Игорь Вагизов

Игорь Вагизов

управляющий директор ИК «Инвестлэнд»

Прощай, Кипр!

Эпоха кипрских офшоров в российской экономике завершилась

Поделиться

По факту мы имеем второй суверенный дефолт в Евросоюзе после Греции, где держатели облигаций потеряли львиную долю своих вложений. Также очевидно, что кипрская банковская система при любом варианте развития событий столкнётся с колоссальной потерей доверия, и это не зависит от качества и эффективности принятых решений, которые так или иначе будут продавлены в самое ближайшее время.

Не добавляет это доверия и банковским системам других периферийных стран Европы — очевидно, что наиболее дальновидные и консервативные инвесторы будут изымать средства со счетов греческих, португальских и испанских банков: никто не может дать гарантии, что одна из этих стран не возьмёт на вооружение кипрский опыт.

Складывается ощущение, что меры, предложенные Евросоюзом, были направлены на эскалацию кризисных явлений в кипрской банковской системе. Германия как крупнейший экспортёр в Европе получает целый ряд выгод — падающий евро стимулирует экспорт; переток капитала в немецкие (и швейцарские, конечно же) банки — также лишь вопрос длительности банковских каникул на Кипре.

Насколько Кипр зависит от российских финансов, стало понятно ещё и в момент, когда за помощью министр финансов Кипра Михалис Саррис направился не в Берлин и не в Париж, а в Москву. Обсуждается как вопрос льготной пролонгации существующих кредитов, так и различные формулы решения текущей ситуации через инвестиции.

Новый план спасения острова, согласованный в начале недели, вызывает больше вопросов, чем ответов. План предполагает закрытие второго по величине Народного банка Кипра и перевод депозитов до $100 тыс. евро в Банк Кипра. 

В этот же банк перейдут средства, выделенные Евросоюзом и МВФ (до $10 млрд евро). Лимит снятия средств будет установлен в размере 100 евро в день. То есть владелец депозита в $100 тыс. должен будет 1000 раз сходить в банк, чтобы получить назад свои кровные сбережения. Депозиты более $100 тыс. будут фактически заморожены и обложены значительным налогом.

Можно констатировать лишь одно — эпоха кипрских офшоров в российской экономике подошла к концу. Рецептов решения кипрской проблемы предлагается много, вплоть до немедленного выхода из Евросоюза, введения национальной валюты и замораживания средств нерезидентов на неопределённый срок (схема России 1998 года), но ни один из них не решит проблему в корне.

Как показали последние дни, от проблем на Кипре страдают не только олигархические группы. По сути, Кипр являлся удалённой финансовой системой РФ (к сожалению, прошедшее время применять здесь уже вполне уместно). Банковские проблемы Кипра заморозили эту систему, изъяли из неё часть (вопрос только — в каком размере) и поставили перед фактом поиска новой.

Интересно, что курс на «деофшоризацию» российской экономики, который был озвучен действующим президентом РФ, реализуется чужими руками.

Для граждан и многих компаний, которые ведут свою деятельность в Пермском крае, эта ситуация также оказалась неожиданной. Несмотря на то что проблемы на Кипре появились не в одночасье, никто не ожидал, что будут заморожены все счета на Кипре, включая депозиты. Прямого влияния на деятельность компаний Пермского края это не оказало — внешнеторговые платежи, которые оказались замороженными, не должны привести к значительным кассовым разрывам.

Очевидно, что компании стоят перед необходимостью (после окончания банковских каникул на Кипре) перевода операций в другую офшорную зону — на Багамские Виргинские острова или Бермуды, а может быть, и на озвученные премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым Курилы...

Гражданам, которые хранили свои сбережения в банках Кипра, можно посоветовать лишь при первой же возможности перевести свои накопления в немецкую или швейцарскую юрисдикцию, что можно без особых проблем сделать, не выезжая за пределы Перми.

Резюме:

Главное в создавшейся ситуации — возросший риск российской банковской системы (особенно банков, тесно связанных с Кипром). Риск разрастания кипрского кризиса на всю европериферию сейчас представляется незначительным, тем не менее если это произойдёт, то мы вновь увидим падение рубля и кризис доверия к банковской системе в целом.

Главный же вывод: банковский депозит — это финансовый инструмент, который имеет свои плюсы и свои минусы и категорически не является безрисковым, даже если банк — государственный. Необходимо качественно диверсифицировать свои вложения и пристально оценивать надёжность инструмента или института, которому вы доверяете свои сбережения

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться