Алексей-Чусовитин

Алексей Чусовитин

политтехнолог

Доказывать, а не приказывать

Какую повестку сформирует Дмитрий Махонин в «постковидный» период?

Поделиться

Как и всем остальным губернаторам, Дмитрию Махонину приходится перестраивать весь механизм управления, в экспериментальном порядке корректировать бюджеты, мобилизовывать здравоохранение, помогать нуждающимся и т. д. Но этим его функционал не ограничивается.

В Пермском крае антикризисная повестка смотрится немного по-другому. Для меня очевидно, что кризис для политика Дмитрия Махонина — это возможность максимально мощно реализовать собственное видение будущего Пермского края. Совершенно независимо от усилий самого Махонина, он может максимально легко отстроиться как от своих предшественников, так и от основных негативных трендов федеральной политики. Ведь если соблюдать достаточно понятные правила взаимодействия с Москвой, Махонин может и должен позволить себе реагировать на кризис визионерски, то есть автократически. А это, согласитесь, мечта любого амбициозного политика.

Пространство самостоятельных действий

Итак, у Махонина есть шанс.

Он зашёл на два срока, так как Пермский край свой лимит на смену губернаторов до 2030 года уже выработал. В этой связи у Махонина во многом развязаны руки. Москва просто уже устала подбирать региону губернаторов. Работайте, короче, с кем дают.

Для Махонина есть вполне логичное обоснование для своей визионерской реакции. Это его биография и публичная политическая позиция. Он всегда может сказать большому начальству: а вы что, не знали, какие у меня взгляды? Ну так «погуглите». Я всегда «так» думал, и «так» поступал.

Экономический кризис неизбежно породит запрос на изменения — и у общества, и во власти. Когда тонешь, то от экономического дна очень удобно отталкиваться. Само время требует от регионального руководства — рывка. Иначе мы как регион будем неконкурентны и деградируем.

Сшивка парадигм

Таким образом, эффективная политическая позиция у Махонина только одна — это одновременная «сшивка» и противопоставление двух управленческих парадигм: антикризисной, тактической и визионерской, стратегической, авторитарной. В контексте эпидемии я бы обозначил эту проблему так: либо губернатор занимается сугубо «бьюти-политикой» (наводит внешнюю красоту, блестяще пишет отчёты в Москву), либо не только борется с симптомами, но реально лечит нашу экономику и общество (принимает настоящие решения).

На мой взгляд, приоритетом должна быть стратегия. В этой связи я хочу обозначить вопросы и выборы, которые стоят перед Дмитрием Махониным в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Кадры и государственное управление

Главное место в Пермском крае занимает проблема кадров. Надо ли снимать чиновников за невыполненные обязательства? И как этому научиться и губернатору, и обществу? Ведь сейчас любое увольнение воспринимается как ошибка и негатив, а надо, чтобы воспринималось как достижение и исправление ошибки.

Надо ли при формировании команды губернатора ориентироваться на лояльных и всё принимающих? Не лучше ли искать тех, кто будет отвечать за результат — упёртых профессионалов? Вообще, должен ли губернатор оставлять возле себя «лизоблюдов» и приспособленцев?

Продолжим в этом же контексте. Нужна ли общественная и политическая экспертиза? Может быть, если бы она была, то и зоопарк бы уже работал? Может, стоит вообще ввести в пермской бюрократии правило — нечто похожее на принцип фальсифицируемости Карла Поппера? Инициативы большого начальника не принимаются до тех пор, пока три эксперта публично его инициативу не разгромили вдребезги.

Пусть глава региона и его команда доказывают эффективность своих решений, а не приказывают.

Региональная экономика

Готов ли Дмитрий Махонин поддерживать крупных и средних региональных экономических игроков? Что будет делать регион, если нефть станет нерентабельной, а экологические протесты снизят рентабельность добычи калия? Не возникнет ли у Махонина искушения либо при помощи Москвы национализировать «крупняк», либо ослабить его недобросовестной конкуренцией? Станет ли слоган «сделано в Перми» для региона определяющим, или сектора экономики вновь один за другим будут сдаваться напрокат «эффективным менеджерам» из других регионов?

Получит ли частный бизнес (душа болит за СМП особенно в Перми) защиту губернатора? Или ларёчников, автобусников, рекламщиков, рестораторов, застройщиков будут от души «кошмарить» ради светлого будущего?

Уверен, что Пермь удержит свою роль «регионального магнита», только если добьётся существенных прорывов в развитии малого и среднего предпринимательства. Без этого просто не сохранить внедрение технологических инноваций!

Вообще, есть принципиальный вопрос: как не разрушать бизнес-инициативу автократическими решениями? Ведь если «упадёт» нефть, то нас спасёт только развитие СМП. Другого варианта просто нет.

Вертикально интегрированные компании

Особое место — наши большие промышленные предприятия. Как втянуть в орбиту региональной экономической жизни вертикально интегрированные компании? Сейчас они никому не подчиняются. Москва далеко. Мнение краевых властей назначенные из центра руководители, по большому счёту, игнорируют. С одной стороны, пермские заводы вроде как есть, но с другой стороны, практически равнодушны к проблемам региона.

За последние годы мы видим, что у подобных предприятий возникают проблемы и региону приходится искать средства для сохранения социальной стабильности. То есть одним — вершки, а другим — корешки. Кто-то зарабатывает деньги, а кто-то вынужден их только тратить. Если не поправить этот подход, то кейсы вроде судьбы ЗИДа, «Мотовилихи», Пермского порохового завода будут возникать постоянно. А там работают десятки тысяч пермяков, и губернатор должен их защитить.

Здравоохранение и образование

Как вернуть/исправить здравоохранение? Сейчас так называемых «белых пятен» (куда медицинская помощь не может добраться за определённый стандарт времени) в регионе становится всё больше. Получится ли вернуть врачей в провинцию, или больше будем работать с онлайн-медициной? И всё-таки сконцентрируем всю современную медицину в Перми? Как поступить с оптимизацией? Устроить деоптимизацию? Как увеличить количество и качество наших врачей? Где и у кого найти деньги, чтобы больше тратить на здравоохранение: оборудование, зарплату врачей и доступные лекарства? Как прижать коррупцию в здравоохранении?

Стоит ли продолжать переход к «облачной» бухгалтерии (особенно в образовании)?Как отреагирует система образования на селе к переходу на онлайн-образование? Значит ли это, что сельские школы придётся оборудовать системами для этого? Или всё вернётся на круги своя? Как скажется на высшем образовании региона возможность получения знаний «онлайн»? Не повлечёт ли это за собой «оптимизацию» и высшей школы в Перми?

Лицом к местному самоуправлению

Наконец, самое главное. Губернатор должен решить: либо он усиливает тренд, когда все решения принимаются на ул. Куйбышева, 14, либо даст возможность МО вести свою политику. Может, уже наступила пора вернуть ресурсы или хотя бы их часть из края обратно, в города и посёлки региона? Или наша стратегия — пусть все деньги будут только у краевой власти, в одной понятной кубышке, так как все остальные ничего не понимают?

Что ж, если в провинции одни дураки (с чем я категорически не согласен), тогда давайте сделаем для них муниципальный университет и будем обучать районных чиновников правильно вести дела.

Особенно эта проблема — проблема свободы воли — касается Перми. Неужели кто-то верит, что чиновники с Куйбышева, 14 лучше, чем чиновники из мэрии, понимают, что и как надо делать в столице региона?

Искать ответы на эти и многие другие вопросы придётся уже сегодня.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться