Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Бюджету Прикамья грозит коллапс

Краевая казна может недосчитаться нескольких миллиардов рублей

Поделиться
Бюджету Прикамья грозит коллапс

  Игорь Катаев

Краевые власти готовятся к серьёзному пересмотру показателей регионального бюджета на ближайшие три года. В связи с предстоящим сокращением доходной части дефицит казны может возрасти с 10,1 до 14,4%. Изменения в главный финансовый документ края Законодательному собранию предстоит рассмотреть на апрельской «пленарке», однако дискуссия вокруг этого вопроса активно развернулась уже сейчас. Чиновники признают, что ситуация «напряжённая», но не готовы идти на серьёзное сокращение расходов, тогда как законодатели считают эту меру неизбежной. 

Бюджет Пермского края на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов был утверждён депутатами краевого Законодательного собрания в начале декабря 2012 года. Обсуждение документа проходило в напряжённой обстановке — стало известно, что крупные налогоплательщики переплатили в бюджет края 8 млрд руб. налога на прибыль.

Большую часть этой суммы край должен будет возвратить «Уралкалию». По итогам переговоров правительства с этой компанией было принято решение, что излишне уплаченные 7,5 млрд руб. будут использованы в порядке зачёта при уплате налога на прибыль в течение последующих налоговых периодов. Позже появилась информация, что подписано соглашение, в котором говорится, что «Уралкалий» в 2013 году перечислит в бюджет региона только 4 млрд руб.

Несмотря на опасения депутатов, в бюджете на этот год появились новые расходы: региональный материнский капитал, выплаты ветеранам труда, новые долгосрочные целевые программы — по патриотическому воспитанию, привлечению медицинских кадров и др. И всё это происходило в условиях объявленного президентом РФ повышения заработных плат «бюджетникам». В итоге главный финансовый документ был принят с максимальным за последние годы дефицитом — 8 млрд руб. (10,1%).

Вскоре стало понятно, что ситуация начинает усугубляться. Согласно отчёту краевого министерства финансов об итогах исполнения бюджета за 2012 год, план по собственным доходам выполнен на 97%. Невыполнение плана составило 3%, или 2,4 млрд руб.

«Ситуация с исполнением доходной части бюджета в 2012 году, конечно, нас не радует. Последний раз у нас было недопоступление собственных доходов только в кризисном 2009 году. Боюсь, что в наступившем 2013 году ситуация в лучшую сторону не изменится», — прогнозировала тогда министр финансов Пермского края Ольга Антипина. В феврале она с опасением сообщила краевым законодателям, что «при том сокращении доходов, которое мы видим сегодня, без сокращения расходов не обойтись». «Будет сокращён большой объём расходов. Не 100, не 200 миллионов, и даже не миллиард», — заметила тогда Антипина.

В первые месяцы 2013 года тенденция сокращения доходов продолжилась.

Поступление доходов в январе-феврале 2013 года составило 82,4% относительно аналогичного периода 2012 года, или 58,9% от кассового плана первого квартала 2013 года. Налог на прибыль поступил в объёме 44,2% от поступлений января-февраля 2012 года (то есть снизился на 2,7 млрд руб.), или 31,4% от кассового плана первого квартала 2013 года.

Как отмечают источники «Нового компаньона», знакомые с ситуацией, в случае, если нынешняя тенденция по поступлению налога на прибыль предприятий не изменится, то неисполнение плана 2013 года по доходам составит порядка 6 млрд руб., а дефицит бюджета может достигнуть 14,3 млрд руб. (19,3%), что превышает допустимый законом барьер в 15%.

Как и ожидалось, в ближайшее время правительство планирует внести корректировки в главный финансовый документ, о чём уже проинформированы депутаты Законодательного собрания. Доходы бюджета планируется сократить на 3,5 млрд руб., примерно на столько же будут урезаны и расходы. При этом дефицит бюджета увеличится с 10,4 до 14,4%.

«Большая часть расходов будет сокращена на инвестиционные проекты и содержание всех учреждений. Речь идёт об инвестиционных проектах, которые ещё не реализуются, не подтверждены проектно-сметной документацией или мы видим, что они не смогут освоить тот объём средств, на который заявились», — пояснил «Новому компаньону» председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов.

Премьер оценивает сложившуюся ситуацию как «напряжённую» и не скрывает, что правительство пойдёт по пути неосвоения средств, заложенных в бюджете.

Кроме того, Тушнолобов заявил, что намерен вести работу с инвесторами: «Уже за две недели три инвестора, побывав у меня, изменили свою налоговую политику». Речь, по его словам, идёт о компаниях «Девелопмент — Юг», «Акрон» и «Еврохим», которые намерены зарегистрироваться в Пермском крае.

Тушнолобов дал понять, что серьёзно секвестировать расходы правительство не намерено.

Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края:

— Что такое исполнительная власть? Это власть, которая должна исполнять нормативно-правовые документы Российской Федерации и Пермского края. По­этому мы сделали всё в соответствии с нормативными документами. Депутаты говорят: «Сокращайте расходы!» Как мы можем сокращать расходы, нарушая законодательство Пермского края? Этого быть не может. Есть обязательства, которые облечены федеральными законами, есть наши дополнительные обязательства.

Например, мы решили выплачивать региональный материнский капитал...Они что, предлагают этого не делать? Тогда примите решение! Я их не виню, мы вместе принимали эти расходы, вместе с исполнительной властью. Но есть документ, и мы обязаны подготовить такой бюджет, который соответствует этим документам. Моё мнение — все эти обязательства надо сохранить. Потому что они важные, и они работают на людей. Наша задача — организовать бюджетный процесс так, чтобы мы нашли дополнительные деньги для покрытия дефицита.

При этом, по словам Тушнолобова, о возможном кредитовании вопрос пока не стоит.

«Мы пока не собираемся ничего занимать — у нас есть деньги, у нас нет кассового разрыва. На текущее финансирование нам всего хватает. Мы очень встревожены, и мы видим свою деятельность в плотной и серьёзной работе, а не в хлопаньи в ладоши от радости, что мы сдали документ, депутаты его утвердили, и мы о нём забыли», — говорит председатель краевого правительства.

Депутат краевого парламента Дмитрий Скриванов, ещё при утверждении главного финансового документа края предупреждавший правительство о возможном «бюджетном коллапсе», оценивает ситуацию менее оптимистично. По его расчётам, к концу года реальный объём недополученных доходов может составить минимум 6-7 млрд руб.

«Всего в бюджете запланировано 38 млрд руб. налога на прибыль предприятий. Из них как минимум 11 млрд руб. — это «Уралкалий». При этом уже известно, что он заплатит только 4 млрд руб. То есть дефицит уже 15 млрд руб. — это примерно 20%. Такой дефицит правительство себе позволить не может по закону. В связи с этим они будут либо не осваивать бюджетные средства, либо откладывать «кредиторку». Условно говоря, они в текущем году не будут оплачивать услуги, которые по факту получат, и будут недоосваивать какие-то статьи бюджета, реально не секвестируя расходы», — прогнозирует депутат.

В этом случае «долги» за неоплаченные услуги этого года перекинутся на следующий год и прибавятся к дефициту. «А это уже бюджетный коллапс. От 38 млрд руб. прибыли 20 дефицитных миллиардов — это коллапс», — отмечает Скриванов.

Если ситуация будет развиваться таким образом, то правительству неизбежно придётся привлекать кредитные ресурсы (порядка 10 млрд руб.), что впоследствии обойдётся ещё в 1-2 млрд руб. уплаты по процентным ставкам.

Опасения депутатов в связи с ростом дефицита нельзя назвать необоснованными. На частные сложности Пермского края с доходной частью бюджета накладываются расходы, продиктованные федеральным центром. В международном рейтинговом агентстве Standard & Poor’s, как пишет газета «РБК daily», полагают, что правительство РФ может столкнуться с дефолтом российских регионов уже в следующем году. Последним ударом для региональных бюджетов станут предвыборные поручения президента, которые стоят 8% ВВП, и снижающаяся доходная база, считают эксперты.

В сложившейся ситуации депутаты краевого Законодательного собрания, по информации «Нового компаньона», на мартовской «пленарке» будут настаивать на докладе правительства о практике заключения соглашений с крупными налогоплательщиками — в частности, с «Уралкалием», и грядущих изменениях в бюджет Пермского края на 2013 год. 

«Через шаг регион-донор может стать регионом‑банкротом»

Дмитрий Скриванов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— У нас моноэкономика — есть «ЛУКОЙЛ», «Уралкалий» и ещё несколько крупных предприятий. Если один из этих гигантов что-то меняет, как и произошло, то это серьёзно влияет на нашу экономику. «Уралкалий» не просто снизил отчисления в бюджет в связи с переплатой за прошлый период, он снизил и налогооблагаемую базу примерно на 30%. Мы недосчитаемся ещё нескольких миллиардов.

В этой ситуации надо, во-первых, ввести жёсткий мораторий на дополнительные расходы и срочно начать обсуждать секвестр бюджета. Причём серьёзный секвестр бюджета, а не тот, который сейчас предлагает правительство.

То, что сейчас предлагается, — недоосвоение средств, это неправильная стратегия. Например, на какую-то программу утверждено финансирование 100 млн руб., с помощью которых мы хотим добиться определённой цели. Они финансируют её только на 70%, тем самым не достигают целей.

Но я думаю, первое, что сделает правительство, так это «убьёт» Фонд софинансирования расходов (ФСР). Здесь можно выиграть 2 млрд. Я думаю, что неосвоение по программам где-то на 10-15% даст выиграть ещё примерно 1 млрд руб. А ещё через шаг, в следующем году, этого уже нельзя будет сделать. Нужно будет секвестировать расходы кардинально, потому что не будет уже ни ФСР, ни переходящих остатков.

У нас всегда был профицитный бюджет. Мы к этому привыкли. Мы сейчас тяжело переходим через этот рубеж. Но если мы через него перейдём, то можем привыкнуть к другому — постоянному кредитованию в банках. Есть ведь такие регионы, у которых объём кредитов сопоставим с 70% ВРП. Но в этом случае надо понимать — никаких инвестиционных проектов, это низкий рост ВРП и, соответственно, рецессия региона. Через шаг регион-донор может стать регионом-банкротом и столкнуться с проблемой дефолта.

Пермский край — это большой пароход, который, по идее, очень тяжело потопить. Но это в том числе и проблема больших пароходов — если уж они накренились, то их уже не достать.

«Продолжать политику «хлеба — налево, хлеба — направо» бесконечно нельзя»

Алексей Луканин, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Законодательном собрании Пермского края:

— Ещё в декабре мы предупреждали правительство о таком развитии событий. Однако на тот момент мнение депутатов не было воспринято всерьёз. Сегодня вопрос встал ребром. Увещевания руководителей крупных предприятий на увеличение налоговых сборов, по моему мнению, малоэффективны. Необходимо создавать условия для прихода инвестиций, развития малого и среднего бизнеса. Не словами и пустыми программами, а конкретными действиями. На деле, а не на бумаге снижать административные барьеры, активно работать с инвесторами, помогать местным предприятиям в части субсидирования покупки новых технологий и так далее. Конечно, результат такой работы будет не быстрым, но именно это обеспечит действительно устойчивое развитие региона.

Из сегодняшних возможных мер необходимо пересмотреть политику льгот по налогу на прибыль. Внимательно отнестись к введению новых социальных льгот.

Считаю, что мы не должны отказываться от взятых на себя ранее обязательств. Но продолжать политику «хлеба — налево, хлеба — направо» бесконечно нельзя. К сожалению, придётся искать средства для покрытия дефицита в инвестиционных проектах.

Главный риск — не оказаться в долговой яме. Если в течение нескольких лет мы продолжим существующую бюджетную политику, выраженную в заимствовании кредитных средств, то очень скоро значимую часть бюджета придётся направлять на погашение процентов и тела кредита. Избежать этого можно с помощью грамотной бюджетной политики и силы политической воли.

«Получается, что мы ориентируем правительство «кроить» бюджет так, как они захотят»

Елена Гилязова, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Говорить, что мы всегда недоосваиваем бюджет и этим прикроемся — неправильно. Получается, что мы ориентируем правительство «кроить» бюджет так, как они захотят. Принимать документ и говорить, что мы его не исполним, — я не готова соглашаться с таким подходом.

«Дальнейшее увеличение дефицита считаю недопустимым»

Алексей Бурнашов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Сегодня мы объективно имеем нестабильную экономическую ситуацию — и в России, и в мире. При принятии бюджета осенью прошлого года депутаты и так пошли на беспрецедентные уступки правительству, утвердили бюджет с дефицитом в 10%. Поэтому дальнейшее увеличение дефицита считаю недопустимым. Буду выступать против.

Считаю, что пора заслушать правительство по этому вопросу. Причём надеюсь, что инициаторы увеличения перестанут прятаться за спину министра финансов, а сами придут, чтобы ответить на жёсткие вопросы депутатов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться