Ардовский.png

Филипп Ардовский

журналист

Lufthansa их рассудит

КГУП «Пермские авиалинии» опубликовало 22 февраля список участников инвестиционного тендера по развитию аэропорта Большое Савино.

Поделиться
Аэропорт Большое Савино

  Игорь Катаев

Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, претендентов оказалось трое: ООО «Базэл-Аэро», ОАО «Кольцово-Инвест» и ОАО «Аэропорт Толмачёво».

Все три компании соответствуют одному из трёх условий допуска к конкурсу — наличие в управлении аэропортом с годовым пассажиропотоком не менее 2 млн человек. С двумя оставшимися критериями ситуация не столь очевидна. Проблемным может оказаться требование о наличии у конкурсантов финансового и строительного опыта. В активе претендентов на Большое Савино должны быть хотя бы один построенный в течение последних десяти лет аэровокзальный терминал и хотя бы один миллиард рублей привлечённого без государственных гарантий финансирования.

По неофициальной информации, никаких проблем с допуском к торгам не должно возникнуть у ОАО «Кольцово-Инвест» (входит в группу компаний «Ренова», управляет екатеринбургским аэропортом Кольцово). Представители ООО «Базэл-Аэро» (управляет аэропортами Сочи и Краснодара) также сообщили «Новому компаньону», что их заявка соответствует всем формальным требованиям. Очевидно, в этом уверены и в ОАО «Аэропорт Толмачёво» (входит в группу компаний «Новапорт», в управлении которой кроме новосибирского аэропорта находятся также аэровокзальные комплексы Челябинска, Волгограда и нескольких менее крупных городов).

При решении вопроса о допуске к пермскому тендеру многое может зависеть от трактовки его условий. В документации торгов есть юридическая ловушка — суть её в том, что юрлица-участники отбора должны быть одновременно и инвестиционными и управляющими компаниями. Из-за этого теоретически могут возникнуть вопросы как минимум по одной из заявок.

Ясно, что у предприятий из группы «Новапорт» есть необходимый для получения допуска финансовый и строительный опыт. Но заявка подана не от имени всей группы компаний, а от отдельного ОАО «Аэропорт Толмачёво» — это акционерное общество управляет единственным у «Новапорта» аэропортом с пассажиропотоком более 2 млн человек. Поэтому заявлять другое предприятие было нельзя. Вопрос в том, успело ли ОАО «Аэропорт Толмачёво» получить необходимый для соответствия двум оставшимся конкурсным критериям опыт? В собственность «Новапорта» это предприятие перешло всего полтора года назад — до этого 51% акций Толмачёво находился в федеральной собственности.

Следовательно, и без того небольшой круг потенциальных инвесторов может стать ещё уже. Условию о двухмиллионном пассажиропотоке отвечают только семь российских компаний. Заявки подали три из них. Сколько заявок «доживёт» до рассмотрения — станет известно в конце этой недели.

Впрочем, у конкурса по Большому Савино есть и политический подтекст. Для команды губернатора Виктора Басаргина реконструкция аэропорта станет первым по-настоящему масштабным проектом. Краевые власти меньше всего заинтересованы в том, чтобы этот проект начинался с публичных конфликтов и обвинений в том, что результаты отбора инвестора были заранее предопределены.

На практике это означает, что, во-первых, на конкурсе обязательно должна быть хотя бы видимость конкуренции. Участников торгов должно быть как минимум двое — считающейся фаворитом «Ренове» нужен хотя бы один спарринг-партнёр.

Во-вторых, ответственность за принятое решение должны нести не только министры краевого правительства. Это как раз тот случай, когда делегирование полномочий уместно и оправданно. Поэтому в составе конкурсной комиссии оказались депутаты Законодательного собрания Алексей Бурнашов и Виктор Плюснин, представляющие мэрию сити-менеджер Анатолий Маховиков и главный архитектор Перми Олег Горюнов, а также начальник находящегося в федеральном ведении Пермского центра по организации воздушного движения Виктор Иванов. У краевых чиновников (если считать вместе с и. о. директора «Пермских авиалиний» Эдуардом Кошенсковым) в комиссии всё равно большинство, но принцип публичности и открытости тендера всё-таки соблюдён. Единственная допущенная небрежность — конкурсная комиссия была сформирована только 15 февраля, то есть спустя две недели после того как «Пермские авиалинии» объявили сам конкурс.

Наконец, можно признать удачным выбор консультанта, который проведёт оценку предложений потенциальных инвесторов. Сомневаться в объективности оценок компании Lufthansa Consulting не приходится. Кроме того, привлечение Lufthansa к судейству конкурса — в известной степени реверанс в сторону авиаперевозчика, который может покинуть Пермь.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться