Сопротивление материала
В Музее современного искусства PERMM открылась первая персональная выставка Елены Слобцевой
Выставка большая — на два этажа, но экспонатов в ней всего шесть, если не считать небольшой экспозиции графических работ советского пермского художника Леонида Попова. Дело в том, что все представленные работы художницы — масштабные инсталляции, созданные специально для этого проекта, с учётом пространственных параметров музея.
Экспонатов немного. Изобразительных средств ещё меньше. Красок всего две — белая и чёрная, а геометрическая фигура, форма, которая служит в этом проекте универсальным медиумом, вообще одна — металлическая скоба. Да, обычная металлическая скобка. Как в степлере, только большая. Такие можно найти на железной дороге — с их помощью шпалы монтируют. У Елены Слобцевой скобка превращается в бесконечно ёмкую метафору. Бесконечно — потому что смыслов в ней столько, сколько вложит художница, а фантазия художника безгранична.
Предельный минимализм — это очень современный подход к выразительным средствам изобразительного искусства, очень культурный. Недаром выставка называется «Культура материала»: Елена Слобцева даёт пример и мастер-класс современных медийных технологий в искусстве.
Куратор выставки Алиса Савицкая говорит, что единый сюжет экспозиции делится как бы на две главы. Первый этаж — учебная лаборатория, где металлические скобки изучают себя и учатся быть изобразительным средством искусства. Второй этаж — территория полноценного функционирования скобок в этом качестве. Первые видеокинетические инсталляции предельно лаконичны, их главные герои — всё те же скобки, только деформированные, увеличенные и со смещёнными пропорциями. Эти скобки-переростки медленно движутся, разворачиваются, словно разглядывают сами себя и нас приглашают присоединиться к этому созерцанию. Третий экспонат первого этажа — серия из пяти боксов, где скобки складываются из хаоса в некий паттерн. Неловко складываются, то и дело выходя за рамки установленного порядка. Учатся ведь.
Ради чего всё это происходит, становится понятно на третьем этаже. Здесь скобки становятся материалом для создания архитектурных конструкций, самая большая из которых — ажурная инсталляция, тонкая, причудливая и очень упорядоченная. Кажется, что она невесома и хрупка, как карточный домик, тронь — и развалится. Но на самом деле скобки закреплены прочно, хотя и незаметно. Это, между прочим, очень важное архитектурное качество — видимая хрупкость и невесомость при реальной прочности и устойчивости. Конструкция очень декоративна — это объёмный геометрический орнамент, который мог бы украсить настоящее здание или большой интерьер — какой-нибудь холл отеля или атриум торгового центра.
Маленькое отступление: писать про выставку «Культура материала» не очень легко, потому что экспонаты здесь без названий, приходится применять описания. По словам Алисы Савицкой, названия отдельным работам не давали специально: «Культура материала» — это единое произведение, тотальная инсталляция.
На входе на второй этаж большая видеоинсталляция показывает, как «работают» скобки: на экране они складываются в изображение и тут же рассыпаются. Недаром во всех релизах о выставке говорится, что скобки становятся здесь материалом и для конструкции, и для деконструкции: можно составить из них картину или объёмную инсталляцию, а можно и существующую картину или конструкцию «разложить» на отдельные скобки, как на карандашные штрихи. Сходство «скобочной» техники и обычной графики очевидно в работах художницы и всячески подчёркивается куратором. Недаром полноценным партнёром Елены Слобцевой в этом проекте стал пермский художник-график, классик ХХ века Леонид Попов, точнее, его работы из коллекции Пермской художественной галереи.
Скобки в интерпретации Елены Слобцевой урбанистичны и архитектурны. Это железные дети городской цивилизации, железные клетки «инфраструктурного организма» современного города. Леонид Попов в 1947—1948 годах активно рисовал город — Пермь. Его монохромные городские пейзажи собраны из штрихов перьевой ручки с тушью, как из железных скобок. Один из этих пейзажей — «Пермь I» — стал темой для шестой, последней инсталляции в «Культуре материала», где видеопроекция показывает, как пейзаж складывается из металлических скоб — и снова рассыпается.
Он не может не рассыпаться, потому что того города, который рисовал Попов, уже не существует. Не существует даже его названия на карте — Молотов.
Атмосфера на выставке меланхоличная и медитативная. Минималистические, вдумчивые инсталляции заставляют зрителя «залипать», застревать посреди времени, не замечая ритма реальной жизни. Здесь сталкиваются вечное и сиюминутное, прочное и хрупкое. Здесь реальность прорывается в художественную среду вопреки сопротивлению материала, а материал — всё те же скобы — преодолевает зрительские стереотипы и стремится к свободе самовыражения.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.