Полина Путякова

журналист

Алиса Окулова

Елена Лодыгина

журналист

Врач на расстоянии

За время пандемии коронавируса в Пермском крае резко вырос спрос на телемедицинские услуги

Поделиться
телемедицина

  Константин Долгановский

Пошли в рост

Доля пользующихся телемедициной за первые девять месяцев этого года выросла почти на 30% по сравнению с прошлым годом, рассказывает директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахование» Александр Лапунов. В СК «Югория» заявляют, что 60% оформивших услугу уже хотя бы раз воспользовались консультацией. В пермском филиале СПАО «РЕСО-Гарантия» фиксируют, что количество обращений пациентов по телемедицине в первом полугодии 2020 года превысило показатель прошлого года в 20 раз. В «Ингосстрахе» увеличение спроса произошло в 10 раз, а в СК «Согласие» — примерно в два раза.

«Поскольку во многих регионах в связи с пандемией был приостановлен плановый амбулаторный приём, это побудило россиян перенести решение рутинных вопросов, касающихся здоровья, в онлайн-формат. Кроме того, в некоторых территориях существует дефицит врачей-специалистов, а доступность медицинской помощи дополнительно снизилась», — объясняет увеличение спроса на телемедицину заместитель генерального директора по добровольному медицинскому страхованию компании «Ингосстрах» Дмитрий Попов.

Рост числа телемедицинских услуг фиксируют и в государственных медучреждениях. Так, за семь месяцев 2020 года специалисты Пермской краевой клинической больницы провели 6,3 тыс. таких консультаций и ещё 727 провели врачи Пермского перинатального центра. Напомним, телемедицинские услуги в бюджетных медучреждениях включены в объёмы оказания плановой медицинской помощи.

По словам главного внештатного педиатра Министерства здравоохранения Пермского края, заведующей консультативной поликлиникой Краевой детской клинической больницы Юлии Богоявленской, в результате по ряду профилей очередь к узким специалистам уменьшилась более чем в 10 раз.

По оценкам руководителя дирекции ДМС СК «МАКС» Марины Тихоновой, средний рост спроса на услуги телемедицины в 2020 году колеблется в пределах 30—50%. «В эту статистику попал и сегмент добровольного медицинского страхования, так как у большинства страховщиков, которые имеют портфели по ДМС, телемедицина автоматически включена в программы страхования. Кроме того, по телемедицине стали работать частные клиники, включённые во все программы ДМС. С учётом этих факторов весь рынок добровольного медицинского страхования отмечает резкое увеличение роста использования телемедицины», — говорит эксперт.

Дело молодых

Наиболее востребованным специалистом в онлайне стал врач-терапевт. По данным некоторых компаний, доля консультаций у терапевтов составляет около 40% от объёма всех обращений. В тройку самых востребованных специальностей также попали педиатры и психологи. В «РЕСО-Гарантия» констатируют, что терапевт и педиатр в сумме обеспечивают 55% от объёма всех проведённых консультаций.

В СК «Ингосстрах», напротив, заявляют, что большинству пациентов (67%) были необходимы врачи узкого профиля. Наибольшее количество обращений поступило к гинекологам (17%), неврологам (13%), дерматологам (11%), оториноларингологам (10%) и эндокринологам (5%).

Юлия Богоявленская рассказывает, что в covid-условиях востребованными были все врачи амбулаторно-поликлинического звена: «Количество телемедицинских консультаций в разы выросло у аллергологов-иммунологов, пульмонологов, кардиологов, неврологов. Это были и повторные консультации, и полная замена очного приёма по некоторым профилям (например, по нейрохирургии), и помощь врачам из районных больниц».

Тем не менее Марина Тихонова отмечает, что эффективность консультаций с узкими специалистами на данный момент небольшая. Причина — в несовершенной законодательной базе, не позволяющей врачам дистанционно ставить диагноз, назначать и выписывать лекарства. «В условиях пандемии основной объём услуг приходился на терапевтические вопросы и рекомендации по логистике конкретной проблемы, с которой человек обратился. Кроме того, телемедицина активно использовалась для консультаций пациентов с хроническими заболеваниями, которые не могли иным способом получить медицинскую помощь», — рассказывает Марина Тихонова.

Портрет пациента

В ответ на увеличение рынка страховщики начали вносить изменения в содержание своей услуги. Некоторые компании, например, теперь расширяют перечень доступных врачей и их услуг. По словам Дмитрия Попова, благодаря внесённым изменениям, пациент сможет обратиться к врачу не только с жалобами на самочувствие, но и за помощью в интерпретации результатов лабораторных и инструментальных исследований, за психологической поддержкой, рекомендациями по здоровому образу жизни и питанию, за консультацией по уходу, питанию, режиму дня ребёнка.

Цена телемедицинской услуги начинается с 500 руб. и в среднем составляет 1800—2000 руб. в год на человека без ограничений по количеству обращений. В определённых случаях стоимость телемедицины по ДМС зависит от количества клиентов в рамках одного договора. Со слов Марины Тихоновой, при оформлении полиса для большого коллектива опция телемедицины может предоставляться бесплатно, в качестве бонуса, в то время как программа для физических лиц платная.

Если попытаться нарисовать портрет клиента услуг телемедицины, то в 60% случаев это женщины, в 40% — мужчины, объясняет руководитель управления ДМС ГСК «Югория» Алексей Глушаков. В «Ингосстрахе» уверены, что доля женщин, пользующихся медицинскими услугами в режиме онлайн, ещё выше — 70%. «Интересно, что за телемедицинскими консультациями стали чаще обращаться люди старшего возраста: каждый шестой пациент старше 50 лет. При этом основная масса обращений (67%) ожидаемо приходится на людей в возрасте от 25 до 50 лет», — рассказывает Дмитрий Попов.

По наблюдениям управляющего продуктом добровольного медицинского страхования «РЕСО-Гарантия» Бориса Болдырева, наиболее активно пользуются услугой люди в возрасте 22—55 лет, а меньше всего — юноши в возрасте до 18 лет и мужчины от 66 лет и старше. К детским врачам чаще всего обращаются родители детей до года.

Высокий спрос на телемедицину отмечен со стороны представителей IT-сферы. Наиболее активные регионы страны по опыту СК «Югория» — Новосибирская область, Приморский край и Татарстан.

Неоднозначные перспективы

Заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования ООО «Абсолют Страхование» Михаил Чёрных называет рынок телемедицины слишком переоценённым. «Он считался очень перспективным несколько лет назад, однако быстрой динамики роста не показал. Предполагаем, что он, конечно, будет развиваться, но небольшими темпами. Основная причина — в любом случае при серьёзной проблеме необходим очный визит к врачу», — говорит он.

По словам генерального директора АО МЦ «Философия красоты и здоровья» Ирины Гневашевой, онлайн-консультации являются приятным сервисным решением, повышающим удобство для пациентов. Однако их сложно назвать значительным источником дохода для медицинских центров в силу того, что они стоят дешевле, чем очные консультации: существующее законодательство сильно ограничивает врача в лечении пациента на «удалёнке».

«Телемедицина, безусловно, будет развиваться по мере формирования привычки получать товары и услуги дистанционно. В этом смысле развитие электронной торговли, сервисов дистанционной видеосвязи, оплаты тоже играет на руку телемедицине. Ещё одним драйвером может стать формирование потребительской грамотности в сфере медицины и тот факт, что онлайн-консультация стоит немного дешевле, чем очный приём врача», — говорит Ирина Гневашева.

По её словам, в Израиле, в отличие от России, онлайн-консультация стоит дороже. Дело в том, что перед приёмом врачу на почту приходят все результаты исследований и только после их изучения он проводит консультацию. Поскольку в России нельзя ставить диагноз и назначать лечение удалённо, такой формат невозможен. Поэтому телемедицина развивается в России более медленными темпами, чем в других странах.

По словам президента «Лиги защитников пациентов» Александра Саверского, необходимо развивать не только телемедицинские консультации врачей, но и другие сегменты, например порядок дистанционного лекарственного обеспечения. В условиях пандемии спрос на эту услугу вырос, так как большое количество инвалидов и людей, находящихся в группе риска по коронавирусу, не могли получить лекарства и вынуждены были обращаться к врачам напрямую.

Рассуждая о дальнейшем развитии телемедицины в России, Александр Саверский считает, что разграничивать государственные и негосударственные медучреждения в данном случае некорректно. По его словам, данные услуги могут развиваться и там, и там.

«Но есть вопросы программного обеспечения и должно быть некое единообразие в протоколах, в информации, которая передаётся. Необходимо создание единых баз для удобства их дальнейшей обработки и выработки научных решений, чтобы понимать, в каком регионе какие факторы способствуют повышению заболеваемости и формировать аналитику», — полагает Александр Саверский.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться

IT