Людмила-Густокашина

Людмила Густокашина

ректор АНО ДПО «Открытый институт профессионального образования», заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, доцент

«Современная система образования требует ротации руководителей школ»

Поделиться

В обществе существуют разные взгляды на необходимость сменяемости руководителей школ. Некоторые полагают, что директора должны руководить учреждением как можно дольше. Другие убеждены, что необходима сменяемость управленческих кадров. Я убеждена в том, что ротация кадров в сфере управления образовательными учреждениями необходима для повышения качества школьного образования.

Традиционно в нашей стране сложился своеобразный подход к ротации руководителей в сфере образования. Он радикально отличается от западного. Напомню, на Западе считают, что ротацию надо проводить примерно раз в пять-шесть лет. После истечения этого срока директора либо переводят в другую школу, либо, если оставляют в этом же учебном заведении, заключают с ним дополнительное соглашение, в котором чётко прописана дальнейшая стратегия развития организации. То есть отбор руководителей идёт достаточно жёсткий.

В нашей стране сложилась другая традиция. Она основана на убеждении и практике: чем дольше директор школы работает, тем более плодотворно он выстраивает систему работы образовательной организации. Согласитесь: чтобы создать систему, мало пяти-шести лет. Нужно лет 10—15, чтобы придать уникальность образовательной организации, предъявить очевидную всем результативность. Отмечу, что в России создавались и продолжают создаваться авторские школы, такие как, например, легендарная школа №109 Евгения Александровича Ямбурга в Москве. Он — уникальный профессионал, который вот уже 40 лет демонстрирует свою эффективность в качестве руководителя.

Такая продолжительность пребывания на руководящей должности в целом была более типична и уместна для школы в XX веке, на который пришлась значительная часть моей педагогической карьеры. Тогда к директорам школ предъявлялись другие требования. Что нужно было делать? Организовывать учебно-воспитательный процесс по единым для страны программам, руководить педагогическим и ученическим коллективами, привлекать родительскую общественность.

Сегодня, в XXI веке, директор школы должен быть и лидером, и стратегом, и инноватором, и мотиватором, и экономистом, и психологом… Сейчас каждому образовательному учреждению дано так много прав и свобод, что каждый директор волен выстраивать стратегию развития образовательной организации, придавать ей уникальность и обеспечивать результативность деятельности. Неудивительно, что многие директора сегодня пребывают в растерянности. Их ведь не готовили к выполнению всех этих функций. Я по-человечески это понимаю. Вместе с тем я понимаю, что ротация руководящих кадров в школах Пермского края необходима.

Перед сферой образования в России сейчас стоят непростые задачи. Мы все «выстроены» под национальный проект «Образование» с двумя глобальными и дерзкими целями. Первая — повышение качества образования и вхождение в десятку лучших стран в общемировом рейтинге. Вторая задача — усиление воспитательного компонента образовательной организации. Впервые за 30 лет нам предъявили серьёзный документ — Примерную программу воспитания, к реализации которой школы приступят 1 сентября 2021 года.

В целом задачи перед образовательной системой стоят очень сложные.

Мне думается, что не все руководители сегодня справляются с этими задачами. Поэтому иногда нужно принимать нелёгкое решение об уходе с поста руководителя, без давления со стороны. Так, например, в своё время с поста директора МАОУ «СОШ №115» ушла Зинаида Яковлевна Шевченко. Ей было 65 лет, и у неё был запас профессиональной прочности, но она решила уступить своё место более молодым, хотя это был один из талантливых директоров Прикамья. Достойно ушли и руководители многих других образовательных организаций Пермского края.

Меня, конечно, беспокоит другой вопрос: а кто приходит на смену? Занять директорский пост часто рвутся амбициозные, дерзкие молодые педагоги. Часто они не обладают системным мышлением, столь необходимым для этой работы. Ведь школа — это сложная социальная система, в ней нельзя работать урывками или напоказ.

Что такое системное мышление? Это ясное представление о том, как будет развиваться образовательная организация в дальнейшем и какие ресурсы для этого понадобятся. Как мотивировать учителей, родителей и учеников? Как убедить их в необходимости инноваций? Как дать возможность каждому учителю проявить талант? Как делегировать полномочия и всех привлечь к управлению образовательным учреждением? А главное — как обеспечить развитие каждого ученика и помочь ему стать успешным в жизни?

Все эти вопросы руководитель обязательно должен учитывать. А тем, кто не обладает необходимым уровнем профессиональной компетентности, приходится идти методом проб и ошибок, которые, как правило, приводят к закономерному выводу.

Современный директор образовательной организации — это одновременно и педагог, и менеджер. Как педагог он мог состояться, а менеджерские функции предполагают достаточно широкий спектр компетенций. Директор школы должен управлять финансами, уметь анализировать, уметь продвигать образовательные услуги, знать основы права, психологии, маркетинга.

Я думаю, что нельзя принимать на должность руководителя образовательного учреждения тех, кто не прошёл соответствующую профессиональную переподготовку, не проявил гражданскую зрелость, мудрость в формировании человеческих отношений. Если это правило нарушить, то в итоге пострадает качество управления школой и, как следствие, качество образования в ней.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться