Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

В безвоздушном пространстве

Театр-Театр представил вторую премьеру сезона

Поделиться
Загадочное ночное убийство собаки

  Сергей Харин

Все театральные события в ковидный год обречены на сложности: вот и премьера спектакля Данила Чащина «Загадочное ночное убийство собаки» (12+) дважды откладывалась, сначала весной, когда объявили всеобщую изоляцию, а затем и осенью, когда Театр-Театр ушёл на карантин из-за нескольких заболеваний в коллективе. Как говорится, «третий за всё платит»: когда премьера всё же состоялась, она получилась выверенной, отточенной и со сбалансированным вкусом — как вино после долгой выдержки.

Загадочное ночное убийство собаки

  Сергей Харин

Спектакль поставлен по одноимённому бестселлеру английского писателя Марка Хэддона, книге страшно популярной во всём мире благодаря довольно динамичному сюжету, тонкой сентиментальности и, конечно, хорошему тексту, мастерски написанному от лица 15-летнего аутиста. Все эти качества Данил Чащин сохранил в своём спектакле, тем самым максимально приблизив его к тому театру, который так любит зритель, — сюжетному, психологическому, трогательному. В то же время молодой режиссёр азартно использует арсенал современного театра, всю его чудодейственную машинерию — и это тоже очень увлекательно наблюдать.

Вместе с художником Дмитрием Разумовым Данил Чащин построил особое архитектурное пространство, в котором объединил зал и сцену. Рассадка зрителей на планшете, система поворотных кругов и экранов делает действие не просто видимым в подробностях с любого кресла, но и как будто пронизывающим всё пространство в трёх измерениях — не только в длину и ширину, но и в высоту, потому что главный герой Кристофер Бун довольно длительное время проводит, кувыркаясь на стропах под самыми колосниками.

Это и метафора, и прямая иллюстрация к тексту: подросток, как и многие его сверстники, мечтает стать космонавтом, но он в то же время действительно находится как бы в безвоздушном пространстве — в атмосфере непонимания, отсутствия эмпатии других, «нормальных» людей. У него действительно как будто нет твёрдой почвы под ногами — реальный мир пугает его, лучше уж в космосе. Тот момент, когда Кристофер наконец-то решается избавиться от страховочных строп и спуститься на землю, — это большая финальная метафора, обозначающая принятие мира и людей, стремление войти в социум. Это рассказ о взрослении вообще, взрослении любого человека, просто у аутиста это происходит особенно остро, особенно проблемно, особенно выпукло.

Непростые житейские обстоятельства заставляют парнишку спуститься с горних высей прямиком в преисподнюю — в пространство лондонской подземки, и эта трансформация пространства сделана в спектакле визуально очень эффектно и в то же время без натурализма — помогли сцена-трансформер и балетная труппа Театра-Театра, перевоплощающаяся в слегка инфернальных персонажей «дна» города с помощью пластики (хореограф — Лаура Хасаншина). Для Кристофера перемещение в пространстве — это перемещение между мирами.

«Загадочное ночное убийство собаки» — роман воспитания в самом классическом смысле: герой распутывает загадки, путешествует и постигает реальность. Взросление — это в некотором смысле утрата себя, оно требует компромиссов, подчинения законам социума, традициям, стереотипам, и каждый компромисс — это расставание с какой-то важной сентиментальной ценностью. Правда жизни очень ранит, а для Кристофера с его «нездоровым» максимализмом и безусловным приоритетом добра это практически катастрофа.

Загадочное ночное убийство собаки

  Сергей Харин

Очень непросто «нормальным» людям с «больным» ребёнком, однако вся логика спектакля (и романа Марка Хэддона), вся его чётко прописанная мораль приводят к мысли о том, что единственный нормальный в этой истории — это Кристофер. Ведь, действительно, то, что убийство собаки считается «небольшим преступлением», — это нонсенс. Действительно, с убийцей нельзя разговаривать, нельзя жить с ним под одной крышей. Действительно, каждая жизнь драгоценна — не только жизнь собаки, но и жизнь ручной крысы Тоби, и ради её спасения невозможно не спрыгнуть на рельсы метро. Это просто невозможно — ведь Тоби надо спасти!

Загадочное ночное убийство собаки

  Сергей Харин

Постепенное примирение с реальностью, тяжелейшее искусство прощать и просить прощения для каждого подростка тяжело, а для героя спектакля это настоящий подвиг. Героическое взросление Кристофера даёт надежду на то, что этот странный мальчик с огромной силой воли сможет исполнить свою мечту — если не в космос полететь, то хотя бы окончить университет и стать учёным.

Кристофера Буна во всей его непосредственности, эмоциональности и вдумчивости прекрасно играет Александр Гончарук. Не подросток, не юноша, артист, что называется, в полном расцвете сил. Не самый очевидный выбор, тем более что Алиса Санарова и Иван Вильхов, играющие родителей Кристофера, несколько младше. Однако Гончарук так убедителен в этой роли, что ещё раз нагляднейшим образом доказывает, что возраст бессилен перед актёрским мастерством.

Выход в 2003 году романа «Загадочное ночное убийство собаки» обострил во всём мире интерес к аутистам, внимание к этой теме со стороны СМИ и всевозможных благотворительных фондов. Спектакль Театра-Театра продолжает эту линию не только сам по себе, но и благодаря огромной работе офф-стейдж, которая в этом театре, как всегда, на высоте. Отдельно можно долго говорить про потрясающий буклет, в котором и фотографии героев спектакля, и записки Кристофера, помогающие его понять, и даже схема создания оригами в виде золотистого ретривера.

Особая песня — фойе театра: здесь создана баннерная выставка о великих аутистах в истории человечества, идёт специально снятый видеофильм о пермских детях-аутистах и их родителях и работает прилавок, где продаются футболки, кружки, сумки с рисунками талантливейшего художника-аутиста Ивана Копылова.

Загадочное ночное убийство собаки

Кадр из спектакля «Загадочное ночное убийство собаки» (12+)
  Сергей Харин

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться