«Cтряхнуть «пепел» гламура»

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Руководитель хора Ольга Выгузова сокрушается: «Мы не можем проводить больше двух концертов подряд! За два дня — 30 часов на ногах, больше мы не выдержим...» Но двух вечеров в Большом зале филармонии (самом вместительном в Перми) уже недостаточно: за месяц до их проведения все билеты были раскуплены. Ажиотаж связан с каждым выступлением «Млады», но крещенские концерты популярны особенно: на них хор выступает с большими и очень цельными программами, этакими концертами-спектаклями, которые позволяют раскрыться и музыкальным, и актёрским возможностям коллектива.

Муниципальный академический хор «Млада» через год отметит 25-летие. Это значит, что Ольга Выгузова придумала хор, который не стоит, как забор, а живёт на сцене, несколько раньше, чем Михаил Турецкий...

Те, кто ходит на концерты хора постоянно, знает: «Млада» может петь всё: и классику, и джаз, и фольклор, и эстраду... Но любой из этих стилей и направлений в её исполнении становится авторским: весь музыкальный материал предстаёт перед зрителем только в оригинальных аранжировках, которые создают Ольга и Яков Саравайские и Сергей Выгузов, и эти аранжировки претерпевают ещё и сценическое преломление, за которое «отвечает» уже Ольга Выгузова. На все «Почему?» она отвечает: «Я так слышу!»

Впрочем, даже самый придирчивый музыкальный буквалист вряд ли станет пенять руководителю хора за волюнтаризм в создании всевозможных голосовых разложений, интерполяций и перегармонизаций: чувство меры и предельная музыкальность никогда не отказывают Выгузовой.

В нынешнем году на традиционном зимнем концерте «Млада» выступила с программой «Секрет», полностью посвящённой авторской песне. Это, наверное, самая популярная их программа — проект из разряда неосуществимых: авторская песня предполагает совсем другую стилистику — костёр, гитара, интимность... Но безупречный вкус позволил руководителю хора открыть новые музыкальные пласты в знакомых наизусть песнях и так выстроить программу, что она получилась драматургически цельной и в то же время стилистически многообразной.

Сама Ольга Выгузова говорит, что концерт строится по принципу легато — в музыкальной терминологии это означает «слитно». Действительно: вечер идёт на едином дыхании, песни словно перерастают одна в другую, не прерываясь на конферанс и антракт. Роль «буфера» играют лишь аплодисменты. И в то же время однообразия нет, нет даже намёка на него.

Каждый вокальный номер решён как мини-спектакль, у каждого своя стилистика — элементы барокко в «Под музыку Вивальди», казачья песня в «Переведи меня через майдан», русские народные страдания в «Городке» («Целый день стирает прачка...»), буффонада с элементами пародии в «Арии из ненаписанной оперы «Сибирский цирюльник».

Чередуются номера, поставленные для всего коллектива, для ансамблей, для солистов... Авторская песня понимается Ольгой Выгузовой достаточно широко: кроме песен Окуджавы, Высоцкого и Никитина, звучит, например, «Из вагантов» Тухманова, или, скажем, «Под небом голубым» — песня с загадочной историей, определение авторства которой потребовало целого расследования, и в результате него стало известно, что музыку её сочинил не Борис Гребенщиков и даже не Франческо да Милано, а ленинградский гитарист Владимир Вавилов, который выпустил диск собственных сочинений, приписав их композиторам давнего прошлого. Эта песня, строго говоря, не принадлежит к жанру «авторской», но для концертной программы это не важно — важна музыкальная ткань и текст.

В текстах авторских песен — стихия чувств, помноженная на интеллект и сдобренная тонкой иронией. И очень важно, что молодые люди, поющие в хоре, понимают и чувствуют поэзию, которая так много значила для поколения их родителей.

Очень показательны в этом смысле сольные номера, в первую очередь окуджавский «Старый пиджак». Когда-то, года три назад, эту песню исполняла Инна Сухорецкая: уже будучи звездой театра «Практика», специально приезжала в Пермь на концерты, и каждый мог убедиться, что «Млада» взрастила выдающуюся актрису. Оказывается, не одну: сейчас «Пиджак» поёт хормейстер Екатерина Егорова, девушка совершенно другой фактуры, у неё эта песня получается иной — более драматичной, более взрослой.

Невозможно не упомянуть «Балладу о любви» Высоцкого в исполнении Сергея Ефимова. 25 января — не только Татьянин день, но и день рождения Высоцкого, и его лирико-философская исповедь, очень сложная по вокалу, — первая кульминация сложного сюжета концерта. Солист «Млады» совершенно не пытается имитировать «высоцкий» надрыв и хрипоту, он поёт эту балладу как свою собственную.

Ещё более удивительно у молодого исполнителя получается «Переведи меня через майдан»: песня-то написана от лица старца, доживающего последние дни, и Сергей поёт так, будто каждую минуту жизни прожил вместе с героем.

«Млада» давным-давно не поёт под «минусовку», на сцене — большой музыкальный ансамбль, украшенный присутствием пианиста Виталия Коваленко. Световое оформление и дизайн Ольга Выгузова характеризует шутливо: «Дорого, но со вкусом». За визуал отвечает лауреат «Золотой маски» Алексей Хорошев, и свет, надо признать, выстроен просто чудесно, а видеопроекции не отвлекают, не раздражают и даже не иллюстрируют концерт, а просто добавляют настроения. Вклад художников и музыкантов делает эти концерты большим общепермским проектом.

«Мы хотели продлить жизнь авторской песне, а продлили молодость себе», — сказала на концерте Ольга Выгузова и добавила, что «Младе» «удалось стряхнуть «пепел» гламура, в который погружается Россия».

Заваливать Выгузову цветами — это ещё одна традиция. Она не просто центр сценической композиции, — она мозг организма по имени «Млада», к которому тянутся невидимые, но ощутимые нервные нити: каждый хорист будто привязан к дирижёру.

Январские концерты — это кульминация концертного сезона «Млады», но не его финал. Планы на ближайшее будущее связаны с разъездами: хор прошёл отборочный тур международного конкурса в Бельгии, а на «Белые ночи» поедет в Санкт-Петербург. Там ждут программу «О Jazz’е вполголоса» и оперу Владимира Мартынова «Дети Выдры», а также мастер-класс Ольги Выгузовой. Для пермских зрителей хор готовит новую программу — «Песни у людей разные», посвящённую советской массовой песне.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться