Евгений Сапиро

Евгений Сапиро

профессор, в 1990-е годы зампредседателя Пермского облисполкома, инициатор создания Пермской товарной биржи

Пермский патриотизм: количества и доли

Мы снова собираемся гордиться полученным «на халяву» наследством, а не творением умов и рук своих

Поделиться

Принимают мужика в КПСС. Один за другим задают вопросы: готов ли он ради партии, ради общего дела завязать со спиртным, с курением, не ходить «налево»... После каждого вопроса мужик мучительно и долго думает, прежде чем ответить «да».
— А теперь главное — говорит секретарь парткома. — Ради партии, ради нашего общего дела смог бы ты отдать свою жизнь?
Мужик мгновенно, не раздумывая:
— Конечно! Нахрена мне такая жизнь!

Краевое Законодательное собрание готовится к обсуждению проекта концепции долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание жителей Пермского края на 2013-2017 годы». Прочитал я этот документ, примерил его на себя (сбросив лет 60) и вдруг почувствовал: что-то неуютно!

Творцы этой концепции характеризуют её как систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере воспитания. Воспитания не простого, а патриотического. Вот слово «патриотическое», подобно тесному ботинку, что-то меня и жмёт.

Может быть, это от сдержанности, унаследованной от родителей? Или от профессии? В науке есть неписаное правило: название публикации должно быть более узким, чем её содержание. Чтобы не обмануть ожидания читателя. Может, это неправильно, но и в личной жизни осторожно отношусь к громким словам. Даже женился, не объяснившись в любви. В порядке компенсации уже более половины века пытаюсь это продемонстрировать не такими звучными «силами и средствами». А программа в лоб задаёт мне почти интимные вопросы: обладаю ли я нравственным качеством «любовь к Отечеству»? Преобладает ли моя «общественная самоидентификация над личной»?

Смущает меня и рецептура пермского патриотизма. На первый взгляд, всё как в аптеке: в одном флаконе присутствуют любовь (к Отечеству), уважение (к его истории), долг и обязанность (по его защите). Да вот беда, пропорции не определены.

Воспитывался я в школе советско-партийного патриотизма. В ней чем больше учили любить (отечество, учение Ленина-Сталина, правящую партию — КПСС), тем чувствительнее ощущалась обязанность делать противоположное тому, что требует здоровый организм.

И вот читаю я уже новую концепцию слева направо, справа налево и спинным мозгом чувствую тяготение, не задумываясь отдать жизнь за «наше общее дело».

Почти безобидное замечание: в этой программе трудно разглядеть пермскую специфику. Если в ней заменить немногочисленное «пермское», на «челябинское» или «чукотское», никто этого и не заметит. А деньги, как мы увидим дальше, немалые и краевые!

Существенно портит восприятие пермского патриотизма моё вульгарное экономическое воспитание, которое предупреждает: когда платишь свои кровные, то даже интеллектуальный товар надо сначала пощупать руками.

Где-то в глубинах интернета попалась на глаза реклама заведения, «приятного во всех отношениях»: «Все виды удовольствия — по прейскуранту. Платоническая любовь — бесплатно».

Пермская любовь к отечеству явно не платоническая — 395 млн руб. за пять лет; от 60 до 100 млн руб. ежегодно. А где же оплачиваемые, осязаемые «удовольствия»? Искать их следует в целевых показателях эффективности реализации программы. Там они делятся на две группы — «количества» и «доли».

Уже через год пермский патриотизм должен начать воплощаться в количество:

   - подготовленных специалистов в области патриотического воспитания;

   - выставок патриотической направлен­ности;

   - посетителей этих выставок;

   - тематических (патриотических) телевизионных и радиопередач, публикаций в СМИ, в интернете;

   - научно-исследовательских публикаций патриотической, исторической и краеведческой направленности.

За 395 млн единиц отечественной валюты всё это количество должно превратиться в качество, измеряемое долей:

   - жителей (здесь и далее — Пермского края), участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию;

   - детей и молодёжи, охваченных общественными патриотическими объединениями;

   - жителей, положительно оценивающих мероприятия программы;

   - жителей, не желающих край покинуть;

   - жителей, обладающих нравственными качествами любви к Отечеству;

   - жителей, у которых общественная самоидентификация преобладает над личной;

   - жителей, готовых активно участвовать в общественной жизни края;

   - жителей, испытывающих чувство гордости по отношению к символам Российской Федерации и Пермского края.

Напомню азбучную истину: эффективность — это соотношение затрат и результатов. Затраты в цифрах приведены выше. Всё остальное должно относиться к результатам.

На самом же деле все количества (за исключением посетителей выставок) — не результаты воспитания, а средства, на которые и тратятся те самые миллионы.

Не поворачивается язык назвать результатом эффективности (прироста патриотизма) и все эти доли: «желающих», «готовых», «самоидентифицированных» и, особенно, «гордящихся», гимн которым написал в своё время Эльдар Рязанов:

Мы не пашем, не сеем, не строим —
Мы гордимся общественным строем...

Если к «строю» добавить «и подвигами предков», то получится формула ущербности традиционной системы отечественного патриотического воспитания. Той самой, что без изменений, вечно молодая, перекочевала во вроде бы обновлённое, демократическое Прикамье. Мы снова собираемся гордиться, полученным «на халяву» наследством, а не творением умов и рук своих.

Между тем в критикуемой не только мной советской системе патриотического воспитания были конкретные акции, ощутимо полезные и для юной личности и для общества. То же «тимуровское движение». «Озеленение» — тематические посадки деревьев, кустарников в населённых пунктах, уход за ними. «Пионерские патрули» чистоты в городе, в подъезде, помощников ГАИ... Для старших — строительные отряды, работа проводниками пассажирских поездов, когда молодёжь впервые ощущала плоды конкретной работы и вкус пусть небольших, но честно и нелегко заработанных денег.

Бывало, что всё это делалось «из-под палки», «для галочки», но даже в этих случаях хотя бы небольшой след оставался. Социальный, экономический, воспитательный. Ничего подобного в концепции мы не наблюдаем. И если финансирование комплекса краеведческих и исторических мероприятий, их освещение в СМИ можно только приветствовать, то расходы на показушные выставки и подготовку профессиональных патриотов я бы просто обнулил. Отсутствует в концепции важный принцип: в первую очередь должны быть поддержаны те, кто уже делом доказал, что любит и может (!) работать с молодёжью. Чаще всего безвозмездно или за символические деньги. В любой сфере: краеведческой и спортивной, хореографической и трудовой. В таких изданиях, кружках, секциях и выращивается настоящий патриотизм. Таким энтузиастам, которых в каждом городе и посёлке все знают в лицо, просто необходимо отдать накопившийся должок! А потом, опираясь на них, тиражировать «опыт передовиков».

Ещё одно признание. Когда изучал показатели, измеряемые в «долях», ностальгически вспомнил один нехороший поступок из далёкого послевоенного детства. В пятом классе у нас проводилось соревнование на лучшее пионерское звено. Победитель определялся суммой баллов за учёбу, поведение (за нарушение — минус) и сдачу металлолома. С учёбой в нашем звене было не очень. У двух сотоварищей были штрафные тройки за поведение. Зато мы знали: первое — на городском стадионе стоят подбитые немецкие танки, предназначенные для переплавки; второе — в заборе стадиона в известном нам месте имеется потайная дыра. И мы победили в соревновании, компенсировав наши учебно-воспитательные грехи тремя санками шестерёнок коробки передач немецкого танка...

Есть у меня ощущение, что если программа будет принята в предложенном виде, то наш опыт замещения знаний металлоломом будет очень востребован штатными патриотами. Тогда любое раздолбайство будет перекрыто победной отчётностью о преобладании общественных интересов над личными, о массовой гордости пермяков федеральными и региональными символами.

Теперь — самое крамольное. Если не мелочиться, а по большому счёту, то программа патриотического воспитания — пережиток ушедшего прошлого. По той причине, что правильно воспитывать требуется не только «малых», но и «старых». И самым действенным средством этого воспитания является культура.

Для Пермского края, который совсем недавно пытался раздуть на своей территории пламя культурной революции, это дополнительный козырь. Ибо это пламя пока не потухло и заслуживает хорошего топлива.

Культура — это живой интерес к истории своей земли, к людям, которые её творили, к «белым» и «красным», победителям и побеждённым. Она формирует объективный, грамотный взгляд на сложности и противоречия этой истории, на её главных и рядовых «действующих лиц».

Культура — это мобилизация всего общества на приведение своих городов, посёлков, сёл в порядок. Реальная работа по наведению в них чистоты, уюта, красоты. Повседневное, а не кампанейское поддержание красоты.

Без культуры не может быть безопасности на улицах и удобного транспортного обслуживания жителей региона.

Культурой является кропотливая работа по выводу на мировой уровень пермских театров и спортивных клубов, университетов и музеев, промышленных предприятий и отелей.

Многообразие такой культуры автоматически пополняет патриотизм.

Кому придёт в голову покинуть такой культурный край? Кто не встанет на его защиту?

Всё это — красивая сказка? Отвечаю твёрдо: как минимум, это более реалистичное направление повышения градуса любви к своей малой Родине. Любви, которая конвертируется в настоящий, а не искусственный патриотизм.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться