Елена Синица


«Переход на дистант пугает и родителей, и преподавателей»

Эксперты порассуждали об эффективности дистанционного обучения

Поделиться

Школьники Прикамья на этой неделе вышли с каникул. Министерство образования приняло решение не продлевать отдых учащихся, также нет решения и о переходе на дистанционное обучение. Тем временем почти все краевые вузы уже перешли в онлайн. В связи с тем, что число заболевших коронавирусом в крае растёт, внештатный советник губернатора Дмитрий Жебелев предложил организовать переход на дистанционное обучение не только в вузах, но и сузах, старших классах школ и дополнительном образовании.

По словам Жебелева, исследования по заболеваемости коронавирусом среди детей дают уже вполне однозначные выводы: дети младшего возраста, в особенности младше 10 лет, точно реже заражаются и легче переносят заболевание, конкретно для них оно значительно менее опасно. О том, как много они заражают других, есть разные мнения. В частности, есть версия, что дети реже являются переносчиками коронавируса.

Дмитрий Жебелев Дмитрий Жебелев, советник губернатора Пермского края по социальным вопросам:

 — Первая причина перевода на дистант именно старших классов связана со здоровьем детей: для детей младшего возраста оставаться в школах более безопасно, и вероятно, что они меньше, чем старшие, заражают других. Вторая причина заключается в том, что для детей младшего возраста дистант более сложен в плане восприятия. Соответственно, по этим двум причинам в комплексе дистант для старших классов и социальный ущерб нанесёт меньше, и будет более эффективен с точки зрения снижения количества заражений.

Кроме этого, Дмитрий Жебелев подчеркнул, что будет разумным внимательно относиться к местам введения ограничений. Он предполагает, что тот же дистант не должен быть повсеместным, по всему Пермскому краю. В первую очередь онлайн-формат обучения стоит вводить в тех населённых пунктах, где есть серьёзные проблемы с заболеваемостью и нагрузкой на здравоохранение. В таком случае решение коснётся наиболее крупных населённых пунктов, где меньше проблем с интернетом, техническим оснащением.

Эксперты в сфере образования отмечают, что у дистанционного обучения есть свои плюсы и минусы. Но в любом случае это вызов как для самих учащихся, так и для преподавателей.

Ирина Шафранская Ирина Шафранская, преподаватель:

 — На сегодняшний день онлайновые образовательные технологии не настолько совершенны, чтобы обеспечить то же самое качество образования, что мы даём в офлайне. Да, все школы и университеты стремятся к этому, развиваются. Но, давайте скажем откровенно, не каждое учебное заведение может гарантировать качество онлайн-обучения. Это, конечно, всех пугает: и родителей, и образовательное сообщество. В этом плане необходимо искать решения, чтобы улучшить качество образования в этих условиях. Взвешивая все риски, я считаю, что в текущей ситуации средняя (примерно с 7-го класса) и старшая школа могут уйти на дистант. Я была в ковидном отделении, мне есть на основе чего делать выводы.

Важно, что, переходя на такой формат обучения, ребята должны получать другого типа поддержку от школ, которая бы их дисциплинировала. Это должны быть не просто онлайн-уроки, а системная дистанционная поддержка, с регулярной проверкой. Опять же, у нас очень небольшой город, очень тесное образовательное сообщество, и я думаю, можно обсуждать, как мы можем друг другу помогать. Например, студенты педагогического университета, которые учатся быть педагогами и проходят практику, могут быть онлайн-тьюторами. Или, возможно, мы можем говорить о появлении школ-лидеров. Так, школа-лидер сообщает, что готова вести онлайн-направление по определённому предмету, но не для одного класса, а, например, для всех 10-х классов своего района.

По словам Ирины Шафранской, в сложившейся ситуации департаменту образования, школам, инициативным сообществам стоит подумать над тем, как такую работу можно выстроить.

Однако эксперты находят и немало минусов в переходе учебных заведений в онлайн-режим. В числе проблем и то, что для части студентов психологически дискомфортен такой формат, поскольку они не готовы к самоорганизации.

Надежда Борисова Надежда Борисова, декан историко-политологического факультета ПГНИУ:

 — Историко-политологический факультет уже месяц работает дистанционно. Оценить в системе координат «хорошо — плохо» это решение сложно. Да, своим решением перевести большую часть занятий в дистант наш университет, полагаю, снизил частоту заражений ковидом. Но точно не уберёг всех и каждого: есть случаи болеющих и заболевающих и студентов, и преподавателей. Обращаю внимание, что это есть и происходит среди тех, кто работает, учится удалённо. И это заражения за пределами университета. Но, подчеркну, я не эпидемиолог, чтобы оценивать риски. Однако я могу смотреть на эффекты такого решения со стороны процесса обучения. Выход в дистант рождает проблемы не столько организации учебного процесса, сколько успешности и готовности студентов работать в таком режиме. Следует признать, что психологически комфортен такой формат не для всех. Есть студенты, которые «выпадают» из процесса: они не готовы к самоорганизации. Есть ещё одна проблема: а есть ли возможности организации обучения у студентов и работы у преподавателей удалённо? У нас на факультете часть преподавателей не имеют возможности работать из дома, поэтому они приезжают проводить онлайн-занятия в вуз. Это, в свою очередь, те же контакты в общественном транспорте.

В качестве ещё одной проблемы Надежда Борисова назвала сложность организации практических занятий в дистанционном формате. Так, это касается студентов, проживающих в общежитиях. В условиях, когда занятия у них совпадают с занятиями их соседей, им сложно включаться в работу на практических занятиях. Например, обучение на гуманитарных факультетах предполагает формирование навыка ведения дискуссий, презентаций, полилогов, диалогов. Одновременно принимать участие в такого рода работе довольно сложно. Серьёзные затруднения также испытывают учащиеся тех направлений, где обучение подразумевает активное использование специального оборудования.

Надежда Борисова:

И хотя это не касается нашего факультета, но проведение лабораторных занятий у химиков, например, как вы представляете вне лабораторий? Например, элементарно использовать пробирку, колбу, уметь не пролить раствор, его приготовить... Это значимый мануальный навык. Его по-другому не сформировать. А устроить для студентов на время пандемии «academic gap»... такой опции у нас нет. Поэтому всё сложно и неоднозначно».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться