Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

«Остальных для кого готовим?»

Пермские вузы и профессионалы среднего профессионального образования в очередной раз сделали бизнесу предложение, от которого тому было бы неразумно отказываться

Поделиться

Второй образовательный форум «Современное профессиональное образование» (ВЦ «Пермская ярмарка», 12 февраля) начался с выяснения причин, почему большая часть молодых людей вот уже более 10 лет упорно выбирает профессии экономиста и юриста, тогда как инженерные специальности спросом не пользуются. Дискуссия показала, что дисбаланс в профобразовании имеет более глубокие корни, нежели просто отсутствие работы по проф­ориентации среди молодёжи.

Тон обсуждению задала министр образования Пермского края Раиса Кассина, которая уверена, что отсутствие настоящей профориентационной работы можно считать одной из самых острых проблем в системе профессиональной подготовки кадров в регионе. Но основным тезисом, предложенным к обсуждению, стал поиск взаимодействия бизнеса и системы профобразования в сфере обеспечения кадрами экономики Прикамья.

«Нужно построить систему так, чтобы работодатель формировал потребности в рабочих кадрах», — доказывала Раиса Кассина.

Участники форума согласились, что проблема дисбаланса в подготовке кадров уже набила оскомину. Она обсуждается на протяжении многих лет, но из года в год ничего не меняется.

Ректор Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Игорь Макарихин высказал предположение, которое может частично объяснить эту ситуацию. Дело в том, что, по его словам, правовая сфера и экономическое устройство страны в целом на протяжении последнего 10-летия, а может, и 20-летия, не изменились. Это означает, что требования к экономистам и юристам тоже остаются практически неизменными. А вот в сфере научных, инженерных специальностей происходят существенные изменения, поскольку технологии развиваются стремительно.

Генеральный директор ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (ПНППК) Алексей Андреев предложил подойти к обсуждению проблемы более глобально. С его точки зрения, в последнее время изменилась сама парадигма взаимодействия работников и работодателей. То есть, если раньше работодатель выступал в роли то ли «отца», то ли «учителя», то сегодня на рынке есть два субъекта, которые фактически договариваются о совместном ведении бизнеса.

По мысли Андреева, любой работник приходит устраиваться на работу, как предприниматель, поскольку он продаёт свои способности, своё умение для того, чтобы выстраивать свою дальнейшую жизнь. При этом работодатель не гарантирует своему работнику пожизненную занятость. Он тоже находится в зоне экономических рисков. Поэтому стороны просто договариваются работать вместе, создавать продукт, позволяющий исполнителю заработать, а предприятию жить и развиваться.

«Возникает взаимная ответственность в части развития бизнеса, работа должна быть выполнена качественно, чтобы её можно было предъявить заказчику, который взял бы её с удовольствием и обратился на предприятие за следующим заказом», — пояснил топ-менеджер ПНППК современный подход к сотрудничеству.

Алексей Андреев также подчеркнул, что сегодня подготовка рабочего на предприятии идёт индивидуально, поскольку только так можно сделать из него действительно квалифицированного специалиста.

«Обучить группу людей без индивидуального подхода невозможно. Все могут сдать экзамен на «пятёрки», но статистика такова: из 20 обучаемых только семь человек, невзирая на то что все прекрасно сдают экзамены, могут делать то, что от них требуется», — убеждён Андреев.

Проректор по научной работе Пермского научного исследовательского по­литехнического университета (ПНИПУ) Николай Шевелев высказал сомнение в возможности предложенного Андреевым подхода. По его словам, ежегодный приём в технический университет составляет порядка 2,5 тыс. студентов, не считая заочников. Поэтому, по мнению Шевелева, говорить об индивидуальных подходах к обучению при таких потоках нереально. Его предложение заключается в том, чтобы расширить сотрудничество с бизнесом.

Политехнический университет давно и успешно сотрудничает с «Пермскими моторами», «Авиадвигателем», «Протоном-ПМ», но этого, по мнению проректора, недостаточно. Такие студенты составляют 15–18% от всего набора. «Остальных для кого готовим? — задаёт риторический вопрос представитель науки. — Получается, что вуз на государственные деньги готовит специалиста для бизнеса, а для какого, даже не подозревает».

Президент Пермской торгово-промышленной палаты Марат Биматов представил проект по координации подготовки профессиональных кадров для экономики края. Его реализация ведётся с начала 2012 года, но, по утверждению Биматова, уже есть положительный опыт. Цель проекта — выстроить эффективную систему подготовки рабочих кадров под потребности предприятий региона. При этом палата берёт на себя роль координатора между бизнесом и учреждениями начального и среднего профессионального образования.

Марат Биматов, президент Пермской торгово-промышленной палаты:

— Сегодня в крае функционирует более 15 тыс. предприятий, но системную работу с образовательными учреждениями ведут лишь отдельные представители бизнеса. В прошлом году мы сформировали персонифицированный заказ для системы начального и среднего профессионального образования на подготовку 1070 студентов. В качестве заказчиков выступило 22 предприятия региона, которые выразили потребность в специалистах по 37 направлениям подготовки.

Для нас важно, чтобы система высшего и среднего профессионального образования готовила востребованные экономикой кадры.

К сожалению, представители бизнеса, в адрес которых звучали призывы к взаимодействию с вузами и профессиональными училищами, на форуме отсутствовали. Проигнорировал дискуссию и краевой минпром. Поэтому «набившая оскомину» тема рискует благополучно дожить до следующего подобного мероприятия.

Есть ряд научных направлений, которые просто ждут, когда появятся люди с необходимыми знаниями

Алексей Андреев, генеральный директор ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания»

Когда в ПНППК разрабатывалась стратегия, определяющая направления дальнейшего развития, было решено преобразовать завод в предприятие хайтека, производящее наукоёмкие технологии и наукоёмкую продукцию. Так появился проект создания кластера волоконно-оптических технологий. Этот проект без участия молодёжи реализовать невозможно.

Мы не умаляем возможностей наших ветеранов — на заводе нет возрастного ценза. Мы говорим лишь о том, что в компании должны работать люди, обладающие креативным мышлением, обширными и глубокими профессиональными знаниями.

Сегодня нам приходится всех поступающих на работу специалистов адаптировать к потребностям компании. И эта работа начинается задолго до того, как они трудоустраиваются. По сути, мы стараемся создать ту среду, из которой можно было бы выбирать людей, в которых мы заинтересованы.

Поэтому мы развиваем сотрудничество с университетами, вкладываясь в создание научного и технического потенциала и подготовку специалистов. Кадры готовятся по специальным программам, которые разрабатываются и согласовываются совместно.

Появляются и совместные проекты. В частности, завершается масштабный проект с ПГНИУ по созданию серийного производства интегрально-оптических схем, на основе которых будет налажено производство навигационных приборов нового поколения для авиации, ракетно-космической отрасли, судов военного и гражданского назначения, различных медицинских приборов.

Работа продолжается и с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом. Эти проекты также завершаются созданием технологий и реализацией конкретных изделий.

Кроме того, совместно с ПНИПУ создаётся Институт фотоники и оптоэлектронного приборостроения. Фотоника — новое, стремительно развивающееся в России направление на базе оптики, математики и компьютерных технологий, представляющее собой обработку и передачу информации с помощью фотонов. На нашем предприятии есть три базовые технологии, которые в принципе определяют развитие этого направления.

Ёмкость мирового рынка продуктов фотоники просто громадна — около $420 млрд в год, а темпы роста составляют 6-7%. Сама Россия является громадным рынком, который сегодня эксплуатируется другими странами.

Создаваемый нами кластер — просто бездонный, он может занять большое количество людей с соответствующей профессиональной подготовкой. У нас есть ряд научных направлений, которые просто ждут, когда появятся люди с необходимыми знаниями.

Для развития кластера волоконно-оптических технологий требуется создание научной школы. Нам нужны молодые люди с креативным мышлением, знанием языка, математики, физики.

Поэтому мы начинаем подготовку кадров с обучения школьников. Так, была создана «Академия робототехники», в которой занимаются дети с семи лет. (В этой «академии» можно обучиться современным технологиям робототехники, программирования, конструирования, пройти весь путь от проектирования собственного робота до его воплощения, участвовать во всероссийских и международных соревнованиях среди роботов, участвовать в реальных проектах по созданию робототехнических и интеллектуальных систем — ред.).

На базе ПНППК действует лаборатория физики, для которой закуплено специальное оборудование. Сегодня преподаватели школ по графику проводят в лаборатории свои занятия. Это позволяет нам одновременно формировать на этой площадке своего рода клуб по интересам для молодёжи.

Подписаны соглашения с Академией наук РФ, с Уральским и Новосибирским отделениями Российской Академии наук. Сотрудничество направлено на привлечение молодежи к естественно-научной деятельности, проведение олимпиад, семинаров, занятий со школьниками по физике.

В Германии рабочих не учат просто так и непонятно чему

Вольф-Эберхард Райф, заместитель управляющего Торгово-промышленной палаты Нижнего Рейна

В Германии дуальная система образования. Фактически обучение ведёт само предприятие, где учащиеся проводят большую часть времени. Три дня они проводят непосредственно на производстве, один или два дня — в образовательном учреждении, где проходят теоретическую подготовку.

Содержание обучения взаимосвязано: что ученики видят на предприятии, то и предлагается им в профессиональной школе в теоретическом плане.

Учащимся заранее известно содержание программы обучения, а самое главное — договор на обучение они заключают с предприятием. В рамках договора им полагается заработная плата, которая составляет от 300 евро до 1 тыс. евро в зависимости от специальности. Учёба длится от двух до 3,5 лет — также в зависимости от выбранной профессии.

Торгово-промышленная палата не только координирует сотрудничество между бизнесом и образовательными учреждениями, но и проводит аттестацию предприятий, на которых проходят практику учащиеся, отвечает за проведение экзаменов, решает все вопросы, связанные с обучением. Она может запретить подготовку специалистов на предприятии, если выявляются нарушения.

Данная система образования хорошо зарекомендовала себя: в Германии, по сравнению с другими европейскими странами, на сегодняшний день самый низкий уровень безработицы среди молодёжи — всего 7%. Кроме того, эффективное функционирование дуальной системы образования позволяет достичь значительной экономии госбюджета, высокой конкурентоспособности экономики, обеспечения предприятий Германии квалифицированными кадрами.

Низкая безработица объясняется тем, что предприятие берёт ровно столько специалистов, сколько ему нужно рабочих. В Германии рабочих не учат просто так и непонятно чему. Учащиеся чётко знают свою будущую профессию и остаются на предприятии, где обучались, поскольку оно нуждается именно в этих специалистах.

Нам нельзя «упасть» в период смены образовательных технологий

Игорь Макарихин, ректор Пермского государственного национального исследовательского университета

Парадигма обучения принципиально меняется. Мы не можем, к примеру, обучить физика так, что он будет пользоваться знаниями, полученными в университете, всю оставшуюся жизнь, поскольку эти знания очень быстро устаревают.

Сегодня перед вузами стоит вопрос: как построить образовательную программу, чтобы, с одной стороны, студент обладал достаточно глубокими фундаментальными знаниями, с другой, — чтобы он был высоко адаптивен к новой деятельности.

Для вузов, может быть, в меньшей мере, но для системы среднего профессионального образования очень важно на этом переломе парадигмы подготовки специалистов сохранить высокое качество обучения. Нам нельзя «упасть» в период смены образовательных технологий. Если упадём, то дальше, куда бы ни двинулись, мы не сможем восстановиться.

Высокое качество обучения, в частности, означает, что участники образовательного процесса должны быть способны дать не только конкретные знания, умения, навыки, но и необходимые компетенции. От них зависят возможности молодых специалистов продвигаться в новых областях деятельности, используя полученные знания и навыки. Такой подход позволит решить в том числе проблему структурного несоответствия системы образования и потребностей экономики, промышленности.

Важно, чтобы мы могли подготовить такого физика, который с лёгкостью мог бы переквалифицироваться в инженера-химика. При этом замечу, что экономиста и юриста переучить вряд ли возможно. А представителя инженерных, научных специальностей этому научить можно.

Полагаю, эти новые возможности и станут в перспективе основой привлекательности научных и инженерных профессий в вузах и системе среднего профессионального образования.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться