Дмитрий Енцов

Дмитрий Енцов

журналист

Павел Фадеев: Есть опасения, что часть школ и детсадов не будут построены в срок

Депутат Пермской городской думы — о рисках при строительстве социальных учреждений

Поделиться
Павел Фадеев

 

— Павел Владимирович, депутаты гордумы приняли в первом чтении проект бюджета на 2020—2022 годы. Он социально ориентированный и предполагает в том числе расходы на развитие сферы образования (более трети всего бюджета). Однако недавняя проверка краевой КСП показала, что в восьми из десяти случаев нарушаются сроки.

— Действительно, сроки строительства и ремонта постоянно переносятся. Приведу пример: в 2018 году была принята муниципальная программа «Развитие сети образовательных организаций города Перми». В ней речь идёт в том числе о строительстве, реконструкции и ремонте целого ряда объектов. Основным исполнителем этого сегмента программы является управление капитального строительства администрации Перми. К сожалению, по большинству заявленных объектов мало что сделано. Предусмотренные бюджетом 2019 года средства на эти цели не освоены почти на 70%. Такая ситуация даёт повод для опасений, что ввод в эксплуатацию этих объектов затянется. Либо они будут введены, но наспех. А это очень плохо, так как может повлиять на безопасность детей. Я достаточно подробно изучил ситуацию по девяти объектам, и она совершенно не внушает оптимизма.

— О какой сумме идёт речь?

— О сотнях миллионов. Я бы ещё отметил такой момент: в течение 2019 года программа корректировалась шесть раз в сторону уменьшения затрат. В итоге её бюджет уменьшился на 62 млн руб., и на сегодня не освоено в общей сложности более 600 млн руб.

— Каких объектов это касается?

— Это строительство четырёх детских садов (на ул. Евгения Пермяка, 8а, ул. Желябова, 16б, ул. Плеханова, 63, ул. Байкальской, 26а), корпуса гимназии №3 и школы на ул. Юнг Прикамья, 3, а также реконструкция зданий на ул. Целинной, 15, школы №93 и гимназии №17.

— Есть ли объективные причины для отсрочки?

— Я задал руководителям администрации достаточно много вопросов на эту тему. Причин, которые можно назвать абсолютно объективными, я не увидел. Например, при реконструкции гимназии №17 сроки подготовки проекта затянулись, поскольку здание оказалось объектом культурного наследия. Или на земельном участке на ул. Юнг Прикамья, 3 обнаружили часть тепловой сети, принадлежащей ПАО «Т Плюс».

Вообще, у нас часто так бывает. Дождь летом или снег зимой неожиданно выпадает, гимназия №17 вдруг не­ожиданно стала объектом культурного наследия. Хотя я допускаю, что немалые средства, предусмотренные бюджетом 2019 года на строительство образовательных организаций, освоить полностью было почти невозможно. Но если смотреть шире, то проблема не только в неосвоенных средствах. В крайнем случае сроки ввода в эксплуатацию можно и сдвинуть. А вот тот факт, что руководители администрации не видят возможных препятствий, медленно их устраняют, не анализируют причины возникающих проблем, проще говоря, ежегодно наступают на одни и те же грабли, вызывает у меня и моих коллег серьёзные опасения в своевременном завершении анонсированных проектов.

— Как на это реагирует департамент образования?

— Никак. У руководства департамента в этом вопросе какая-то пассивная позиция. Я считаю, что автором большинства вопросов к УКСу, а также инициатором совещания у главы города должен был быть не я, а департамент. В ходе совещания его роль тоже не была определена. Впрочем, там ничьи роли определены не были, и, кроме заверений о намерении уложиться в обозначенные программой сроки, я ничего не услышал. Признают, что не справились, но других людей у них нет. Губернатор принял решение увеличить в 2020 году финансирование сферы образования, в том числе в городе. То есть денег будет ещё больше, а у нас людей нет.

— Почему вас волнует эта сфера?

— Всё просто. Ко мне обратились жители города, родители учеников школы №22, реконструкция которой должна была стартовать ещё четыре года назад. Но затем выяснилось, что законодательство изменилось и проект ему не соответствует. Потом традиционно вспомнили, что здание школы является объектом культурного наследия. Разбираясь с этой темой по поручению жителей, я включился в процесс и взял на контроль состояние образовательных учреждений на территории всего города.

— Как-то всё мрачно. Есть хорошие истории?

— Конечно, есть. И далеко не всё мрачно. Я говорю о конкретной проблеме, которая не носит глобального характера и должна быть решена. За последние пять лет отремонтировано, реконструировано и построено образовательных учреждений больше, чем за предыдущие 25. Например, построены три большие современные школы. С другой стороны, на протяжении этих 25 лет не строили, потому что не было запроса и не было денег. Сейчас они есть и должны быть эффективно освоены, чтобы история стала ещё лучше.

Но мест в школах не хватает. Большинство детей учится в две смены. Нам надо быстро и качественно решить эту проблему, потому что всё это сказывается на качестве образования.

— На последнем пленарном заседании вы упомянули, что расходы бюджета на образование недостаточны. Почему?

— На строительство и реконструкцию учреждений образования, возможно, этих денег и хватит. Но нам надо повышать зарплату учителям, улучшать качество образования, проводить техническое переоснащение школ. Мы должны тратить деньги на повышение уровня образовательных услуг. В обществе есть запрос на это, посмотрите, сколько желающих попасть в школы с углублённым изучением предметов. Да и учителям надо создавать условия для работы. А то у них стул в учительской, крючок для одежды в раздевалке и один туалет на весь педколлектив. Общество ставит перед учителем сложнейшие задачи, возлагает на него огромные надежды, а что даёт? Праздничный концерт и букет цветов ко Дню учителя.

— Хочется напомнить, что именно на строительство новых социальных объектов и направлена инициатива возложения соответствующих обязательств на застройщиков.

— Но объекты, обозначенные муниципальной программой, не относятся к этой теме. Взаимоотношения со строительными компаниями — вопрос будущего, а сейчас речь идёт о бюджетных деньгах на конкретные объекты, и ответственность здесь лежит на городских властях.

— Может быть, департамент в этом году был занят другим — процессом объединения школ, например?

— Не знаю, возможно. Хотя смешно. Проведу аналогию с моим недавним прошлым. Допустим, начальник УМВД по городу Перми не организовал работу по раскрытию грабежей и пытается сказать, что все силы бросил на раскрытие краж. Не то что не поверят, даже слушать не будут.

— Как вы относитесь к объединительному процессу? Власти говорят, что объединение проводится с целью экономии, а высвободившиеся средства можно направить на повышение качества услуг.

— Мнения на этот счёт разные. У родителей, как правило, оно отрицательное. Да и я, не как депутат, а как житель города, отношусь к этому не очень хорошо. Во-первых, каждая конкретная школа — это история. Мы все в автобиографиях, резюме и прочем указываем, какую школу окончили. А кто-то взял и эту строку в вашей биографии вычерк­нул. Во-вторых, крупными подразделениями руководить труднее, будет больше неразберихи.

Я считаю, что экономить на школах в ущерб всему образовательному процессу — неправильно. Кроме того, по моему мнению, никто толком эту экономию не посчитал, как и издержки. Кстати, в Санкт-Петербурге никто ничего не объединяет.

Поделиться