Игорь Сапко

Игорь Сапко

глава Перми

Бюджет Перми должен быть реалистичным, а его исполнение — своевременным

Предварительный анализ итогов выполнения городского бюджета за январь и февраль подтверждает правильность стратегии, выбранной депутатами Пермской городской думы

Поделиться
Бюджет Перми должен быть реалистичным

  Сергей Копышко

У города социально-ориентированный бюджет. Две трети бюджетных расходов направлены на систему образования, другие социальные сферы. Это важнейшие области, которые формируют содержательный смысл городской жизни, городской культуры и уже сегодня обеспечивают будущее Перми. Ясно, что мы несём ответственность перед этим будущим. Все решения, связанные с бюджетом, должны быть многократно обдуманы, с учётом ближайшей перспективы.

Бюджет города, утверждённый Пермской городской думой на 2013 год, составляет 21,7 млрд руб. Расходная часть определена точно в таком же объёме. По итогам исполнения бюджета 2012 года определились переходящие остатки. Это значительные деньги, и они не должны транжириться по мелочам. Вкладывать необходимо в перспективные проекты, приносящие реальную пользу горожанам. Но при этом, на мой взгляд, крайне важно удержаться от крат­ковременных соблазнов. Принципиальная ответственная позиция должна быть такой: не брать дополнительные расходные обязательства, не предусмотренные бюджетом города на трёхлетний период 2013 —2015 годов.

Во-первых, все статьи городского бюджета были утверждены после очень детального, скрупулёзного рассмотрения и обсуждения депутатами гордумы. Никогда прежде публичные слушания по бюджету не проходили так масштабно. По моей инициативе было организовано несколько дискуссионных площадок, в том числе активно привлекались интернет-ресурсы. Мы находились в постоянном диалоге с гражданским обществом, собрали различные предложения. В итоге удалось в принятом городском бюджете учесть реальные доходы, которые есть фактически, и очень грамотно принять сбалансированные расходы.

Расстановка приоритетов и направлений в этом основополагающем документе не должна изменяться в угоду кратковременным интересам, поскольку это грозит обрушить всю тщательно выстроенную конструкцию.

Во-вторых, никто сейчас не может точно спрогнозировать, что будет через год-два. Нет ясной картины по приходу в город серьёзных инвесторов, способных существенно увеличить число рабочих мест, а ведь НДФЛ  — основной источник пополнения бюджета. Соответственно, нет больших оснований для того, чтобы предполагать увеличение объёмов доходной части бюджета. По­этому необходимо строго придерживаться идеологии не брать на себя дополнительные расходные обязательства, не предусмотренные приоритетными направлениями трёхлетнего бюджета.

Важно понимать, в чём сложность ситуации с перераспределением переходящих остатков прошлого года. Часть этих средств  — обязательства по ранее заключённым контрактам. Мы их, конечно, должны акцептовать. Вторая часть переходящих средств образовалась за счёт экономии, например, по конкурсам. И именно эта часть должна быть детально проанализирована и направлена адресно на знаковые проекты. Тут главное  — не допустить, чтобы средства ушли на малоценные с точки зрения перспективы точечные объекты, образно говоря  — на заборы. Мы не должны размазать по пустякам серьёзные средства, которые не с неба упали.

За прошлые годы администрацией Перми уже подготовлено проектно-сметной документации на разные городские объекты на сумму около 20 млрд руб. Их необходимо делать, но подход должен быть такой: лучше направить средства на один серьёзный проект и сделать его от начала и до конца, чем начать несколько  — и в результате не закончить ни один.

И ещё один важный момент. Говорить о квалифицированном перераспределении переходящих остатков можно только после понимания общей картины исполнения бюджета 2012 года и ситуации с исполнением бюджета первого квартала 2013 года.

Исходя из действующего законодательства, администрация Перми должна предоставить отчёт по исполнению квартального бюджета в срок до 1 апреля. Параллельно будет заслушан отчёт главы администрации Перми. В нём мы впервые увидим исполнение тех целевых показателей, которые утвердила гордума. По крайней мере, это рекомендовали депутаты.

Отчёт по исполнению бюджета принципиально важен для понимания общей финансово-экономической картины. Только тогда можно будет решать, куда двигаться дальше, как и куда направлять денежные средства.

По процедуре отводится месяц для того, чтобы Контрольно-счётная палата Перми могла провести глубокую экспертизу отчёта. Но уже сейчас предварительные данные обрабатываются аудиторами КСП, идёт работа со статистикой. И мэрия должна быть заинтересована в том, чтобы как можно раньше, пусть неофициально, в рабочем порядке, но представить анализ исполнения бюджета  — с тем, чтобы мы своевременно приняли решение по распределению переходящих остатков.

Собираемость доходной части бюджета  — не самоцель. Горожан интересует прежде всего эффективность исполнения расходной части. Проще говоря, насколько грамотно мы используем налоги. Тут есть вопросы. В самом деле, если по результатам наполнения бюджета за минувшие два месяца ситуация в целом позитивная, то расходная часть выполнена за январь-февраль с отставанием от плана, хотя и выше, чем в прошлом году. Главная причина  — несвоевременное проведение конкурсов.

Возьмём ремонт и строительство дорог, благоустройство. Это сезонные работы, которые качественно могут выполняться в очень ограниченный период года. Но зачастую конкурсы проводятся чуть ли не осенью. Понятно, что если конкурс на дороги проводить в третьем квартале, то его не сумеют закрыть до конца года  — дорожникам элементарно не хватит благоприятного времени. 

Конкурс на дороги надо проводить в феврале, в крайнем случае  — в марте. А как показывает практика, после определения победителя конкурса минимум месяц уходит на взаимодействие с антимонопольной службой, решение споров между участниками конкурса. И поэтому наша принципиальная позиция  — все основные конкурсы должны проводиться в первом полугодии.

Аналитические данные по исполнению муниципального заказа показывают, что в прошлом году много заключённых контрактов (около 40%) пришлось на четвёртый квартал. Это категорически неправильно. Поэтому по требованию депутатов администрация Перми представила в гордуму план проведения всех аукционов и конкурсов в 2013 году, который депутаты намерены жёстко контролировать.

В этом году муниципальный заказ сформирован таким образом, что основной объём заключения контрактов (44,5%) запланирован на второй квартал.

Сейчас депутатский корпус взял под пристальный контроль работу мэрии. Это и называется «эффективной работой с бюджетом города».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться