Дмитрий Енцов

Дмитрий Енцов

журналист

«Братан, чаевыми не обижу»

Пеший курьер «Яндекс. Еды» рассказал о работе в период неофициального карантина

Поделиться
доставка еды

  Дмитрий Енцов

В период «вынужденных выходных» и самоизоляции город заполонили курьеры, доставляющие еду и продукты. Мы поговорили с пешим курьером «Яндекс. Еды» Дмитрием Федоткиным о том, как изменилась его работа за последние пару недель.

— Дмитрий, расскажи, как давно ты начал работать курьером?

— С 1 марта. То есть начал ещё в «спокойные» времена.

— В чём главные отличия работы в марте и сейчас, в апреле?

— Главное отличие в том, что ввели систему бесконтактной доставки. Теперь для передачи заказа курьер оставляет еду на сумке возле двери клиента и отходит на три метра. Делает фотографию пакетов на сумке, звонит клиенту и просит забрать заказ. Затем, лишь после закрытия двери, забирает сумку. То есть оплатить заказ можно только безналичным способом. Второе отличие в том, что многие рестораны изменили формат выдачи заказов: ты уже не ждёшь внутри, а стоишь где-то на улице возле окна, где-то вход внутрь возможен только по звонку из ресторана, когда заказ будет готов.

— Стало ли больше заказов с начала неофициального «карантина»?


— Нет. В среднем на одного человека приходится столько же заказов, что и раньше. Но количество курьеров значительно увеличилось. То есть, по моим прикидкам, раньше в общем чате курьеров «Яндекс.Еды» было меньше 200 курьеров, сейчас их больше 300. За счёт этого размылась разница между нагрузкой в центре и удалённых районах города.

— И как часто вам приходится выполнять заказы?

— «Простои» бывают редко. Почти всегда один заказ следует за другим. Иногда бывает сразу два заказа из одного ресторана или в одном направлении. В среднем за четыре часа пять заказов, за восемь часов — девять заказов. Иногда, конечно, бывает, что сидишь два часа без заказов, а потом за другие два часа выполняешь четыре заказа. В общем, как было раньше, так осталось и сейчас.

— Изменился ли характер заказов?

— Значительно больше заказов «на дом». Для сравнения: раньше 30—40% заказов были в офисы. При этом некоторые люди начали заказывать «оптом» на два-три дня, и периодически моим коллегам попадаются просьбы от клиентов по пути купить что-то в продуктовых магазинах.

доставка еды1

  Константин Долгановский

— А сам характер смены изменился?

— Нет, в этом отношении всё осталось как раньше. То есть ты сам выбираешь её продолжительность. Обычно смена длится восемь часов. Но есть смены 4, 6, 12 часов. Или можно выйти на «свободный слот» в любое время на любое количество часов.

— А уровень зарплат?

— Не изменился. Плановые смены, если мало заказов, будут оплачены в размере 90 руб. в час. Свободные смены — без почасовой оплаты. Каждая выполненная доставка это 80 руб. + 15 руб. за 1 км. Так, «Яндекс. Еда» и Delivery Club в Перми представлены четырьмя курьерскими службами, и у них разные системы оплаты: у одних строго почасовая, у других как в «Яндексе», а у курьеров от FastZilla — и почасовая ставка, и доплата за выполненные заказы.

— Если проще, то сколько можно заработать за смену в среднем?

— За восемь часов заработок составляет от 800 руб. до 1,6 тыс. руб. Но в среднем за день у пешего курьера выходит 1 тыс. руб., если не ездить на велосипеде или скутере.

— Ты упомянул про возросшие просьбы «зайти по пути в магазин». Насколько их стало больше и что просят купить? Это можно назвать «подработкой»?

— На самом деле это нельзя назвать официальной подработкой. И это даже не всегда способ заработать. Тут дело каждого курьера — кто-то соглашается, потом показывает чек покупок, и ему их оплачивает клиент, либо кто-то говорит, что согласен, но тогда вам придётся мне заплатить 50-200 руб. сверху. И тут дело клиента — согласиться или нет.

— Как это обычно происходит?

— Например, пишут комментарий к заказу из «Макдоналдса», где заказаны два бургера и нет напитка: «Зайдите, пожалуйста, по пути в магазин и купите 1,5 или 2 л «Колы». Заплачу 100 руб. в руки». Или «Братан, купи сигарет по пути, чаевыми не обижу», ну и дальше пишут, какие сигареты хотят. Раньше такое было крайне редко и не каждый день, а сейчас за три смены у меня было четыре таких просьбы.

Доставка еды

  Константин Долгановский

— Интересно, а как это проходит мимо работодателя, если пишут в комментариях?

— Могут позвонить лично, но если пишут в комментариях, то никак мимо не проходит. Но работодатель смотрит на это снисходительно — главное, чтобы клиент был доволен. Но при этом нам никто не запрещает игнорировать такие просьбы. То есть тут исключительно желание самого курьера: согласиться на это или нет.

— И сколько таким способом можно заработать сверх средней 1 тыс. в день?

— Лично я пока ни разу не соглашался на такое. Просто потому, что это опасно — у нас есть штрафы за опоздания: 2 руб. за 1 мин., и время почти всегда рассчитывается впритык, поэтому зачастую лучше отказаться и просто выполнить заказ.

— А часто ли бывает так, что ты набираешь какой-то большой заказ, приходишь и — бац! — от него отказываются?

— Про количество отказов мне сказать нечего. Хотя в нашем чате периодически «хвастаются», но чаще происходить это не стало. Если отказались от заказа из «Макдоналдса» (а это самые частые заказы), то мы обязаны его утилизировать, сняв процесс на видео. Остальные заказы остаются курьеру.

— То есть с вас не снимают какие-то деньги, если вы принесли заказ, а клиент отказался?

— Нет, мы ждём 10 минут, и если заказ не забрали, то есть отдельная кнопка в приложении, мы описываем ситуацию и забираем заказ.

— Расскажи, как вы распределяетесь географически? То есть вы все начинаете в центре, или вас группами распределяют по районам?

— Есть точки старта — это в основном «Макдоналдсы». Есть границы районов. Любая смена начинается в какой-то точке старта. Плановая — в плановой, свободная — в любой. Заказы приходят из ресторанов того района, в котором находишься, если заказ пересекает границу района, то после его выполнения идёшь в ближайшую точку старта. Пешие курьеры редко ходят дальше 3 км, там ездят на машинах. Вообще, мы переписываемся, и если где-то нагрузка растёт, а где-то снижается, то перераспределяемся.

доставка еды

  Константин Долгановский

— Когда идёшь по городу, то иногда кажется, что в Перми остались только лишь курьеры. Вам не попадает от патрулей?

— Меня ни разу не останавливали, да и у моих коллег не было проблем, если с собой есть паспорт и документ, подтверждающий право доставлять заказы пользователей сервиса.

— А как у вас проходит медпроверка? И выдают ли средства защиты, или это за ваш счёт?

 — У нас происходит дезинфекция термосумок. Маски и перчатки — за свой счёт. Медпроверки я не припомню. Перед началом каждой смены нам надо сделать селфи с маской, сумкой и формой жёлтого цвета и отправить боту в телеграм. После этого начинаем работать.

— Тебе вообще страшно работать в такие времена?

— Страха перед этим вирусом у меня нет, потому что всё, что не респиратор уровня защиты FFP 3 (самый сильный класс защиты из общедоступных в магазинах города в обычные времена, — Ред.) и не изолирующий противогаз, от вируса всё равно не спасёт. А так на улицах свободнее, автобусы не забиты, да и погода хорошая.

— Последний вопрос. Как ты вообще считаешь, стал ли этот вид бизнеса более выгодным для служб доставок. Я понимаю, что у вас зарплаты не выросли, но как считаешь?

— Думаю, что стал выгоднее. Потому что курьеров явно стало больше. Если бы их было столько же, как до самоизоляции, то на каждого количество заказов выросло бы раза в полтора. Значит, такой вид доставки пользуется популярностью больше, чем раньше.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться