Олег Опутин

Олег Опутин


Бренд сивой кобылы

Предположение Дениса Лямина, что народ «в глубинке» вряд ли в состоянии будет оценить предлагаемые ПЦРД образы, характеризует его как самого отъявленного конкистадора

Поделиться
Соликамск

Соликамцы оценивают бренд города со своей колокольни

Хотелось бы развеять некоторые заблуждения директора Пермского центра развития дизайна (ПЦРД) Дениса Лямина, высказанные им на недавней пресс-коференции (см. газету «Новый компаньон» №9 от 19 марта 2013 года). Соликамцы не считают терриконы «чем-то вроде свалок» (зато такое утверждение прекрасно характеризует говорящего), они знают суть калийного производства и не восторгаются этими рукотворными горами хотя бы по той причине, что солеотвалы в городской черте не лучшим образом влияют на экологию.  Кстати, отвечая на другой  вопрос, также озвученный Ляминым, — где ещё приезжему можно сфотографироваться на фоне терриконов, кроме Соликамска?  — могу сообщить, что такие же «достопримечательности» есть в соседних Березниках, что на 30 км ближе к Перми. Подобные заявления примечательны уже потому, что приводят к пониманию, что, во-первых, не только унтер-офицерская вдова себя высекла. Во-вторых, традиции, заложенные ещё недавно всемогущими столичными «культуртрегерами», намеревавшимися объявить Пермь «культурной столицей Европы», живут и не сдаются...

Похоже, что отношение директора ПЦРД Дениса Лямина к жителям муниципалитетов примерно такое же, как у португальских конкистадоров к туземцам Нового Света. Но если «чумазые» абсолютно ничего не понимают в стеклянных бусах, то пермские «провинциалы» — в том, как им следует выглядеть. Именно для этого им и «даден» ПЦРД. В этих словах сквозит нескрываемое сожаление по недавним ещё временам неравного торга, когда «бижутерия» от ПЦРД (при должном административном продавливании со стороны его прежних руководителей) продавались тем же «провинциалам» за хорошие бюджетные деньги.

Помня проводимую ещё недавно в культурном пространстве Прикамья политику, не удивлюсь, если главы территорий вынуждены были брать сей товар в силу настойчивых рекомендаций «сверху». То лихое для пермской культуры время, надеюсь, уже позади, но прежняя метода работы, видимо, ещё волнует кровь пришедшим на смену. Наверное, поэтому у некоторых возникает недоумение: почему «сработанные» в ту пору «весчи» сегодня  не нужны? Почему нет всеобщего признания и бурного притока казённых рубликов?

Для реанимации иссякнувшего административного ресурса очень хорошо подойдёт заявленный Денисом Ляминым «круглый стол». Собрать вместе представителей краевых властей, минкульта, руководителей муниципалитетов и побудить нести бюджетные денежки в бюджетное же учреждение — ПЦРД.

С одной стороны,  при том уровне понимания ментальности пермской провинции, который демонстрирует директор ПЦРД, укоряя тех же соликамцев в отсутствии тонкой психической организации, ему непросто осознать и принять изменившуюся ситуацию. С другой стороны, наверняка обидно, что «провинциалы» не оценили прилагаемых усилий. И вот эта коллизия уж точно, изъясняясь словами г-на Лямина, «вопрос психологии», с которым надо разобраться скорее. Как можно скорее, поскольку время — деньги.

В октябре прошлого года краевое правительство,  парламентарии, контрольно-счётная палата и общественники попеняли руководству ПЦРД на то, что предоставление госуслуг по разработке дизайна не является целесообразным. И настойчиво порекомендовали развивать единственный стоящий актив центра — студию прототипирования. Похоже, отведённое Пермскому центру развития дизайна время для «перестройки» истекло, а нового формата так и не получилось, — снова брендбуки...

Положив руку на сердце, скажу: проблема не только в ПЦРД. Порой и сами органы власти на местах не знают, как распорядиться доставшимися им брендбуками. Ведь у них до этого было какое-никакое, но  своё устойчивое представление о собственном образе, а новые разработки нередко им не соответствуют или  требуют серьёзных затрат. Как, например, тем же соликамским чиновникам употребить с пользой соль-рафинад, предложенную центром? Засолить? Или — как муниципалитету расположить рекомендуемый арт-объект на терриконах, которые являются собственностью калийной компании? В брендбуках советов по этому поводу нет. Видимо, сами разработчики такими «пустяками» не очень заморачивались. Да, и глядя на тот же брендбук Соликамска, представленный на сайте ПЦРД, можно предположить, что там вообще не очень-то заморачивались, используя разработки РГ «Vitamin Group» для соликамского юбилея-2010.

В такой ситуации задаваться вопросом «Что делать?» уже поздно, поскольку та самая широкая общественность, которой сегодня  Денис Лямин пеняет за «недопонимание», из обсуждения и разработки образов для брендбука была, по сути, исключена.

Как водится, всё решалось в кулуарах — между  чиновниками мэрии, отвечающими за пиар, и представителями ПЦРД. Одним было важно реализовать свои (не всегда исчерпывающие и верные) представления об образе территории, другим — освоить бюджетное финансирование. В качестве примера пусть послужит упомянутый уже Ляминым Соликамск.

Наблюдая на протяжении последних лет четырёх за действиями соликамских чиновников, отвечающих за городской пиар, претендующих на статус «Соликамск — соляная столица России» (для краткости — СССР), находишь всё новые и новые подтверждения тому, что они сами не очень-то хорошо понимают, какова цель их исканий.

Надо сказать, что претензия на соликамскую «столичность» не без изъяна сама по себе, поскольку, во-первых, не уникальна. На этот статус с не меньшим основанием могут претендовать еще около десятка городов — от древнего Сольвычегодска до «юноши»-Березников, где зарегистрирована единственная в России калийная компания. Об этом свидетельствует и неудачная попытка собрать под эгидой Соликамска в юбилейном для города 2010 году Союз соляных городов России. Дальше хлеба-соли, поздравительных тостов и подписания договора о намерениях дело не пошло.

Даже делегация из польской Велички, где в горных выработках действует музей соли, не придала  «проекту СССР» статуса международного. Хорошо хоть от маниловского  прожекта — организовать в какой-нибудь калийной шахте общедоступный музей — вовремя отказались...

Жаль, что за громадьём планов до Усть-Боровского сользавода, уникального памятника промышленной архитектуры XIX столетия, руки пока не дошли.

Во-вторых, «проект СССР» в силу различных причин исчерпаем, как и соляные рассолы, что в своё время привело к тому, что промысел в его первоначальном виде в Соликамске утрачен. Ведь сегодня в Соликамске своей пищевой соли нет. И если говорить буквально, то это не в полной мере отвечает предложенному разработчиками брендбука слогану «Вся соль здесь».

Не удивительно, что пока дальше не очень обоснованных претензий на «столичность» и проведения массовых гуляний на территории сользавода дело не продвинулись. Пригласить попеть на фоне солеварен и рассолоподъёмных башен рок-звезду, поплясать, сказать красивые слова (и всё это — за хорошие деньги), разумеется, замечательно. Но на днях с сользавода пришло очередное тревожное известие: под тяжестью снега провалилась крыша на одной из старинных построек комплекса...

При этом апологеты «СССР» словно совершенно не замечают куда более ценное (точнее, бесценное) и неисчерпаемое наследие, которым Соликамск обладает на протяжении уже нескольких столетий. Долгие годы город являлся не только центром экономической жизни Урала, но и центром православия Прикамья, находился на одной паломнической прямой (Государева Бабиновская дорога) с зауральским Верхотурьем — духовным центром Урала и Сибири. Именно православные храмы и идея духовного возрождения могли бы помочь городу вернуть  своё настоящее лицо и подлинный дух.

Да и сама Верхотурская дорога, положившая в XVI веке начало освоению и присоединению Сибири к Московской Руси, и её первооткрыватель, соликамец Артемий Бабинов -  бренды, как принято сегодня говорить, федерального уровня, но, увы, пока они остаются без должного внимания.

Однако вернемся к публичным сожалениям директора ПЦРД по поводу того, что «ай-яй-яй, такие хорошие брендбуки, и не работают»... По сути, таким образом их выразитель ставит ребром другой извечный русский вопрос: «Кто виноват?»

Само собой, что распорядителей бюджетных средств и глав территорий в бойкоте брендовых начинаний центра не обвинишь — с этими заказчиками ещё предстоит работать. Поэтому на незавидную роль «стрелочников» руководителем ПЦРД назначен неопределённый круг лиц — провинциальное сообщество. При этом совершенно не важно, что большинство жителей городов и весей Прикамья о ПЦРД и его «бусах для туземцев» слыхом не слыхивали, не то, чтобы могли видеть и оценить.

Не из этого ли вытекает другое предположения г-на Лямина, что народ «в глубинке» вряд ли в состоянии будет оценить предлагаемые ПЦРД образы?! Это характеризует его как самого отъявленного конкистадора. При этом сразу приходят на ум не забытые ещё волнения по поводу насаждаемых в пору недавней «культурной революции» некоторых малых архитектурных форм в Перми и явных перекосов в сторону, так называемого «актуального искусства». Неужели г-н Лямин готов поставить авторитетных деятелей пермской культуры и широкую общественность, протестовавших против «красных человечков» и лесоповальной буквы «П», на уровень культурных троглодитов?

Апофеозом звучит его вопрос: «Мы должны понять, на кого ориентируемся при создании фирменного стиля — на жителей территорий или на приезжих?» Наверное, этот вопрос следовало задать несколько раньше. Ну, хотя бы на этапе разработки брендбука. Не меньший «бренд сивой кобылы» выходит, если последовать за логикой развития поставленного директором ПЦРД вопроса. Получается, что у территорий (по определению) нет ни единого шанса продвигать свои бренды, гармонично сочетая при этом интересы внешней и внутренней аудитории. Конфликт, а-ля «Пермь — культурная столица Европы» неизбежен. К счастью, это не всегда так, вернее, совсем не так. И сама жизнь даёт нам немало примеров этому. И здесь надо понять, что, скорее всего, дело не в «аборигенах» с их вечными ценностями, а всё-таки в тех, кто предлагает им подобные «бусы»...

P. S. А если говорить о планируемом «круглом столе», то для пользы дела было бы неплохо пригласить на него представителей общественности той самой пермской провинции, которым г-н Лямин пеняет за недопонимание. Среди них немало совершенно вменяемых краеведов и просто людей, любящих свою малую родину — не за бюджетные деньги, не по долгу службы и безо всяких брендбуков.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться