Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

В Пермской государственной художественной галерее открылась «публикационная» выставка графики

Выставка «От века до века» продолжает проект «Открывая фонды»: экспозиция состоит из произведений, хранящихся в запасниках галереи и обычно скрытых от глаз посетителей. Каждая такая выставка-публикация доказывает: этих фондов хватило бы на несколько весьма достойных музеев. Например, можно создать яркий, полноценный, содержательный и представительный музей графики

Поделиться
От века до века

  Валерий Заровнянных

В нынешней выставке — более 200 листов, и это только ХХ век и только «ручная» — то есть нетиражная — графика (карандаш, акварель, пастель, гуашь, соус...). При этом экспозиция далеко не исчерпывает данный раздел хранения.

Кураторы Нина Казаринова и Наталья Новопашина стремились представить искусство ХХ века во всей полноте, при этом решили не придерживаться строго ни хронологического, ни стилистического, ни жанрового принципа: все три фабульных линии пересекаются в сюжете выставки, порождая любопытные сочетания. Так, с абстракциями можно столкнуться и в начале выставки, где изобилуют супрематические композиции 1910-1920-х годов; и в «середине века», где среди элегических, лишённых страстности эпохи первых пятилеток пейзажей и портретов вдруг появляются загадочные коллажи эмигранта Кирилла Соколова; и в самом финале, где показаны две работы нонконформиста Элия Белютина, написанные уже в начале XXI века; и даже среди агитационного фарфора есть «супрематические» тарелки. Или в предпоследнем зале, где собраны в основном работы 1980-1990-х годов, вдруг возникают две акварели Александра Тышлера, написанные в 1930-е годы: уж больно красиво они вписываются в «портретный зал», уж очень хорошо сочетается, например, тышлеровская «Девушка с бубном» с портретом Майи Плисецкой работы Бориса Мессерера.

При всей сюжетной сложности ощущения хаоса не возникает, и основная хронологическая линия выстраивается достаточно чётко: от безудержного авангарда начала века (Владимир Маяковский, Василий Каменский, Пётр Субботин-Пермяк, Кузьма Петров-Водкин) к жизнеутверждающей романтике первых пятилеток (ярчайший представитель — Николай Аввакумов с его карандашными «Папанинцами» и «Стратостатом»); затем — изысканные мини-шедевры 1940-1960-х годов — времени расцвета советской книжной графики, с работами, например, Юрия Пименова, Артура Фонвизина и Владимира Конашевича; 1970-1980-е годы характерны тем, что художники уходят от актуальности и погружаются в созерцательность, процветают пейзажные произведения, говорящие о «вечном», и всевозможные метафоры, иносказания; завершается выставка работами рубежа веков, в которых вновь, как 100 лет назад, появляется стремление к новому языку, новому авангарду. Таким образом, в названии «От века до века» появляется особый смысл, а экспозиция получает сюжетную «закольцованность».

В экспозиции есть небольшая подборка сатирической графики первой половины ХХ века, но в целом политика, злободневность мало интересуют кураторов, они далеки от моральных и политических оценок событий ХХ века в России. Их интересует красота. Эстетический критерий стал главным при подборке работ, и поэтому выставка получилась очень красивой.

Некоторые работы — настоящий гимн красоте человека и природы. Удачно подобрано «титульное» произведение — скульптура Даниэля Милянского «Посмотри, какая луна!»: даме в наряде начала ХХ века поёт серенаду гитарист явно из конца 1980-х — то ли Высоцкий, то ли Макаревич. Однако истинным «лицом» выставки стала акварель Владимира Лебедева «Девушка с мячом» (1933) — пленительный образ советской физкультурницы буквально притягивает все взоры, и посетители дружно щёлкают телефонами, дабы сохранить его на память. По степени очаровательности с «Девушкой…» может сравниться разве что «Утро в Артеке» Нины Кашиной (1934) — одна из самых известных графических работ в коллекции ПГХГ, чемпион по выставляемости: хотя отдела советского искусства в постоянной экспозиции галереи нет, её сотрудники пользуются любой возможностью показать эту очень гармоничную, очень живую акварель.

Отдельная тема выставки — евангельская. В искусстве советского и постсоветского времени она несла особую духовно-символическую нагрузку, достаточно вспомнить фильм Тарковского «Андрей Рублёв». Гуаши свердловчанина Виталия Воловича на евангельские сюжеты, работа пермяка Михаила Павлюкевича в той же технике «Сидящий Спаситель» создают очень красивый изобразительный ряд, единый не только тематически, но и по колориту. Здесь же современные вариации сюжетов пермской деревянной скульптуры — «Сидящий Спаситель» Алексея Кутергина и «Мадонна» Игоря Христолюбова.

Пермские авторы — одна из самых благодатных тем выставки, которая стала ещё одним поводом напомнить о творчестве «пермского акварельного кружка» — Ивана Борисова, Константина Собакина, Виктора Кузина. «Северная цитадель» Виктора Кузина — безусловный шедевр, хрестоматийный образец философского пейзажа. Поскольку выставка чрезвычайно представительная и изобилует именами «первого ряда», можно в очередной раз убедиться: эти художники на общероссийском фоне выглядят настоящими лидерами — и по эстетике, и по профессионализму.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться