Не оторваться
Самые увлекательные кинодетективы XXI века по версии «Нового компаньона»
Если набрать в интернет-поисковике «лучшие кинодетективы», мы получим ссылки на фильмы Альфреда Хичкока и другие классические нуары, а также на сто и одну экранизацию приключений Шерлока Холмса. Затем в списках детективов оказываются мистические триллеры, фантастика и даже «Приключения Буратино»… Между тем сногсшибательный успех недавнего фильма «Достать ножи» доказал, что публика по-прежнему жаждет образцов этого жанра в самом классическом виде: с таинственным, мастерски задуманным и осуществлённым преступлением и вдумчивым сыщиком, который его раскрывает. Кино последнего двадцатилетия нечасто, но всё же баловало и продолжает баловать зрителей подобными картинами.
Мы не возьмём на себя ответственность за определение мест в рейтинге, но всё же считаем нужным обозначить вершины жанра. Поэтому первые фильмы в списке — это места с 20-го по третье, а последние два делят между собой первое и второе место.
Итак, 18 почти самых классных кинодетективов 2000—2020 года:
«Достать ножи» (США, 2019, 16+)
«Герметический» детектив во всей стерильной чистоте жанра. Старинный особняк, богатый старичок-владелец, толпа жаждущих наследников. Хозяина находят мёртвым… Самоубийство или убийство?
Что ни роль — то песня, что ни герой — то характер. Кристофер Пламмер в роли хозяина особняка вызывает истинное преклонение. В свои 90 лет он остаётся таким же прекрасным, как и в роли капитана фон Траппа в «Звуках музыки».
«Офицер и шпион» (Франция, Италия, 2019, 16+)
Один из самых свежих и самых обсуждаемых фильмов современности посвящён знаменитому историческому казусу — «делу Дрейфуса». Режиссёр Роман Полански умудрился снять его достоверно с точки зрения фактов (хоть проверяй по Википедии) и в то же время увлекательно, так что смотрится он как настоящий детектив.
Благодаря этому фильму мы убеждаемся, что люди, готовые идти наперекор всему и жертвовать всем ради того, чтобы раскрыть и отстоять истину, существуют не только в детективных историях, но и в реальности.
В главных ролях — Жан Дюжарден и Луи Гаррель.
«Исчезнувшая» (США, 2014, 16+)
Режиссёр Дэвид Финчер, автор культового фильма «Семь», претендует на звание главного современного мастера жанра. Он продолжает создавать детективные фильмы, от которых невозможно оторваться.
У главного героя (Бен Аффлек) накануне очередной годовщины свадьбы исчезает жена (Розамунд Пайк). Поиски идут извилистым путём, версии сменяют одна другую, зрительские симпатии по отношению к герою сменяются подозрениями, на протяжении двух часов зрителя держат в жестоком напряжении. Нами манипулируют, а мы наслаждаемся! Развязка неожиданная, но логичная. Образец настоящего детектива.
«Бессонница» (США, Великобритания, 2002, 16+)
Ещё один главный кинодетективщик современности — режиссёр Кристофер Нолан, автор блестящего «Помни».
В «Бессоннице», где главную роль сыграл Аль Пачино, важен не столько сюжет — с ним всё в порядке, это расследование убийства, — сколько атмосфера. Белые ночи на Аляске показаны так впечатляюще, что у зрителя начинает кружиться голова, словно это он, а не герой страдает от мучительной бессонницы.
«Подмена» (США, 2005, 16+)
Клинт Иствуд, один из самых крепких американских режиссёров, тоже многое дал современному кинодетективу. В фильме «Подмена», основанном на реальных фактах, с прекраснейшими Анджелиной Джоли и Джоном Малковичем в главных ролях, действие происходит в Лос-Анджелесе 1920-х годов, и это уже хорошо.
У главной героини похищают сына. Через некоторое время полиция торжественно возвращает мальчика матери, но… она уверена, что это не её сын. Стражи порядка не хотят её слушать и даже признают у героини психическое расстройство, но она неудержимо стремится раскрыть правду.
«Пленницы» (США, 2013, 16+)
Фильм талантливого Дени Вильнёва, работающего в разных жанрах, тоже строится на сюжете о пропаже детей. Как и другие фильмы Вильнёва (например, фантастическая картина «Прибытие»), этот детектив — гибрид с крепкой психологической драмой.
Так же, как и в «Подмене», родитель пропавшего ребёнка, на сей раз отец, готов пойти на всё, чтобы добраться до правды. Особое достоинство фильма — дуэт харизматичных Хью Джекмана в роли отца похищенной девочки и Джейка Джилленхола в роли сыщика.
«Ветреная река» (Великобритания, Канада, США, 2016, 18+)
Грустная, правдивая, но романтичная история о расследовании убийства в индейской резервации. Детективный сюжет обрастает множеством подтекстов и коннотаций, и, конечно, это не только детектив, но и глубокая драма, и поэтичная картина о красотах истинной, первозданной Америки.
В главной роли — всегда замечательный Джереми Реннер.
«Мистер Холмс» (Великобритания, 2015, 16+)
Наш список, разумеется, не обойдётся без фильма о главном сыщике последних двух столетий. Правда, «Мистер Холмс» — это не буквальная экранизация произведений Артура Конан Дойла, хотя некоторые сюжетные мотивы его произведений здесь использованы.
Знаменитый сыщик давно отошёл от дел и проводит заслуженный отдых в деревне, ухаживая за собственной пасекой. Однако преступление, не раскрытое им 30 лет назад, не даёт детективу покоя, и Холмс решает тряхнуть стариной.
В заглавной роли — стильный и харизматичный сэр Иэн Маккеллен (Гэндальф из «Властелина колец»).
«Ворон» (США, Испания, Венгрия, Сербия, 2011, 16+)
Конан Дойл — не единственный автор классических детективов, которые продолжают вдохновлять кинематографистов. Есть ведь ещё Эдгар Алан По!
Писателю не повезло: маньяк копирует преступления из его рассказов и угрожает его невесте Эмили. Вместе с полицейским детективом Филдсом (Люк Эванс) Эдгар По (Джон Кьюсак) гонится за убийцей, то и дело оказываясь на грани правды и вымысла.
«И никого не стало» (Великобритания, 2015, 18+),
«Убийства по алфавиту» (Великобритания, 2018, 16+),
«Испытание невинностью» (Великобритания, 2018, 16+)
Вот мы и добрались до экранизаций романов Агаты Кристи, которая и сегодня остаётся главным поставщиком сюжетов для кинодетективов. Выбрать лучшие киновоплощения её произведений непросто. Почему бы не «Убийство в Восточном экспрессе» в версии Кеннета Браны?
Нет, всё же трилогия мини-сериалов, придуманных сценаристкой Сарой Фелпс, — лучшие на сегодня образцы «кино Агаты Кристы». Когда их смотришь, кажется, что события, известные и по книгам, и по множеству других экранизаций, происходят впервые. Даже фильм по мотивам «Десяти негритят» держит в напряжении, а, казалось бы, чего ждать от столь известного сюжета?
Джон Малкович в роли пожилого, сильно пьющего Эркюля Пуаро — это особая песня.
«Загадочные убийства Агаты Кристи» (Франция, 2009, 18+)
Ещё одна любопытная экранизация романов Кристи, действие которых перенесено во Францию, в атмосферную нормандскую глубинку — старинные деревни, фамильные шато, грибные леса, белые скалы… Действие первого сезона мини-сериалов происходит в 1930-х годах, второго — в 1950-х. Машины, наряды, интерьеры — все очень достойно.
Сценаристы придумали для каждого из сезонов пару симпатичных французских детективов, ведущих расследования, и добавили к кристиевской серьёзности немало французского убийственного юмора.
«Агата и правда об убийстве» (Великобритания, 2018, 12+)
Было бы странно, если бы никому не пришла в голову идея сделать саму Агату Кристи героиней детектива. Она пришла к её соотечественникам — англичанам, благодаря чему у нас есть один из новейших и очень стильных «герметичных» кинодетективов.
«У некоторых людей — хороший вкус на убийства!» — гласит слоган картины.
«Тайна в его глазах» (Аргентина, Испания, 2009, 18+)
Было бы непростительно не упомянуть этот образец самобытного аргентинского кино, который в 2010 году получил «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.
Эта картина несколько выпадает из нашей подборки, где увлекательный сюжет и жгучая загадка — главные составляющие успеха. Здесь они совсем не главные. Более того: преступника находят и отправляют за решётку в самом начале. Однако действие продолжается, всё глубже увязая в тайнах, совершая скачки во времени, напоминая о тайнах истории ХХ века и потайных глубинах человеческой души.
«Капкан» (Исландия, 2015, 18+)
Наш обзор был бы неполным без сканди-нуара. Образцов множество, и все замечательные. Даже не говоря о мегазнаменитом «Мосте», шведские, норвежские и исландские детективные мини-сериалы покоряют мир. «Прилив», «Полночное солнце» или «Монстр» с прекрасной ролью Гёрильд Маусет… Скандинавы знают какой-то секрет, позволяющий наполнить детективы особым нуарным очарованием.
«Капкан», или «Ловушка» — фильм режиссёра Бальтазара Кормакура, который с равным успехом снимает голливудские блокбастеры и малобюджетное исландское авторское кино. В «Капкане» ему понадобилось всё разнообразие его квалификации — это и блокбастер, и авторское кино одновременно.
Любители исландского рока оценят, что автором саундтрека была Хильдур Гуднадоттир.
«Видок» («Франция», 2001, 16+)
Французы — тоже знатные мастера кинодетективов, вспомним хотя бы «Багровые реки» с Жаном Рено! На протяжении всей истории кинематографа французских авторов вдохновляет фигура гениального сыщика Видока, персонажа исторического и в то же время легендарного.
В самом известном фильме о Видоке, где детектив густо перемешан с мистическим триллером, главные роли исполнили Жерар Депардье и Гийом Кане. Последний с тех пор подрос, стал режиссёром и снимает… Вы угадали, он снимает детективы («Не говори никому»).
«Убийства по Фрейду», они же «Венская кровь» (Великобритания, 2019, 16+)
Действие этого новейшего мини-сериала происходит в Вене времён сецессиона (один из эпизодов — открытие «Бетховенского фриза» Густава Климта). В каждой из трёх полуторачасовых серий — своё расследование, но есть и сквозной сюжет — история молодого психоаналитика, который становится напарником полицейского следователя, и вместе они раскрывают убийства то в борделе, то в элитной военной школе.
С нетерпением ждём второго сезона.
* * *
И вот торжественный момент!! Два лучших детективных сериала последних двух десятилетий. Мы не берём не себя смелость решать, кто первый, кто второй — в любом случае рискуем нарваться на гнев фанатов.
«Фарго» (США, первый сезон — 2014, второй сезон — 2015, третий сезон — 2017, 18+)
Жёсткий, полный чёрного юмора, изобретательно сочинённый сериал основан на знаменитом одноимённом фильме братьев Коэнов, но сюжетно с ним никак не связан. Общего в них — место действия (заснеженная Миннесота) и то, что один из центральных персонажей — женщина-полицейский. В сериале её никто всерьёз не принимает, но именно она, как выясняется, обладает настоящей детективной жилкой, позволяющей раскрыть преступление.
В каждом из трёх сезонов — самостоятельная история. Множество замечательных актёров — Кирстен Данст, Мартин Фримен, Билли Боб Торнтон, Юэн Макгрегор и другие — сыграли здесь роли, которые можно признать лучшими в их карьере.
«Фарго», как любой авторский и очень нетривиальный проект, не может быть назван стопроцентным детективом. Это и мрачная комедия, и глубокая психологическая драма, и даже немного фантастика.
«Настоящий детектив» (США, первый сезон — 2015, второй сезон — 2017, третий сезон — 2019, 18+)
Название говорит само за себя. Вот он, настоящий детектив! Три блестящих сезона очень не похожи друг на друга. Разные истории, разные герои, разное настроение, даже жанр не всегда совпадает — второй сезон, скорее, криминальный триллер, чем детектив. Общего между ними то, что главные герои всегда люди, готовые жизнь потратить на раскрытие истины, пожертвовать личной жизнью, здоровьем, репутацией и, даже впалая в старческую деменцию, всё равно мечтать лишь об одном — найти правду, раскрыть загадку, как и положено настоящему детективу.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.