Вера Гиренко


«Флюгер» по ветру

Режиссёр фестиваля «Флюгер» Олег Скотников — о том, зачем Пермь стала сценой сразу для 18 театральных трупп в рамках одного мероприятия

Поделиться
скотников

Олег Скотников. Фото: с его личной страницы VK

В минувшие пятницу и субботу в Перми, на эспланаде, прошёл международный фестиваль уличных театров «Флюгер». Городская эспланада стала сценой для 18 российских театральных трупп и артистов из Эстонии. Программу фестиваля составили как цельные спектакли, так и карнавальные номера артистов-ходулистов, цирковые шоу и тематические променады. «Новый компаньон» поговорил с режиссёром фестиваля Олегом Скотниковым.

— Олег, много ли в России фестивалей уличных театров?

— Не более пятнадцати. Это очень мало для такой большой страны, особенно по сравнению с Европой, где фестивали практически непрерывно идут в течение года. Но там эта традиция существует уже больше 60 лет. А у нас всё, можно сказать, только начинается, и потенциал развития этого дела громадный. В частности, в Перми есть красивейшие городские пространства. Для чего они сделаны? Чтобы пустыми стоять? Фестиваль уличных театров — это отличная возможность освоить эти территории, привлечь в них горожан.

— В этом году «Флюгер» освоил только две площадки. Планируется ли в будущем расширить территорию для фестиваля?

— Да, мы пока смогли освоить только две зоны. На площади перед Театром-Театром показывали уличные спектакли. А на площади перед Законодательным собранием разместилась карнавальная площадка для номеров и театров лёгких и зрелищных.

Название «Флюгер» означает, что мы указываем направление, в котором развивается современный уличный театр. Чтобы делать это хорошо, у фестиваля, например, может быть несколько площадок с разной тематикой. Поэтому, к примеру, нам хотелось бы, чтобы в будущем появилась инклюзивная площадка, где были бы театры с актёрами с особыми потребностями. Этот вид театра в России только начинает развиваться, а в уличном формате его почти не существует. Кроме того, очень важно, чтобы появилась ещё и локация для концептуальных театров. Таких, как, например, АХЕ и DEREVO, Liquid Theatre — это мощнейшие российские театры. Чтобы они здесь появились, очень важно понимание городскими властями того, что это важно для Перми, которую мы все знаем как место с хорошей фестивальной традицией. Здесь был фестиваль «Белые ночи», который, к сожалению, оборвался. При помощи крупного ежегодного фестиваля уличных театров мы могли бы вернуть городу статус крупного фестивального центра России.

— Почему фестиваль уличных театров может быть важен для горожан?

— Фестиваль уличных театров — это бесплатный культурный контент. Он адресован тому большинству людей, которые ходят в театры редко или совсем не ходят. Представьте, идёт такой человек мимо хорошо ему знакомой городской площади, где происходит яркое театральное действо, ему наверняка захочется остаться и посмотреть, что происходит. Такой фестиваль может обогатить культурный бэкграунд людей. Также нам очень хотелось бы, чтобы фестиваль сопровождался лабораторией. Я имею в виду серию мастер-классов за неделю до начала фестиваля, чтобы все могли прийти и поучаствовать. И — влиться в фестиваль со своим творческим импульсом

Ну и не будем забывать, что ситуация «актёр на улице» — это ещё и прекрасная возможность для обогащения своего актёрского уровня. Потому что это уникальный формат, в котором всё происходит в реальной жизни, полной неожиданностей, ситуация «здесь и сейчас», часто требующая экспромта. На улице у актёров, труппы, режиссёров есть шанс проверить себя и получить новые возможности для развития.

Например, когда пермский театр «Карабаска» показывал спектакль «Кукольные страсти по королю Лиру», пошёл сильный дождь. Один актёр с одной куклой на таком трагическом «живом» фоне, который как нельзя лучше подходил трагедии Шекспира, смотрелся очень выразительно. На сцене такого эффекта достичь было бы невозможно.

  Виктор Михалев

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться