра-Театра ликуют: мы наблюдаем за ростом Анны Огорельцевой и Марата Мударисова с первого курса Института культуры и понимаем, результатом какой работы стал их сегодняшний триумф. Невероятно приятно поздравлять Татьяну Виноградову: она обеспечила не только музыкальную состоятельность «Винила», но и успех всей работы Театра-Театра в рискованной зоне на стыке музыкальных и драматических жанров. Без неё мюзиклы в Театре-Театре были бы невозможны.

Художник по свету Алексей Хорошев благодаря балету «Шахерезада» стал единственным пермяком — дважды лауреатом «Золотой маски» (первую он получил в 2010 году за спектакль «Балета Евгения Панфилова» Casting Off). Понятно, что у Теодора Курентзиса «Масок» больше, но он уже не вполне пермяк, несмотря на место жительства в Демидково.

Самая, если можно так выразиться, красивая «Золотая маска» — у балерины Полины Булдаковой. У неё было девять (!) соперниц, и среди них артистки и из Большого театра, и из Балета Эйфмана, и из УралОпераБалета, и ещё одна балерина из Перми — Булган Рэнцэндорж. Полина Булдакова, по признанию экспертов, достойно заработала премию, которая не досталась более именитым её предшественницам, таким как Елена Кулагина или Инна Билаш.

Анна Галайда, балетный критик, эксперт (запись в телеграм-канале «Король танцует»):

— Звание прима-балерины Пермского театра оперы и балета Полина Булдакова получила всего два месяца назад, а шла к этому статусу шесть лет. Но без лирического света этой танцовщицы уже невозможно представить знаменитую уральскую труппу. Она пришла в нее сразу же после окончания Пермского хореографического колледжа, в котором числилась среди самых одаренных учениц. Удлиненные линии, мягчайшие ноги с выгнутыми стопами — фирменный знак пермской школы, говорящие руки обещали медленный восход яркой звезды — танцовщице нужно время, чтобы научиться идеально владеть таким «инструментом»… Булдаковой, конечно, невероятно к лицу перья «Лебединого озера» и величавость «Спящей красавицы». Но Каллиопа в «Аполлоне» Баланчина и Осень во «Временах года» Роббинса, Джульетта в постановке Макмиллана и соло в «Конькобежцах» Эштона позволили Булдаковой превратиться из танцовщицы в актрису. Благодаря этому родилась её трогательная и стойкая Вера Надеждина в недавней премьере «Золушки» Мирошниченко, который перенес действие сказки в Большой театр 1950-х, а главную героиню сделал молодой талантливой балериной.

Теперь Полина стала Золушкой-принцессой. Жалко только, что московские и питерские театры стали слишком высокомерны, чтобы приглашать в свои спектакли гостей из провинции — уверена, что это было бы интересно.

И всё же, при всей гордости и радости за «Винил», за Полину Булдакову и Алексея Хорошева невозможно отделаться от вопросов. Почему не «выстрелили» столь полюбившиеся публике и критике спектакли «Пермские боги» и «Закрой мне глаза»? Почему так мало наград в этом году у пермского балета?

Лариса Барыкина, член жюри музыкального театра Национальной театральной премии «Золотая маска»:

— Достаточно взглянуть на афишу «Золотой маски», чтобы понять многое, если не все. Очень неравномерны были конкурсы в разных жанрах и разных номинациях. В номинации по оперетте и мюзиклу на финальной стадии соревновались два спектакля — пермский «Винил» и «Стиляги» Театра Наций, а в опере был сильнейший конкурс: несколько спектаклей выдающихся и много интересных.

Сюда же, в оперную номинацию, попали симпатичные камерные постановки синтетического плана: «52» в БДТ, «Аллюки» из Казани и пермский спектакль «Закрой мне глаза». Эксперты назвали их операми, но многие мои коллеги так не считают. А я полагаю, что все они должны быть не в оперном конкурсе, в каком-то другом, и пусть это будет не «Эксперимент», а, скажем, «Кросс-жанр» или «Неформат». Таких спектаклей сейчас очень много, их пора куда-то определять. А сам «Эксперимент» в этот раз тоже поразил своей многочисленностью (10 работ!) и… отсутствием эксперимента. Да, всё уже было: экскурсии, радио-театр, квесты… Многие работы созданы с явной целью вызвать у зрителя раздражение, вывести из зоны комфорта. Выводят-то они выводят, но никуда не приводят. Если это эксперимент, то в области психологии, а не искусства.

Пока такие спектакли, как «Закрой мне глаза», оказываются в одной номинации со спектаклями, подобными «Влюблённому дьяволу» в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, или «Три сестры» в УралОпераБалете, или «Русалка» в Большом, они обречены оставаться без наград.

Что касается пермского балета, который в принципе обласкан «Масками», и «Баядерка», и «Шахерезада» вызвали активный интерес. Отмечали работу дирижёра Артёма Абашева. Мне кажется, в обоих спектаклях великолепные костюмы. За Алексея Хорошева могу только порадоваться, но ещё больше — за Полину Булдакову, она прекрасная балерина и достойно заняла лидирующие позиции в труппе. Кстати, если бы в показе участвовал заявленный Габриэл Лопес, то он вполне бы мог побороться за «Маску», в номинации «Лучшая мужская роль в балете» большой конкуренции, по разным причинам, не было.

Конечно, «Маска» Татьяны Виноградовой была бы весомее, если бы в её номинации было больше, чем один соперник. И если бы актёры Театр-Театра соревновались не друг с другом (на финальной стадии), а с артистами постановок, которые по непонятным причинам не пропустил экспертный совет. Но со временем все перипетии забудутся, а «Маски» останутся, и уже не будет важно, в какой ситуации они были получены. Пять «Масок» у мюзикла Театра-Театра, включая главную — «Лучший спектакль» — это историческое событие.

Владимир Спешков, член жюри драматического театра Национальной театральной премии «Золотая маска»:

— «Пермские боги» не произвели на жюри большого впечатления. Жюри состоит из профессионалов театра, представителей разных театральных профессий, и их мнение порой расходится с мнением экспертного совета, в которомвсе — театральные критики. Среди членов жюри были люди, которые в принципе не принимают театр такого типа. Другие оценили приём, на котором построен спектакль, но этот приём показался «вещью в себе», не наполненной эмоциональным содержанием. Некоторые, в том числе и я, были вынуждены смотреть спектакль в записи, и запись была не лучшего качества.

Но спектакль был замечен, его номинации — это знак признания экспертного сообщества, очень важная профессиональная оценка. Не надо недооценивать важность номинирования. Иногда оно даже важнее, чем пять «Масок». Номинанты «Золотой маски» — это элита театрального мира, а кто из них получит премию — это зависит от многих обстоятельств, в том числе случайных.

И вообще, вам грех жаловаться! У вас в этом году водопад из «Масок»! Нельзя забирать всё!

Афиша «Золотой маски» была в этом году богатая и серьёзная, особенно сильный конкурс был как раз в номинациях театра малой формы, в которых и фигурировали «Пермские боги». В конкурсе были такие вещи, которые просто нельзя не отметить. Главные лауреаты этого года — это спектакли, на которых люди думают.

Это «Иранская конференция» Театра Наций, где на сцене — сплошные звёзды, а люди в зале слушают текст Вырыпаева и понимают, что это история о том, что мир един и всё в нём взаимосвязано.

Это «Преступление и наказание» Константина Богомолова — совершенно блестящий спектакль, четыре часа интеллектуальной игры, где почти ничего не происходит, люди проговаривают текст Достоевского, который казался многим до этого достаточно нудным, а оказалось, что он способен создавать мощнейшее интеллектуальное напряжение. Такой театр можно смотреть и восемь часов, потому что это очень артистично, очень легко

Это спектакль, получивший специальную награду жюри — «Исследование ужаса» Бориса Павловича, абсолютно интеллектуальный театр, но увлекательный. Невозможно было не отметить и молодой коллектив «Мастерской Дмитрия Брусникина», за которым увлечённая театром молодёжь путешествует с площадки на площадку.

Настало время умного театра и зрителя, который идёт в театр не ради развлечения, а за чем-то сущностным и важным.

* * *

«Золотая маска» этого года запомнится как особо экстремальная. Конкурс продолжался в течение десяти месяцев с перерывом на локдаун. Призы были вручены в ноябре вместо апреля, между тем, обычно в ноябре уже называют номинантов следующего года. Сейчас эксперты «Золотой Маски» лихорадочно летают по театрам, отсматривая премьеры сезона 2019/20, и решают, брать ли в конкурс онлайн-проекты, ведь среди них было немало интересных.

Пермскому театру оперы и балета вряд ли что-то светит в следующем конкурсе. Скорее всего, его спектакли не попадут не только в лауреаты, но и в номинанты «Золотой маски», поскольку премьер в сезоне 2019/20 практически не было. Вот в сезоне 2020/21 возможен новый прорыв: театр очень рассчитывает на успех «Кармен» в постановке Константина Богомолова и «Любви к трём апельсинам» в постановке Филиппа Григорьяна.

Театр-Театр может вновь оказаться в «Масочной» афише: «Загадочное ночное убийство собаки» удалось выпустить в июне, то есть ещё в прошлом сезоне, и эксперты, по слухам, отнеслись к нему благосклонно.

Поживём — увидим. Возможны всяческие сюрпризы, ведь на афишах «Золотой маски» в разные годы значились не только академические театры из Перми, но и Пермский театр кукол, «Балет Евгения Панфилова», театр «У Моста», Коми-Пермяцкий и Лысьвенский драматические театры и даже театр «Карабаска».

Ожидается, что номинанты Национальной театральной премии «Золотая маска» за сезон 2019/20 будут названы в конце ноября.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться