Юлия Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Теодор Курентзис впервые выступил за океаном…

…Пермские зрители не упустили возможности оценить этот дебют

Поделиться

Журнал «Компаньон Magazine» писал осенью этого года в материале «Восемь лет с Курентзисом»: «Теодор Курентзис для Перми — это не восемь лет, которые были и прошли. Это навсегда. Мы будем следить за ним на расстоянии, по-прежнему считать его своим, стараться найти возможность побывать на его концертах и вопреки всему ждать его возвращения».

Теодор Курентзис в США

 

Не прошло и пары месяцев, как пермские зрители доказали верность этого утверждения. Несмотря на то что дирижёр предпочёл Перми Санкт-Петербург, немало пермяков и выходцев из Перми, живущих в США, специально отправились в Нью-Йорк, где оркестр MusicAeterna выступал в течение четырёх вечеров — 19, 21, 23 и 24 ноября в новом центре искусств The Shed.

Исполняли Реквием Верди, хорошо памятный по пермским выступлениям оркестра, так что был яркий материал для сравнения.

Теодор Курентзис в США

 

Концерт за океаном — важная веха в покорении Курентзисом мира: до недавнего времени он был известен лишь в Европе, в феврале этого года впервые гастролировал с MusicAeterna в Азии — в Японии, где играли Чайковского. И вот — Нью-Йорк. Знаковое событие было обставлено очень светски. Перед началом устроили гала-приём для спонсоров культурного центра The Shed, в числе которых была, например, Дарья Жукова. В качестве фотозоны выстроили стену из живых цветов, а когда гости приёма вошли в зрительный зал, то, по наблюдениям пермяков, приятно разбавили серую нью-йоркскую толпу вечерними платьями, декольте, каблуками и бриллиантами.

Теодор Курентзис в США

 

Все меломаны — завсегдатаи пермских концертов Курентзиса — дружно отмечают, что его музыкальное качество по-прежнему на высоте, однако, по мнению наблюдателей, американский концерт проигрывал пермскому исполнению Реквиема Верди. Во-первых, The Shed, по мнению наблюдателей, отлично подходит для рок-концертов, но не для классики. Было много посторонних звуков — то ли от кондиционеров, то ли колонки «фонили». Курентзис и его команда пытались бороться со сложной акустикой с применением активной подзвучки, даже солисты-вокалисты пользовались микрофонами, что произвело странное впечатление.

Теодор Курентзис в США

 

Однако главные нарекания вызвал фильм Йонаса Мекаса, культового автора нью-йоркского киноавангарда, для которого эта работа стала последней — он умер в январе нынешнего года. Фильм, вдохновлённый текстами поэта и романиста Алессандро Мандзони, которому посвящён Реквием, демонстрировался одновременно с музыкой. Два огромных экрана были установлены над головами музыкантов и светили прямо в глаза зрителям. По признанию постоянного зрителя всех Дягилевских фестивалей, живущего в США, музыкантов практически не было видно: «Впечатление было как от фар едущего навстречу автомобиля. Нас вынуждали смотреть видео, а не наблюдать за оркестром и дирижёром», — досадует бывший пермяк.

Теодор Курентзис в США

 

Американская пресса солидарна с пермскими меломанами. На следующий день после первого концерта вышла большая статья Энтони Томмасини в «Нью-Йорк таймс», где критик пишет:

«…Это был захватывающий, поучительный и — учитывая размеры зала — невероятно прозрачный музыкальный опыт. <...>

Выступление наглядно показало, что господин Курентзис не считает, что для создания захватывающей музыки требуется лишь больше звука, больше скорости и больше рвения. Характерные детали, виртуозное исполнение и свобода самовыражения, достичь которой можно постоянными репетициями, — все эти элементы также помогают сформировать напряжённую атмосферу произведения».

В то же время критик пишет, что фильм, по его мнению, ничего не добавил к событию, и сетует по поводу подзвучки, которая мешала оценить солистов по достоинству. Томмасини завершает свою статью так: «Мне бы очень хотелось услышать этот оркестр и солистов в настоящем концертном зале. Как насчёт Карнеги-холла в следующий приезд в Нью-Йорк?»

Теодор Курентзис в США

 

Хайди Уэйлсон в «Уолл-стрит джорнал» пишет:

«Реквием Верди на этой неделе стал настоящим откровением. Это случилось благодаря Теодору Курентзису, который руководил своим блистательным оркестром и хором MusicAeterna, а не сопровождал «кинематографическое произведение» Йонаса Мекаса. <…> Тающее, нежное пианиссимо хора и оркестра в начальных пассажах сделало взрывное фортиссимо Dies irae даже более ошеломляющим, чем обычно. Все решения Курентзиса — от грандиозных высказываний до самых интимных моментов — выглядели органичными. Певцы и инструменталисты демонстрировали такую чёткость артикуляции, а ноты любой громкости начинались и обрывались с такой точностью, что ни малейшая деталь не затерялась в общем звучании. Акустика зала способствовала чистому звуку без лишней реверберации; перед выступлением были проведены небольшие работы по акустической подготовке зала и установке звуковых панелей».

Несмотря на все недостатки площадки и организации, все наблюдатели согласны, что концерт был потрясающий. Курентзис повторил пермский успех, сохранив прежний состав MusicAeterna: многие музыканты, оставшиеся работать в Перми, отправились за океан, чтобы принять в этом участие, и даже одна из солисток была пермская — сопрано Зарина Абаева. Приёмы дирижёра тоже были отработаны в Перми: так, американцам было удивительно наблюдать, что дирижёр руководит не только оркестром и хором, но и солистами, специально обращаясь с ним. Огромное впечатление произвёл «трубный глас»: как и в Перми, Курентзис разместил трубачей на балконе, в глубине зала.

Между тем не смолкают разговоры о том, что Курентзис ещё вернётся и выступит в Перми. Так, известно, что он сохранил за собой дом в Демидково и планирует там бывать.

Поделиться