Бюджет Перми должен быть реалистичным, а его исполнение — своевременным
Предварительный анализ итогов выполнения городского бюджета за январь и февраль подтверждает правильность стратегии, выбранной депутатами Пермской городской думы
У города социально-ориентированный бюджет. Две трети бюджетных расходов направлены на систему образования, другие социальные сферы. Это важнейшие области, которые формируют содержательный смысл городской жизни, городской культуры и уже сегодня обеспечивают будущее Перми. Ясно, что мы несём ответственность перед этим будущим. Все решения, связанные с бюджетом, должны быть многократно обдуманы, с учётом ближайшей перспективы.
Бюджет города, утверждённый Пермской городской думой на 2013 год, составляет 21,7 млрд руб. Расходная часть определена точно в таком же объёме. По итогам исполнения бюджета 2012 года определились переходящие остатки. Это значительные деньги, и они не должны транжириться по мелочам. Вкладывать необходимо в перспективные проекты, приносящие реальную пользу горожанам. Но при этом, на мой взгляд, крайне важно удержаться от кратковременных соблазнов. Принципиальная ответственная позиция должна быть такой: не брать дополнительные расходные обязательства, не предусмотренные бюджетом города на трёхлетний период 2013 —2015 годов.
Во-первых, все статьи городского бюджета были утверждены после очень детального, скрупулёзного рассмотрения и обсуждения депутатами гордумы. Никогда прежде публичные слушания по бюджету не проходили так масштабно. По моей инициативе было организовано несколько дискуссионных площадок, в том числе активно привлекались интернет-ресурсы. Мы находились в постоянном диалоге с гражданским обществом, собрали различные предложения. В итоге удалось в принятом городском бюджете учесть реальные доходы, которые есть фактически, и очень грамотно принять сбалансированные расходы.
Расстановка приоритетов и направлений в этом основополагающем документе не должна изменяться в угоду кратковременным интересам, поскольку это грозит обрушить всю тщательно выстроенную конструкцию.
Во-вторых, никто сейчас не может точно спрогнозировать, что будет через год-два. Нет ясной картины по приходу в город серьёзных инвесторов, способных существенно увеличить число рабочих мест, а ведь НДФЛ — основной источник пополнения бюджета. Соответственно, нет больших оснований для того, чтобы предполагать увеличение объёмов доходной части бюджета. Поэтому необходимо строго придерживаться идеологии не брать на себя дополнительные расходные обязательства, не предусмотренные приоритетными направлениями трёхлетнего бюджета.
Важно понимать, в чём сложность ситуации с перераспределением переходящих остатков прошлого года. Часть этих средств — обязательства по ранее заключённым контрактам. Мы их, конечно, должны акцептовать. Вторая часть переходящих средств образовалась за счёт экономии, например, по конкурсам. И именно эта часть должна быть детально проанализирована и направлена адресно на знаковые проекты. Тут главное — не допустить, чтобы средства ушли на малоценные с точки зрения перспективы точечные объекты, образно говоря — на заборы. Мы не должны размазать по пустякам серьёзные средства, которые не с неба упали.
За прошлые годы администрацией Перми уже подготовлено проектно-сметной документации на разные городские объекты на сумму около 20 млрд руб. Их необходимо делать, но подход должен быть такой: лучше направить средства на один серьёзный проект и сделать его от начала и до конца, чем начать несколько — и в результате не закончить ни один.
И ещё один важный момент. Говорить о квалифицированном перераспределении переходящих остатков можно только после понимания общей картины исполнения бюджета 2012 года и ситуации с исполнением бюджета первого квартала 2013 года.
Исходя из действующего законодательства, администрация Перми должна предоставить отчёт по исполнению квартального бюджета в срок до 1 апреля. Параллельно будет заслушан отчёт главы администрации Перми. В нём мы впервые увидим исполнение тех целевых показателей, которые утвердила гордума. По крайней мере, это рекомендовали депутаты.
Отчёт по исполнению бюджета принципиально важен для понимания общей финансово-экономической картины. Только тогда можно будет решать, куда двигаться дальше, как и куда направлять денежные средства.
По процедуре отводится месяц для того, чтобы Контрольно-счётная палата Перми могла провести глубокую экспертизу отчёта. Но уже сейчас предварительные данные обрабатываются аудиторами КСП, идёт работа со статистикой. И мэрия должна быть заинтересована в том, чтобы как можно раньше, пусть неофициально, в рабочем порядке, но представить анализ исполнения бюджета — с тем, чтобы мы своевременно приняли решение по распределению переходящих остатков.
Собираемость доходной части бюджета — не самоцель. Горожан интересует прежде всего эффективность исполнения расходной части. Проще говоря, насколько грамотно мы используем налоги. Тут есть вопросы. В самом деле, если по результатам наполнения бюджета за минувшие два месяца ситуация в целом позитивная, то расходная часть выполнена за январь-февраль с отставанием от плана, хотя и выше, чем в прошлом году. Главная причина — несвоевременное проведение конкурсов.
Возьмём ремонт и строительство дорог, благоустройство. Это сезонные работы, которые качественно могут выполняться в очень ограниченный период года. Но зачастую конкурсы проводятся чуть ли не осенью. Понятно, что если конкурс на дороги проводить в третьем квартале, то его не сумеют закрыть до конца года — дорожникам элементарно не хватит благоприятного времени.
Конкурс на дороги надо проводить в феврале, в крайнем случае — в марте. А как показывает практика, после определения победителя конкурса минимум месяц уходит на взаимодействие с антимонопольной службой, решение споров между участниками конкурса. И поэтому наша принципиальная позиция — все основные конкурсы должны проводиться в первом полугодии.
Аналитические данные по исполнению муниципального заказа показывают, что в прошлом году много заключённых контрактов (около 40%) пришлось на четвёртый квартал. Это категорически неправильно. Поэтому по требованию депутатов администрация Перми представила в гордуму план проведения всех аукционов и конкурсов в 2013 году, который депутаты намерены жёстко контролировать.
В этом году муниципальный заказ сформирован таким образом, что основной объём заключения контрактов (44,5%) запланирован на второй квартал.
Сейчас депутатский корпус взял под пристальный контроль работу мэрии. Это и называется «эффективной работой с бюджетом города».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.