Александр Шестаков

Александр Шестаков

редактор службы новостей

«Размещение зоопарка в Черняевском лесу — идеально»

Подзаголовок материала

Поделиться

Николай Максимович, заместитель директора по научной работе, профессор Естественнонаучного института Пермского государственного научного исследовательского университета, кандидат геолого-минералогических наук

В 2008–2009 годах по заказу администрации Перми мы делали комплексную оценку экологической ситуации во всём Балатовском парке. Когда приступали к исследованиям — у нас были одни представления. Начали работать, и появилось понимание того, что на самом деле здесь происходит. Мы-то думали, что некие данные уже есть, первичные, исходные, от чего можно отталкиваться. В итоге выяснилось, как это ни парадоксально, что о Вишерском заповеднике мы знаем гораздо больше, чем о Черняевском лесе.

Что мы установили глобальное? У этого лесопарка есть проблемы из-за деятельности человека. Он настолько влияет на лес, что есть участки, которые нуждаются в особом внимании. Один из участков был там, где располагался Центральный парк культуры и отдыха «Балатово». Он наносил очень существенный ущерб. Наши доводы были услышаны и парк закрыли. И, похоже, природа начала восстанавливаться.

Если помните, ещё в советское время был проект строительства зоопарка в центральной, самой заповедной части. Но наши исследования показали, что это — ядро парка. Что оно реально существует и что от него зависит благополучие всего этого лесного массива. По данным исследования, в этом ядре очень близкое залегание грунтовых вод. Периодически этот участок заболачивается, периодически пересыхает, то есть является естественным регулятором для всего леса. И по всем пунктам выходило так, что там нельзя ничего строить и делать. Ну или делать, но — со строгими экологическими мерами.

И вот тут мы обратили внимание на второй квартал леса (участок, ограниченный улицами Подлесной, Малкова и шоссе Космонавтов). Он испытывает максимальную техногенную нагрузку. Не знаю, когда это получилось, но теперь магистрали отрезают весь квартал от самого парка полностью. Как результат — нарушились стоки воды на этой территории.

Помните, там была река Светлушка? Ведь в ней даже раньше купались! А теперь её не стало.

Далее, начала чутко реагировать на изменение уровня подземных вод растительность. В особенности сосны — у них таковы особенности корневой системы. И они начали сохнуть из-за нарушения гидрологического режима — посмотрите, сколько в этом квартале сухих сосен!

Ситуация там следующая — этот участок явно деградирует. Уровень воды в нём изменился, и в одном месте пошло заболачивание, а в другом — осушение. Тут и свалки мусора, тут и неорганизованный отдых горожан. Факти­чески теперь стоит вопрос: что с этим участком делать?

У особо охраняемых природных территорий нет буферной зоны. И на границе с ними можно сразу строить всё что угодно. Как пример — дом на углу улицы Малкова. А ведь он, между прочим, по большому счёту стоит прямо на теперь уже бывшей речке Светлушке.

И поэтому сейчас все разговоры о том, что «туда нельзя переносить зоопарк­»... Позвольте, а где же были все эти люди, которые сейчас говорят о том, что для леса это будет плохо, если в нём появится зоопарк, когда началась застройка, когда уничтожалась речка?

Хорошо, возьмём для примера такую ситуацию — ничего не делать. Назвать этот квартал «особо охраняемой природной территорией» (ООПТ) и смотреть, как он застраивается, как от него земля «откусывается», отводится... Граница же квартала уже стала как пила с зубцами!

Если посмотреть непредвзято, то этот процесс вообще везде идёт, и почему он не коснётся Черняевского леса? Это нереально. Надо смотреть правде в глаза.

Когда я услышал, что есть идея перенести сюда зоопарк, понял, что на данный момент и в данной ситуации это, наверное, единственный выход, чтобы спасти лес. Почти единственный. Потому что просто вкладываться в охрану этого участка никто не будет. Ну, санитарную рубку проведут, мусор уберут. А дальше что? Это точно не спасёт ситуацию.

Конечно, строительство зоопарка — это техногенное воздействие, которое что-то изменит. Но! Мы можем восстановить там гидросферу в процессе строительства зоопарка. Мы можем наладить там гидрогеологический режим и сделать его стабильным. Это даже необходимо с точки зрения функционирования зоопарка. Болото ведь там не оставят!

В конце концов, у зоопарка будет забор, и туда не будет доступа «случайных» людей. Не будет свалок, вытаптывания растительности.

Когда мы работали по Черняевскому лесу, была высказана идея, что необходимо вообще сделать тут не просто зоопарк­, а дендропарк даже. Здесь можно полностью восстановить первичную, коренную флору, которая сейчас с успехом вытесняется менее прихотливыми американскими клёнами и тополями. Здесь можно точно так же, как это когда-то было сделано в Верхней Курье, полностью восстановить лес.

Парку нужны очень продуманные лесовосстановительные работы. Если будет зоопарк, то как раз на это будет обращено внимание. В этом смысле я благодарен всем участникам процесса — чем больше этот вопрос поднимается, тем больше оговорок касательно будущего квартала будет в проекте экологических ограничений. Проектировщики поймут, что нельзя чем-то поступаться, что так или иначе экосистема должна восстанавливаться. Думаю, что даже в грядущей экспертизе прозвучат все те вопросы, которые сейчас поднимаются.

Лично моё отношение такое, что да, конечно, есть люди, болеющие душой за Черняевский лес, но болеть мало. Надо проводить разумные действия, для чего нужны точные факты нынешнего состояния леса. А оно плачевное.

Учитывая все реалии, размещение зоопарка в Черняевском лесу — идеально. Почему? Смотрите.

Если делать зоопарк на улице Братской, то там придётся ещё больше леса вырубить. Плюс там нет коммуникаций. Скажите, почему на Братской можно наносить такой ущерб? Почему именно там? Там девственный массив, почти не затронутый. В итоге, если строить зоопарк на Братской, то и в Черняевском порядка не будет, и там «зелёные лёгкие» города уничтожим.

Ещё момент — если этот участок, где власти планируют строить зоопарк­, выведут из категории ООПТ, то по всем законам мы должны будем создать аналогичную территорию где-то ещё. Понимаете, мы сможем сами сделать ещё одну заповедную зону прямо в Перми!

Поэтому, если взвесить все факторы, то выходит, что от зоопарка на Братской лучше не станет, а здесь мы cможем привести в порядок целый квартал Черняевского леса. И сохранить его для наших детей.

Записал Александр Шестаков

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться