Дмитрий Енцов

Дмитрий Енцов

журналист

Гуляющий тариф

Депутаты Пермской гордумы не приняли окончательное решение по вопросу повышения тарифа на проезд в общественном транспорте

Поделиться

Ситуация с повышением тарифа на проезд в общественном транспорте продолжает развиваться — администрация Перми предложила перенести повышение стоимости проезда с 1 декабря этого года, как планировалось ранее, на 1 февраля. Пермские депутаты приняли этот проект на заседании 22 октября, но лишь в первом чтении с возможностью вносить поправки до 10 января. Тем не менее транспортная тема стала центральной для всего заседания — депутаты задали почти 70 вопросов заместителю главы горадминистрации Людмиле Гаджиевой, курирующей отрасль. Но в итоге остались не удовлетворены большей частью ответов.

Пермская городская дума

  Пресс-служба Пермской городской думы

Ван Дамм научит

В день заседания Пермской городской думы перед его началом собрались два думских комитета — по экономическому развитию и по социальной политике. Людмила Гаджиева неожиданно сообщила, что глава Перми Дмитрий Самойлов попросил изменить дату повышения стоимости проезда в общественном транспорте. «Глава Перми озвучил предложение о повышении тарифа с 1 февраля 2020 года, а не с 1 декабря 2019 года», — пояснила Людмила Гаджиева. К этому времени, по её словам, будет разыграно большинство маршрутов, что позволит войти в повышение тарифа более органично.

В итоге на комитетах решили принять соломоново решение — пойти навстречу мэрии и за проект всё же проголосовать, правда только в первом чтении. С этим согласились и остальные депутаты во время «пленарки».

Но так просто уйти от транспортного вопроса было нельзя. «Час депутата», посвящённый этой теме, растянулся на два часа.

Людмила Гаджиева начала доклад с данных социологического опроса, который по заказу мэрии провёл Прикамский исследовательский центр «Технологии социального согласия». Согласно опросу, 39,5% пермяков недовольны переполненностью салонов, 23,8% жалуются на отсутствие комфорта и устаревший парк автобусов, 23,3% отмечают нерегулярность движения, 18,4% боятся попасть в ДТП, 13,5% недовольны культурой обслуживания.

«Именно эти недостатки призвана ликвидировать новая транспортная модель», — отметила Людмила Гаджиева. Она назвала все грядущие транспортные изменения реформой. «Но реформа должна быть не ради реформы, а ради повышения качества», — добавила заместитель главы горадминистрации.

Кроме того, она поделилась планами ввести униформу для водителей и кондукторов: водители должны быть в белых рубашках, красных галстуках и красных кепках, а кондукторы — в красных жилетах.

Автобусы (неважно, кто ими владеет — муниципалитет или частный перевозчик) будут в едином красно-белом цвете. А к концу 2024 года все автобусы должны быть современными, низкопольными, с кондиционерами и классом двигателя «Евро-5». Кроме того, планируется реконструировать более 200 остановочных комплексов.

В заключение Людмила Гаджиева пригласила всех на стадион «Юность» на конкурс профмастерства водителей автобусов «Пермь рулит».

По её словам, зрителей будут развлекать акробаты, а квинтэссенцией праздника станет повторение трюка актёра Жан-Клода Ван Дамма, который проехал на двух грузовиках, сев на шпагат.

Кто крутит отраслью

Несмотря на оптимистичный доклад Гаджиевой, у депутатов возникли сомнения по поводу транспортной реформы. Они задали порядка 70 вопросов по этой теме. Многие вопросы озвучивались и раньше на встречах и комитетах, но на многие из них депутаты так и не получили внятных ответов.

Главный из них — почему власти предлагают увеличить стоимость проезда именно до 26 руб. (до этого тариф предлагали повысить до 28 руб.).

Людмила Гаджиева ответила, что повышение необходимо, так как тариф не повышался четыре года и за это время произошли инфляционные процессы.

Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин пояснил: за это время в транспортной отрасли зарплаты выросли на 21%, стоимость дизельного топлива — на 34%, электроэнергии — на 41%, час работы общественного транспорта подорожал на 15%.

При этом депутаты так и не поняли, на чём основывается тариф 26 руб. По логике, объективный тариф должен быть рассчитан исходя из пассажиропотока, но депутатам так и не удалось узнать точную цифру, которую надо брать за основу.

Депутат Владимир Молоковских отметил, что мэрия озвучивала совершенно разные показатели пассажиропотока — от 242 млн до 283 млн человек в год. При этом по сравнению с прошлыми годами пассажиропоток падает. А точного его учёта просто нет, так как система учёта работает далеко не во всех автобусах.

Кроме того, депутаты отметили, что, по заключению экспертов Торгово-промышленной палаты, объективный тариф должен составить 25 руб.

«Разница в один рубль, но этот рубль стоит бюджету 250 млн руб. Это один детсад или 200 квартир для сирот», — отметил Владимир Молоковских.

Депутаты напомнили и о заключении Контрольно-счётной палаты Перми, в котором говорится о том, что в ближайшие три года расходы на отрасль превысят доходы более чем на 3 млрд руб., и этот разрыв ляжет на городской бюджет.

Анатолий Путин отметил, что если не повышать тариф, то разрыв будет только увеличиваться — сейчас он составляет 888 млн руб., в январе к ним добавятся ещё 17,7 млн руб., а если не повышать тариф до июля, то разрыв увеличится ещё на 210 млн руб.

Уменьшить дефицит горадминистрация попытается, отказавшись от услуг кондукторов (это планируется сделать в середине 2021 года). «Кондукторы нам обходятся в 800 млн руб. ежегодно», — пояснила Людмила Гаджиева.

«Сегодня отрасль не готова к повышению тарифа с технической точки зрения. Хорошо, что трюки Ван Дамма вы решили перенести на стадион «Юность», но пока мы видим их на наших дорогах. Я отмечу такой трюк: мы то отстраняем перевозчика от работы на маршруте, то не отстраняем. Перевозчики просто крутят отраслью как хотят и на чём хотят», — заявил депутат Александр Филиппов.

По мнению депутата Вероники Куликовой, говорить о повышении тарифа нужно только по окончании всех действующих контрактов, то есть с июля следующего года. По её мнению, повышение до этой даты выгодно исключительно перевозчикам, так как в городе большинство маршрутов — прибыльные даже при тарифе 20 руб., и несколько месяцев до окончания контрактов перевозчики будут получать с каждой поездки дополнительно 6 руб.

Важность обсуждения подчеркнул первый заместитель председателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин. «Сегодняшнее обсуждение показало, что начинать реформу рано, ещё есть масса моментов, которые необходимо отрегулировать, довести до совершенства. Депутаты дают администрации возможность провести реформу, и только после неё будем говорить о тарифе», — резюмировал он.

Депутат Арсен Болквадзе заявил, что реформа взята депутатами под личный контроль: «Горадминистрация обязана предоставить информацию о перевозчиках, готовых к реализации проекта, подготовить обоснование стоимости тарифа, а также проработать предоставление льготы. Когда мы увидим чёткую систему, где все осознают свои обязанности и готовность нести ответственность, тогда мы пойдём на второе чтение».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться