Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Дом — актёрам!

Пермские театралы радуются событию, которого ждали почти 18 лет

Поделиться

Пермское отделение Союза театральных деятелей России (который тогда назывался Всероссийским театральным обществом, ВТО) лишилось своего здания 19 апреля 1995 года. Случилось это не вдруг: история началась в 1992, и почти три года шли суды. Здание кирхи, которая была у ВТО в собственности, а не в аренде, передали лютеранской общине, и тогдашние пермские власти — мэр Владимир Филь и губернатор Борис Кузнецов — в два голоса обещали, что бездомными театральные деятели останутся максимум полгода. Так сколько, говорите, ждут обещанного?..

За 18 лет скитаний пермский Союз театральных деятелей (СТД) квартировал и в Теат­ре юного зрителя, и в Теат­ре кукол, несколько лет находился в двух маленьких комнатках во Дворце культуры ОАО «Телта», где не то что зрительный зал — библиотеку негде было разместить. Когда ДК «Телта» стал ненадолго Дворцом правосудия и начался процесс о «Хромой лошади», СТД переместили с верхнего этажа буквально ниже плинтуса — в цокольный этаж, рядом с гардеробом. А потом и вовсе выставили.

Всё это время СТД боролся за свои права, напоминая о необходимости возвращения полноценного помещения и создания Дома актёра. В те же годы театральная общественность в других российских городах обзаводилась собственными прекрасными особняками, как, например, отделения СТД в Екатеринбурге и Новосибирске, где Дома актёра стали полноценными театральными площадками и активными центрами зрительского притяжения. В Перми же ситуация не менялась до последнего времени.

Тем не менее пермский СТД работал в полную силу — проводил обучающие семинары для молодых актёров, конкурсы капустников и актёрской песни, учредил «Театральную неотложку». Наконец, 4 марта в пристрое к зданию банка «Урал ФД», в помещении бывшего фитнес-клуба по ул. Ленина, 64 открылся пермский Дом актёра.

Этот переезд случился тоже не в одночасье: около года назад театральные деятели въехали было в это помещение, но вскоре были выставлены судебными приставами из-за неправильно оформленных Министерством культуры Пермского края документов. Восемь месяцев СТД работал буквально «на дому» у своих немногочисленных сотрудников. Да и сейчас помещение находится не в собственности СТД, как некогда кирха, а в аренде сроком на пять лет.

Бывший фитнес-клуб, конечно, далёк от театрального идеала. В зале абсолютно ровный пол и низкий потолок, что не позволяет организовать сидения в виде амфитеатра, две массивные колонны делают затруднительным обзор сцены с некоторых ракурсов, а главное — нет достаточных электрических мощностей для подключения театрального света и звука и никакой возможности их подвести. К тому же пожарные требуют построить второй эвакуационный выход из помещения (а это около 30 млн руб.), пока же он не будет сделан, в зале разрешено присутствие не более 50 зрителей, тогда как в нём можно было бы разместить 120 мест.

Зато есть наконец помещение для театральной библиотеки. За годы скитаний некогда исключительная библиотека СТД пришла в плачевное состояние, и сейчас её с тщанием и безупречностью приводит в порядок хранитель Светлана Печёнкина.

Деятельный директор Дома актёра Елена Старостина уверена, что дом будет работать чуть ли не круглосуточно. Если СТД, будучи бездомным, умудрялся создавать столько «информационных поводов», то уж теперь-то! Камерный зал станет местом актёрского самовыражения: здесь найдут пристанище актёрские творческие инициативы, учебные спектакли, первые режиссёрские постановки. Афиша на март и апрель уже сформирована, её можно найти на сайте СТД (stdrf-perm.ru).

С 4 марта можно начинать отсчёт нового этапа в пермской театральной жизни. Отныне театральные деятели квартируют между компанией «ЛУКОЙЛ-Пермь» и банком «Урал ФД». Это и обязывает, и вселяет надежды.

Из-за ограничения по количеству зрителей за пригласительные билеты на праздничное открытие развернулась настоящая битва. Те, кто их не получил, обиделись, и тогда главный новосёл Елена Старостина торжественно пообещала устроить серию частных приветственных вечеринок для всего театрального сообщества Пермского края.

Председатель Пермского отделения СТД, исполнительный директор Пермского театра оперы и балета Анатолий Пичкалёв.

Главный театральный деятель Прикамья надеется, что нынешнее пристанище — временное, и через пять лет рассчитывает въехать в здание Благородного собрания, где ныне располагается клуб УВД им. Дзержинского. По его словам, полицейским этот клуб не особо нужен, нужно лишь подходящее помещение для музея милиции, и театральные деятели охотно организуют с полицией взаимовыгодный квартирный обмен.

Все, кто выслушал это откровение, ещё раз тихо порадовались, что Пичкалёв не стал министром: всё-таки по натуре он совсем не чиновник, так и не научился прятать фигу в кармане.

А министр состоявшийся — член СТД, в недавнем прошлом — актёр и директор Театра-Театра Игорь Гладнев, выйдя на сцену, почувствовал, что можно тряхнуть стариной и вспомнить профессиональные навыки. Он разра­зился длинным, прочитанным с пафосом и абсолютно без бумажки отрывком из дневников Александра Блока — словами, которые можно отнести к любому человеку театра, равно как и к тем, кто мир театра покинул, как сам Гладнев: «Что из того, что Судьба, как цирковая наездница, вырвалась из тусклых мерцаний кулис и лихой скакун её, ослеплённый потоками света, рёвом человеческих голосов, щёлканием бичей, понёсся вокруг арены, задевая копытами парапет?»

Зрители поняли, что этот министр отлично владеет искусством иносказания.

После монолога Гладнев начал раздавать букеты: Елене Старостиной, заместителю председателя Пермского отделения СТД Софье Ляпустиной и «звезде» Театра-Театра Лидии Аникеевой, хоть она и не сотрудник Дома актёра. Пичкалёву же Гладнев преподнёс «на счастье» натуральную подкову, но есть надежда, что преподнесёт и 30 млн руб. на обустройство эвакуационного выхода, вот только освоится в министерском кресле.

Разумеется, были капустники — от самых «капустных» театров: Театра-Театра, Театра оперы и балета, ТЮЗа и Коми-Пермяцкого театра драмы. Актёры последнего, само собой, грустили по поводу своего долгожданного здания — их долгострою уже исполнилось пять лет. Судьба Дома актёра обнадёживает и настораживает: скорее всего, театр в Кудымкаре построят, но неужели ждать придётся 18 лет?

В зале царила атмосфера нежнейшего единения. Пришли старейшины цеха — 90-летний Иван Тимофеевич Бобылёв, собирающийся в Москву за почётной «Золотой маской» в номинации «Честь и достоинство»; похудевший после болезни, но бодрый Игорь Нисонович Тернавский, полный решимости завершить свою «Шинель» по Гоголю.

Собрались главы почти всех театров — в том числе, например, «Новой драмы» и театральной школы «Пилигрим». Прибыли и тяжеловесы: доброжелательный Борис Мильграм в сопровождении Владимира Гурфинкеля — будто и не было в истории Пермского СТД эпизода, когда Мильграм грозился выйти из союза в знак протеста против избрания Пичкалёва председателем.

Теодор Курентзис и Марк де Мони не пришли: оба находятся за границей, да и являются ли они членами СТД? Зато появился хор MusicAeterna во главе с Виталием Полонским и украсил вечер замечательным исполнением юмористического фрагмента «Страшенная баба» из симфонии-действа Валерия Гаврилина «Перезвоны».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться