Мария Сыропятова


Подпортили сбыт

Как выживают фермеры после запрета на проведение ярмарок

Поделиться
Ярмарки

  Пресс-служба губернатора Пермского края

Ограничения из-за режима самоизоляции в Пермском крае привели к перераспределению сбыта фермерской продукции. В связи с закрытием ярмарок производители переходят на прямые продажи через соцсети и начинают сотрудничать с онлайн-сервисами доставки.

На ярмарках вам не место

С начала 2020 года, по данным краевого минпромторга, только в Перми было организовано более 60 ярмарок для фермеров. Однако с 1 апреля из-за режима самоизоляции их проведение было приостановлено (последняя прошла в Перми 28 марта).

В связи с этим фермеры потеряли свой привычный рынок сбыта. По данным МКУ «Пермский центр бизнеса», каждая из ярмарок принимала по 20 участников, выручка одного фермера варьировалась от 30 тыс. руб. до 200 тыс. руб.

Руслан Хабибуллин, директор МКУ «Пермский центр бизнеса»:

— Торговали на ярмарках в основном молочной продукцией, мясом и полуфабрикатами, мёдом и сувенирами ручной работы. Лидеры по выручке, конечно, те, кто реализовывал различные виды мяса и изделий из него. Понятно, что многие фермеры сейчас продолжают возить своим постоянным покупателям продукцию напрямую. Но это совсем не те объёмы, что раньше. Хочется верить, что всё завершится в ближайшее время и ярмарки заработают снова.

При этом фермеры говорят, что продажи в небольших магазинах и киосках сейчас тоже снижаются.

Анна Корнейчук, директор ООО Агрофирма «Шадейка»:

— В сбыте полуфабрикатов из мяса нам очень помогали ярмарки, сейчас из-за их закрытия мы практически ничего не лепим. Продолжаем возить товар в магазины в Шадейке, Кунгуре и Перми, но и там продажи сейчас небольшие. В Перми доставляем продукцию постоянным покупателям на дом, когда бываем в городе. Хотя это небольшие объёмы относительно того, сколько мы продавали на ярмарках.

Торговые сети не для всех

Пасечник Денис Калугин торговал мёдом и на ярмарках, но объёмы его продаж после их закрытия не упали. Это объясняется тем, что его продукция представлена в торговой сети «Семья» и спрос на неё вырос на 20—30%.

Денис Калугин, фермер, владелец пасеки:

— Сейчас спрос на мёд растёт. Считается, что он укрепляет общий иммунитет, поэтому его стали брать больше. Как только ярмарки откроют, начну на них ездить, там всегда был хороший сбыт. Думаю, что если даже ситуация продлится ещё месяца полтора или два, то мёд будет ещё более востребован. А там будем надеяться на хорошее лето и свежий урожай, тем более что многие предпочитают покупать свежий мёд. Главное, чтобы погода не подвела.

Однако большинство фермеров в торговые сети идти не спешат.

Анна Корнейчук, директор ООО Агрофирма «Шадейка»:

— В торговые сети мы заходить не планируем. Там обязательно попросят поставить низкую цену, а это будет значить, что мы должны будем поступиться качеством. Для своих полуфабрикатов мы используем свежую телятину, а не перемороженное мясо. Хороший продукт добавками не портим.

Сыродел Наталья Букина также не готова снизить качество продуктов.

«У каждого свои приоритеты. Кто-то айфон покупает, а потом ест одни макароны. Для моих покупателей в приоритете — нормальное питание. Для них важно купить продукт без добавок и заменителей молочных жиров. Понятно, что сейчас у людей меньше средств. Я лучше буду производить меньше, но не в ущерб качеству».

Свежие решения

Ограничение точек сбыта заставляет фермеров менять схему своей работы.

Фермер из Култаево Зоя Миронова продавала молоко, творог и сметану через торговые точки в Перми и Пермском районе. Но с введением режима самоизоляции её сбыт там сократился почти вдвое.

Зоя Миронова, фермер:

— Мы не можем перестать доить корову. Поэтому нереализованное молоко теперь перерабатываем в топлёное масло, сгущёнку, творожные и полутвёрдые сыры. Полутвёрдые сыры только недавно впервые заложила на длительное хранение. Пока есть место, где их хранить. Так что, как только ситуация нормализуется, выйдем на рынок уже с новой продукцией. Нужно заново продумывать варианты сбыта. Если не сможем наладить этот процесс ещё месяца полтора, то тогда придётся сокращать стадо.

Весь объём продукции сыродела из Соликамска Натальи Букиной раньше уходил через несетевую розницу. «Сыры с помидоркой» хорошо известны не только в Соликамске, но и в Перми. В краевой столице их сейчас можно купить в «Гастрономической лавке», доме-пекарне Демидовых и фермерской лавке на ул. Ленина, 78. Но их сбыт в последнее время сильно упал. Поэтому фермер ищет новые способы продажи.

Наталья Букина, сыродел:

— Сейчас люди меньше ходят по небольшим магазинам, отдавая предпочтение крупным сетям. Поэтому я начала продавать сама: размещаю посты в соцсетях, потом по Соликамску развожу заказы. Мою продукцию многие уже знают, поэтому заказывают. Недавно расширила ассортимент, делаем теперь йогурты и творог.

Букина договорилась об организации самовывоза своей продукции из «Гастрономической лавки», а в ближайшее время её можно будет купить и через онлайн-ресурсы дома-пекарни Демидовых.

Кроме того, фермеры могут реализовывать свою продукцию через ряд фермерских сайтов («Ешь Свеж»«ФермерФест», «Первый фермерский кооператив»). Сейчас сбыт через них существенно вырос.

По словам совладельца сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Свеж» Альберта Садыкова, количество клиентов увеличилось примерно в два раза. «Почти все клиенты заказывают продукцию с доставкой на дом», — говорит Альберт Садыков.

В апреле eshfresh.org открыли собственное производство полуфабрикатов из мраморного мяса (венгерской мангалицы и герифордов). В ближайших планах — расширение ассортимента за счёт наборов продуктов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться