Евгения Пастухова 1

Евгения Пастухова

журналист

Махонин и пустота

Что происходит с пермской политикой и политиками в режиме борьбы с коронавирусом

Поделиться
Дмитрий Махонин

  Константин Долгановский

Меньше, чем за месяц новый телеграм-канал «Стоп коронавирус. Пермь» собрал рекордное число подписчиков (6536) и вышел на первое место по этому показателю, обогнав «СолёныУши» (6462). Впервые официальный канал властей раскрутился за такой короткий срок. Для сравнения: у канала «Полупроводник» — 688 подписчиков, у «Администрации терминатора» — 1333. Эти каналы использовала для коммуникации с аудиторией команда предыдущего губернатора Пермского края.

Объяснение этому простое: за месяц вся политическая жизнь в регионе оказалась подчинена одной единственной теме — борьбе с коронавирусом. Публичные и не очень политические конфликты поставлены на паузу. Избирательная кампания во втором округе Законодательного собрания перенесена на неопределённый срок, как и кампании в муниципалитетах. Главная тема года — голосование по поправкам в Конституцию — и вовсе сошла на нет. Большая часть политиков сосредоточилась на базисе — спасении своего бизнеса. Да и в целом исторически в любой чрезвычайной ситуации (или ситуации повышенной готовности) все дрязги отходят на второй план. Так проще «выжить».

Единственным «смельчаком», который несколько выбивается из этого сценария, является, пожалуй, депутат Госдумы Дмитрий Скриванов. Медиахолдинг Скриванова отчаянно обличает Махонина. 

Дмитрий Скриванов

Дмитрий Скриванов
  Константин Долгановский

«Пермский край оказался в пятёрке регионов-лидеров по смертности пациентов с коронавирусом», «Пермский край оказался в конце рейтинга регионов по количеству рабочих мест», «Пермский край признан одним из худших по подготовке к борьбе с коронавирусом» (то самое сообщение, где глава Минздрава РФ перепутал Пермь с Пензой). 

Такие сообщения перемежаются пиаром самого владельца холдинга: «Дмитрий Скриванов призвал мобилизовать из запаса врачей и обеспечить всех медиков средствами защиты», «Депутат Госдумы предложил отдать гостиницы и санатории для больных коронавирусом» и т. д.

Видимо, Дмитрий Скриванов намерен каким-то образом «расторговаться». Задача-минимум — добиться от врио бюджетного финансирования для своих СМИ. Собственно, косвенно об этом пишет сам Скриванов в «Фейсбуке». Да и в известном посте телеграм-канала «Старая площадь», который вызвал усмешку у пермских политиков, речь о том же. Но эти его действия вызывают только раздражение со стороны краевых властей. В результате всё это может обернуться совсем не тем, на что нацелен Скриванов. Это старые методы, и в новой реальности они не работают.

Поговаривают, что в округе №2 Законодательного собрания продолжает агитировать за себя кандидат от «Справедливой России» Владимир Степанов. По меньшей мере, на позапрошлой неделе он якобы был уличён в таких действиях. И закон о выборах ему это не запрещает, конечно. Другой вопрос — требования о соблюдении самоизоляции. Да и вообще есть сомнения в эффективности такого подхода: нет сейчас политики, народ не воспринимает месседжи «голосуйте за меня» просто потому, что сосредоточен совсем на других вещах, на выживании. Нужны какие-то оригинальные идеи, но и они на фоне общей ситуации могут вызвать неприятие. Пока любая агитация — пустая трата ресурсов.

Ксения Айтакова

Ксения Айтакова
  Константин Долгановский

У коммунистов тоже есть «немного политики». «Коммерсантъ-Прикамье» сообщает, что первый секретарь крайкома КПРФ Ксения Айтакова направила документы по своему выдвижению на выборах губернатора в ЦК партии. И вроде как одержала победу над руководителем Пермского землячества в Санкт-Петербурге Григорием Меньшиковым, который, утверждает телеграм-канал «Лбов», решил сосредоточиться на своей политической карьере в Северной столице.

В борьбе с коронавирусом активизировались промышленники: многие предприятия поддерживают больницы, врачей, начинают выпускать маски, антисептики и т. д. Но эта ситуация, скорее, из числа рядовых. Крупный бизнес всегда сотрудничал с главой региона и взамен получал какие-то бонусы и поддержку. Сейчас эта поддержка нужна как никогда. Получат ли они её — большой вопрос.

Но в общем и целом, в политике не происходит ничего.

Однако к маю, скорее всего, мир адаптируется к новым реалиям. Но реальность эта будет новой. В ситуации неопределённости каждый проявит себя в полной мере. И родятся новые формы политической борьбы. Какими они будут — пока никто не понимает. Впрочем, есть вероятность, что на выборах точно будет эффективной стратегия финансовой помощи избирателям во всех её проявлениях.

Дмитрий Махонин

  Пресс-служба губернатора Пермского края

У всей этой истории с коронавирусом уже есть один «выгодополучатель» — Дмитрий Махонин. Надо отдать должное, ему выпало непростое испытание. Но вместе со своей командой ему удаётся справляться и даже вести избирательную кампанию (мы ни на что не намекаем, но визиты в больницы — это символично). Самое главное, ему полностью удалось перехватить повестку. Мало кто из жителей муниципалитетов края знал Дмитрия Махонина ещё месяц назад, сейчас же совершенно иная ситуация.

Махонин сегодня находится в выигрышной ситуации: он актуализирует повестку президента Владимира Путина и артикулирует её. Он один (и телеграм-канал «Стоп коронавирус. Пермь» тому подтверждение) является ньюсмейкером по важнейшей теме, связанной с выживанием. Как в прямом, так и в переносном смыслах. Фактически он один говорит, как всем жить завтра, можно ли ездить на дачу, ходить в магазин, на работу, как получить финансовую помощь и т. д. Всё внимание жителей края сфокусировано на нём. При этом в паблике он появляется в роли борца с заразой (в принципе, Махонин и так близок к электоральному образу «борца»). Помогает врачам, малоимущим, малому и среднему бизнесу, объединил вокруг себя предприятия.

Да, процесс сам по себе необычный, тяжёлый, но потенциальному кандидату в губернаторы Пермского края Дмитрию Махонину он на руку. 

Он накачал себе узнаваемость.

Другое дело, что на выборах важен рейтинг. Мнения технологов расходятся. Одни говорят, прокачать рейтинг на такой узнаваемости — не так сложно. Это дело пары недель, и у Махонина появится бешеный рейтинг. Всё равно что нарастить мясо на кости. Тем более что никто из его потенциальных конкурентов не может в нынешних условиях заявить о себе. В основу кампании, которая в активную фазу войдёт летом, с высокой вероятностью будет положена героическая борьба врио с заразой. И о его заслугах расскажут выздоровевшие, врачи, те же предприятия.

Другие считают, что кампании по наращиванию узнаваемости и рейтинга идут параллельно. И идеально было бы прокачать узнаваемость на поправках в Конституцию, это нейтральная тема. Сейчас же многие узнают о существовании Махонина из громкоговорителей, которые просят оставаться дома. Плюс издержки малого и среднего бизнеса, которые тоже проецируются на Махонина как проводника воли Федерации в регионе. А изначально сформированное негативное отношение сложно изменить. Да и цена ошибки в кампании, построенной таким образом, очень велика.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться