Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Собачья жизнь

Члены краевой Общественной палаты обсудили проект концепции долгосрочной целевой программы «Обращение с безнадзорными животными на территории Пермского края на 2014-2017 годы»

Поделиться

Проблема безнадзорных и одичалых животных сложна даже не столько из-за накала царящих в этой сфере страстей, сколько из-за своей комплексности. Именно её многосоставность мешает определить ответственный за решение проблемы орган. Так, начальник Государственной ветеринарной инспекции Пермского края Владимир Ворожцов сообщил, что он как ветеринар в данном вопросе специалистом не является: ветеринарная инспекция гораздо квалифицированнее приглядывает за продукцией животноводства, чем за собаками на улицах. Тем не менее, Ворожцов отважно представил проект концепции долгосрочной целевой программы, доработанный с учётом мнений зоозащитников.

Оказалось, что программа эта большая, взвешенная и… не содержащая ничего нового: все её положения давно известны, это  – строительство приютов, программы по передаче безнадзорных животных новым хозяевам, стерилизация, эвтаназия, разработка правил содержания домашних животных, чипирование и т. п. Ответственным за исполнение органом предлагается назначить Роспотребнадзор.

После этого начались многочисленные выступления приглашённых экспертов, чиновников и зоозащитников. Все они говорили, по сути, об одном: какой смысл принимать концепции и целевые программы, если в этой области есть множество прекрасных законов, и ни один из них не работает?

Есть, оказывается, в законе об участковых полицейских пункт, согласно которому участковый должен знать не только количество собак бойцовских пород на участке, но и их клички!

Не страдают законопослушанием ни хозяева безнадзорных животных, ни их противники, ни стражи порядка. Владелец маленького йоркширского терьера Геннадий Игумнов посетовал, что владельцы «больших и страшных» собак пренебрегают необходимостью выгуливать их на поводках и в намордниках. Его поддержала председатель Федерации кинологического спорта Пермского края Алла Белая, которая сообщила, что на каждый случай нападения на человека бродячего животного приходится три-четыре случая нападения вполне домашних, но неправильно воспитанных бойцовских собак. Получается, что собаковладельцы зачастую сами провоцируют общественную истерию, направленную против собак.

С другой стороны, как сообщила та же Алла Белая, у владельцев собак по большому счёту нет возможности поступать правильно: приходится выгуливать собак, в том числе и «больших и страшных», где попало, ведь оборудованных площадок не существует, во всяком, случае, в шаговой доступности в каждом жилом микрорайоне.

Война между собаковладельцами и теми, кто боится собак, происходит по банальной причине: делёж территории. Жительница Перми, являющаяся четырёхкратной чемпионкой России по аджилити, вынуждена тренироваться со своими собаками буквально на пустыре: ну нет в городе мест, где можно было бы заниматься этим спортом!

Чрезвычайно эмоционально выступил заместитель председателя Пермской городской думы Юрий Уткин. Его коллеги-депутаты, а также «смежники» – чиновники администрации Перми – недавно разработали серию прямо-таки революционных мер по созданию сети площадок для выгула собак в городских скверах. Уткин, похоже, более других осведомлён о сложности обсуждаемой проблемы. Именно он предложил определить, какой именно орган поведёт работу по решению этой проблемы, учитывая интересы всех сторон и вырабатывая комплексные решения.

По сведениям Уткина, Пермь дальше других городов продвинулась в деле регулирования безнадзорных животных благодаря конструктивной активности зоозащитных организаций – так, например, в ZZZ работают профессиональные юристы и экономисты, которые осуществляли юридическую и финансовую экспертизу предложенной концепции.

По словам Уткина, надо создать прецедент исполнения российского законодательства по статье «жестокое обращение с животными» и наказать так называемых «догхантеров» – садистов, которые с особой жестокостью уничтожают животных, гуляющих и тренирующихся с владельцами, преимущественно с детьми. Пока в этом вопросе нет судебной практики, трудно ожидать, что будут работать какие бы то ни было законы, связанные с содержанием домашних животных.

Уткин напомнил о ещё двух важных аспектах этой многосоставной проблемы: о теневом рынке домашних животных и о кормовой базе.

Кормовая база бродячих животных – попросту говоря, свалки – была одной из тем выступления и другого эксперта, профессора ПГНИУ Георгия Воронова. По его словам, можно бесконечно уничтожать бродячих животных, но это будет лишь способствовать их бесконтрольному размножению, поскольку популяция отвечает на агрессию взрывом рождаемости. А вот если ликвидировать кормовую базу, количество бродячих животных сократится естественным путём.

На этих словах профессора все присутствующие громко вздохнули и помолчали: все знают, как тяжело в Перми обстоят дела с несанкционированными свалками и вообще с вывозом мусора.

Тему теневого рынка домашних животных поддержала Алла Белая: кинологи готовы попытаться контролировать работу питомников, чтобы заводчики осуществляли продажу животных только официально, с уплатой налогов и с последующим контролем за новыми владельцами.

Представитель зоозащитной организации ZZZ Георгий Ситников напомнил, что в концепцию необходимо включить меры по созданию доброжелательной среды обитания для людей и животных: развитие добровольчества, благотворительности, поощрение забора животных из приютов.

С огромным интересом, забыв о регламенте, все собравшиеся выслушали выступление председателя благотворительного фонда «Потеряшка Пермь» Диляры Харитоновой.

«Не надо изобретать велосипед, – считает Харитонова. – Есть страны, в которых этот вопрос решён, и надо только применить их опыт». И она очень доказательно, с множеством интересных цифр рассказала об опыте округа Фэйрфакс в США, по площади и населению примерно равного Перми.

В этом округе, равно как и в США вообще, нет безнадзорных собак. Есть собаки, содержащиеся в приютах, но на улицах их нет вообще! При этом традиция держать дома животных чрезвычайно развита: количество собак в Фэйрфаксе – более 88 тыс. Существует государственный Animal control, который финансируется отчасти за счёт продажи лицензий и уплаты штрафов: если американец хочет завести собаку, он должен платить за соответствующую лицензию $10 в год, а если платить не желает, то придётся уплатить штраф в $250.

В США законодательно установлена 100%-ная стерилизация животных, не участвующих в разведении породы. Эта мера не только препятствует бесконтрольному размножению, но и снимает тестостероновую агрессивность, делая животных менее опасными.

Итоги дискуссии подвели Геннадий Игумнов, который предложил разработать трёхлетнюю программу по урегулированию «собачьего» вопроса, и Юрий Уткин, который ещё раз настоял на обращении к губернатору с предложением определить орган, уполномоченный на компромиссное решение этого вопроса, и обеспечить этот орган материально.

Все участники дискуссии согласились с мнением зоозащитников о том, что в создании проблемы виновны, как ни крути, люди, а не животные. Они и должны нести ответственность.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться