Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Сопротивление материала

В Музее современного искусства PERMM открылась первая персональная выставка Елены Слобцевой

Поделиться
Персональная выставка Елены Слобцевой

  Виктор Михалев

Выставка большая — на два этажа, но экспонатов в ней всего шесть, если не считать небольшой экспозиции графических работ советского пермского художника Леонида Попова. Дело в том, что все представленные работы художницы — масштабные инсталляции, созданные специально для этого проекта, с учётом пространственных параметров музея.

Экспонатов немного. Изобразительных средств ещё меньше. Красок всего две — белая и чёрная, а геометрическая фигура, форма, которая служит в этом проекте универсальным медиумом, вообще одна — металлическая скоба. Да, обычная металлическая скобка. Как в степлере, только большая. Такие можно найти на железной дороге — с их помощью шпалы монтируют. У Елены Слобцевой скобка превращается в бесконечно ёмкую метафору. Бесконечно — потому что смыслов в ней столько, сколько вложит художница, а фантазия художника безгранична.

Персональная выставка Елены Слобцевой

  Виктор Михалев

Предельный минимализм — это очень современный подход к выразительным средствам изобразительного искусства, очень культурный. Недаром выставка называется «Культура материала»: Елена Слобцева даёт пример и мастер-класс современных медийных технологий в искусстве.

Куратор выставки Алиса Савицкая говорит, что единый сюжет экспозиции делится как бы на две главы. Первый этаж — учебная лаборатория, где металлические скобки изучают себя и учатся быть изобразительным средством искусства. Второй этаж — территория полноценного функционирования скобок в этом качестве. Первые видеокинетические инсталляции предельно лаконичны, их главные герои — всё те же скобки, только деформированные, увеличенные и со смещёнными пропорциями. Эти скобки-переростки медленно движутся, разворачиваются, словно разглядывают сами себя и нас приглашают присоединиться к этому созерцанию. Третий экспонат первого этажа — серия из пяти боксов, где скобки складываются из хаоса в некий паттерн. Неловко складываются, то и дело выходя за рамки установленного порядка. Учатся ведь.

Персональная выставка Елены Слобцевой

  Виктор Михалев

Ради чего всё это происходит, становится понятно на третьем этаже. Здесь скобки становятся материалом для создания архитектурных конструкций, самая большая из которых — ажурная инсталляция, тонкая, причудливая и очень упорядоченная. Кажется, что она невесома и хрупка, как карточный домик, тронь — и развалится. Но на самом деле скобки закреплены прочно, хотя и незаметно. Это, между прочим, очень важное архитектурное качество — видимая хрупкость и невесомость при реальной прочности и устойчивости. Конструкция очень декоративна — это объёмный геометрический орнамент, который мог бы украсить настоящее здание или большой интерьер — какой-нибудь холл отеля или атриум торгового центра.

Маленькое отступление: писать про выставку «Культура материала» не очень легко, потому что экспонаты здесь без названий, приходится применять описания. По словам Алисы Савицкой, названия отдельным работам не давали специально: «Культура материала» — это единое произведение, тотальная инсталляция.

Персональная выставка Елены Слобцевой

  Виктор Михалев

На входе на второй этаж большая видеоинсталляция показывает, как «работают» скобки: на экране они складываются в изображение и тут же рассыпаются. Недаром во всех релизах о выставке говорится, что скобки становятся здесь материалом и для конструкции, и для деконструкции: можно составить из них картину или объёмную инсталляцию, а можно и существующую картину или конструкцию «разложить» на отдельные скобки, как на карандашные штрихи. Сходство «скобочной» техники и обычной графики очевидно в работах художницы и всячески подчёркивается куратором. Недаром полноценным партнёром Елены Слобцевой в этом проекте стал пермский художник-график, классик ХХ века Леонид Попов, точнее, его работы из коллекции Пермской художественной галереи.

Скобки в интерпретации Елены Слобцевой урбанистичны и архитектурны. Это железные дети городской цивилизации, железные клетки «инфраструктурного организма» современного города. Леонид Попов в 1947—1948 годах активно рисовал город — Пермь. Его монохромные городские пейзажи собраны из штрихов перьевой ручки с тушью, как из железных скобок. Один из этих пейзажей — «Пермь I» — стал темой для шестой, последней инсталляции в «Культуре материала», где видеопроекция показывает, как пейзаж складывается из металлических скоб — и снова рассыпается.

Персональная выставка Елены Слобцевой

  Виктор Михалев

Он не может не рассыпаться, потому что того города, который рисовал Попов, уже не существует. Не существует даже его названия на карте — Молотов.

Атмосфера на выставке меланхоличная и медитативная. Минималистические, вдумчивые инсталляции заставляют зрителя «залипать», застревать посреди времени, не замечая ритма реальной жизни. Здесь сталкиваются вечное и сиюминутное, прочное и хрупкое. Здесь реальность прорывается в художественную среду вопреки сопротивлению материала, а материал — всё те же скобы — преодолевает зрительские стереотипы и стремится к свободе самовыражения.

Персональная выставка Елены Слобцевой

  Виктор Михалев

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться