Виртуозный язык тела

В Пермь с мини-гастролями приезжает «Киев модерн-балет» Раду Поклитару

Поделиться

Балетные критики пишут: «Раду Поклитару показывает зрителю, как на самом деле выглядит музыка». Всё происходящее на сцене производит впечатление настолько глубокое, что потрясаешься пронзительности языка человеческого тела. Раду владеет им виртуозно и проникновенно. Дело даже не в профессионализме, а в особом типе мышления.

Раду Поклитару переосмысляет всё: не только привычные балетные движения, но и музыку, сюжеты... Его «Кармен» или его «Щелкунчик» — это переворот привычного мира с ног на голову. При этом все чудачества и оригинальности «от Поклитару» — это не волюнтаризм: в каждом его балете присутствует непривычная, неожиданная, но железная логика, которой веришь.

«Палата №6» была поставлена Поклитару и его постоянными соавторами-художниками Андреем Злобиным и Анной Ипатьевой на потрясающую музыку Арве Пярта по заказу Большого театра. Это спектакль о непонимании, о том, как часто непривычное принимается нами за отклонение от нормы. Доктор, нашедший самого интересного собеседника в жизни в пациенте-сумасшедшем, сам воспринимается окружающими, как сумасшедший. Тонкий, интеллигентный человек — он выходит за рамки привычного, «нормального» круга общения и становится изгоем, окружённым лицемерной заботой.

В отношениях Доктора и Пациента — тонкая трогательная лирика. Это пронзительный человеческий дуэт, в котором сквозит что-то очень личное — не только для автора и исполнителей, но и для каждого зрителя. Это выстраданные мысли о трудностях в поисках родственной души, которые испытывал, наверное, каждый.

Underground на музыку латышского композитора Петериса Васкса — это, по Поклитару, парафраз афоризма Жана-Поля Сартра «ад — это другие» и одновременно рассказ о людях, загнанных в подземелье войной. «Конец света в одном отдельно взятом помещении», — писали об этом балете журналисты. Фактически же получилась вторая серия «Палаты»: люди заточены в замкнутое пространство, где проходят испытание на прочность.

После приступов бессилия и надежды в подземке воссияет луч сверху и кто-то сбросит верёвку, по которой можно выбраться на поверхность. До этого зрители увидят пластические картинки о двойственной природе людей: в «Андеграунде» одни теряют человеческий облик, а другие, наоборот, проявляют человечность.

Этот балет — типично постмодернистский спектакль: как любое постмодернистское произведение, он активно и благодарно впитывает весь опыт современной культуры и «коллективного бессознательного». Здесь и страх перед концом света, которым пронизана современная цивилизация «строителей убежищ и бункеров», и парафразы известных фильмов; даже само название отсылает к фильму Эмира Кустурицы.

«Дождь» — это философский рассказ в форме хореографической сюиты о судьбах людей, помимо своей воли объединённых в одном времени и пространстве. Этническая музыка и контрастная ей музыка Иоганна Себастьяна Баха, словно голоса говорящих на разных языках людей, служат великолепной рамой для хореографии Раду Поклитару. Это самый рафинированный, самый эстетичный балет в репертуаре киевлян, каждая мизансцена просится на фотографию — и на постер, настолько это красиво.

«Болеро» Мориса Равеля — легендарная балетная партитура XX века, которая в исполнении артистов театра «Киев модерн-балет» получила абсолютно непредсказуемую, смелую трактовку, пронизанную противоречивым духом нашего времени. При всей абстрактности фабулы сюжет очень понятен: речь опять-таки идёт о противостоянии индивидуума и толпы, личности и массы — любимая тема Поклитару. Но эта 20-минутная миниатюра примечательна не только своим сюжетом: отважно покусившись на музыку, которая стала одним из легендарных балетов ХХ века в руках Мориса Бежара с солисткой Майей Плисецкой, современный хорео­граф создал не менее драматичную и экспрессивную танцевальную партитуру. Но это уже — балет XXI века.

Пермский театр оперы и балета
«Свадебка», «Геревень» — 14 марта, 19.00
«Палата №6», «Андеграунд» — 15 марта, 19.00
«Дождь», «Болеро» — 16 марта, 19.00

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться