Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Нужна ли пермякам ОДК

«Пермские предприятия будут конкурировать с мировыми лидерами в составе большой и мощной компании»

Поделиться

  Игорь Катаев

По мнению аналитика военно-промышленного комплекса Руслана Пухова, у пермских моторостроительных предприятий, утративших шанс стать «полюсом интеграции» в рамках Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК), есть ещё возможность стать поставщиком мирового класса по типу концерна Siemens. В ОДК полагают, что покорять мировой рынок пермяки будут только в составе этой корпорации, поскольку «так поступают все ведущие мировые бренды». По мнению же заместителя генерального директора ОАО «Авиадвигатель» Анатолия Костюченко, для того, чтобы создать мирового лидера в России, нужно идти совсем по другому пути, чем это намеревается делать ОДК.

После объединения пермского и рыбинского подразделений ОДК под крылом НПО «Сатурн» (г. Рыбинск) и в связи с образованием дивизиона «Двигатели гражданской авиации» стало очевидно, что пермские предприятия упустили свой шанс на лидирующее положение. Генеральный директор ОАО УК «ОДК» Владислав Масалов, комментируя необходимость объединения пермского и рыбинского моторостроительных кустов, отметил направления, в которых «Сатурн» ушёл вперёд.

Владислав Масалов, генеральный директор ОАО «Управляющая компания Объединённой двигателестроительной корпорации»:

Кооперация по отдельным элементам и узлам, которые тот или другой завод может делать быстрее и лучше, необходима. Например, «холодная часть» двигателя — компетенция «Сатурна», и это не подвергается сомнению. В то же время «Авиадвигатель» разрабатывает ПД-14, не имея такого опыта сертификации современного авиадвигателя, который КБ НПО «Сатурн» получило в ходе совместной работы со Snecma. Этот опыт конструкторы «Сатурна» получили при реальной тесной работе со своими французскими коллегами. Десятки «сатурновских» специалистов в общей сложности более года провели во Франции, изучая все особенности и стандарты конструирования современных авиадвигателей по нормам EASA. Не использовать этот опыт при создании ПД-14 нельзя.

Аналитик Руслан Пухов высказывается более жёстко, заявляя, что свой шанс на первенство пермяки упустили из-за неправильного менеджмента.

Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий (г. Москва):

На момент распада Советского Союза пермский моторостроительный куст был самым мощным звеном. И что же? Получилось по библейскому сюжету: сильнейшие стали слабыми, и, наоборот, слабые — сильными. К этому в большой степени приложило руку руководство «Авиадвигателя» и Пермского моторного завода. Уход его, можно сказать, закономерен. Всё, что делали в Перми, — так это почивали на лаврах и пытались что-то сделать с американцами. Профукали всё, не смогли довести до ума производство ПС-90.

На мой взгляд, ОДК поступает слишком мягко — как исправительная школа Макаренко: они всё по головке гладят и пытаются перевоспитывать тех, кого ещё 20 лет назад нужно было увольнять.

«Упустив шанс стать полюсом интеграции лет пять назад, пермякам теперь не остаётся ничего другого, как попытаться стать поставщиком мирового уровня, образно говоря, стать новым Siemens. Лучше быть хорошим поставщиком, чем плохим «головняком», — считает Пухов.

В ОДК, однако, сомневаются в возможности роста пермской компании до уровня мирового лидера, сообщая, что «конкурировать с мировыми лидерами» пермские предприятия будут в составе ОДК.

«В современном машиностроении существует только мировая конкуренция. Все ведущие игроки и в самолётостроении, и в вертолётостроении, и в двигателестроении практически всегда представляют одну страну и одну компанию. Отдельно взятое предприятие не могло и не смогло бы стать серьёзным игроком на мировом рынке и, в конце концов, было бы поглощено мировым лидером. Поэтому если ты хочешь стать в уровень с лидерами, то нужно в очень сжатые сроки сконцентрировать интеллектуальный, производственный, финансовый, кадровый потенциалы и создать такую структуру, которая может быть принята в этот элитный клуб. Вот зачем и создавалась Объединённая двигателестроительная корпорация, которая консолидировала все российские предприятия, работающие в отрасли. Мы объединили всё, что могли, для достижения цели», — пояснили «Новому компаньону» в пресс-службе ОДК.

В корпорации уже действует единый инженерный центр, который объединяет конструкторские кадры всех предприятий холдинга, составлен перечень основных проектов, которые должны обеспечить конкурентоспособность отечественных изделий на мировых рынках в ближайшие 40-50 лет. Это проект семейства двигателей ПД-14, двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации — истребителя Т-50, и скоростного вертолёта, газотурбинной установки для малой энергетики.

«Пермские предприятия конкурировать с мировыми лидерами, такими грандами, как General Electric, Pratt&Whitney, Safran, Rolls-Royce, будут в составе большой и мощной компании — ОДК», — констатируют в пресс-службе Объединённой двигателестроительной корпорации.

Заместитель главного конструктора ОАО «Авиадвигатель» Анатолий Костюченко, в свою очередь, заявляет, что для того, чтобы стать мировым лидером, нужно идти совсем по другому пути.

Анатолий Костюченко, заместитель главного конструктора ОАО «Авиадвигатель»:

Если мы хотим стать такими, как Siemens, надо не объединять, а тиражировать. Мы не должны закупать с миру по нитке автоматику, генератор, компрессоры — всё это должны делать предприятия под одной эгидой. Вот «Стар» — отдельный завод, а мог бы быть под эгидой «Пермских моторов». Со временем было бы 50 предприятий «Пермских моторов», и не только в России, но и за рубежом... А если идти по пути объединения, как ОДК, то скоро будет один завод. Мы будем покупать детали по всему миру и зависеть от поставщиков — в любой момент тот итальянец, который делает для нас какую-то трубку, сможет сказать: «Извините, я развалился».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться