Евгений Сапиро

Евгений Сапиро

профессор, в 1990-е годы зампредседателя Пермского облисполкома, инициатор создания Пермской товарной биржи

Звучание и касса

СССР. 1970-е годы. На улице в луже лежит мужик, очень похожий на Карла Маркса. Его подбирают, везут в милицию, ведут беседу: — Гражданин! Вы своим видом и поведением позорите образ нашего идейного светила. Настоятельно рекомендуем сбрить усы и бороду. — Сбрить усы и бороду — нет вопросов. Но умище-то! Умище куда девать?!

Поделиться

На днях газета «Коммерсантъ-Прикамье» попросила меня оценить присутствие первых лиц региона в социальных сетях. Мой блиц-ответ уложился в 15 строк. А оставшиеся мысли куда девать?.. Перестрахуюсь: хотя я чиновник и политик со стажем, но блогер ещё «ясельный» — двухлетний. По этой причине разнообразнейший инструментарий блогосферы оцениваю поверхностно и субъективно.

Использование возможностей интернета актуально не только для «первых лиц». Любой чиновник высокого уровня, депутат одновременно является и публичным политиком. Теоретически, для любого политика общение с «народными массами» — не хобби, не мода, а обязаловка. Политик должен быть узнаваем, приятен на вид и на слух. Иначе его не выберут в депутаты или начальники. Это условие актуально и для политика не выборного, а назначаемого. «Невкусный» имидж, негативная оценка политика населением рано или поздно доходят и до «босса», который его назначил. Подобная информация явно увлажняет репутацию назначенца в глазах «босса». В конфликтной ситуации, при социальном взрыве именно назначенца с подмоченной репутацией сподручнее сделать козлом отпущения, «сдать» его в первую очередь.

Политику необходим своеобразный информационный «джентльменский набор», который бы позволял ему донести до народа свой светлый образ. Мне он видится таким:

1. Очный, регламентированный по периодичности брифинг. Целевая функция — официальное информирование прессы о текущей ситуации, о реагировании политика на неё, о его тактических и стратегических планах, результатах их воплощения в жизнь. Это разбавляется характеристикой действий подчинённых, друзей и недругов. В том числе переводом на них стрелок.

Особая функция брифинга — реагирование «глаза в глаза» как на комплименты, так и на нападки журналистов, которые в данном случае являются представителями «народа».

Периодичность брифингов определяется стабильным объёмом информационных поводов, интересных читателю.

Проявлю личную нескромность: в 1992 году породил идею проведения еженедельных брифингов. Постоянные их участники: Борис Кузнецов — глава администрации Пермской области, Геннадий Игумнов, Евгений Сапиро — первые его заместители. Переменные — конкретные ньюсмейкеры. Помню до сих пор: понедельник, 16.00, зал заседаний на четвёртом этаже. Эту традицию Геннадий Игумнов, сам став губернатором, сохранял до 2000 года.

Возглавив в 1994 году областное Законодательное собрание, эту систему я перенёс и туда. Вторым постоянным участником брифингов стал вице-спикер Николай Девяткин. Но оказалось, что интересной информационной фактуры для еженедельного общения не хватает. Пришлось периодичность привязать к ежемесячным пленарным заседаниям как отчёт по их результатам. Когда увлекательный информационный повод появлялся в «межсезонье», я его «отоваривал», приходя на губернаторский брифинг.

2. Регулярное (как минимум ежемесячное) присутствие политика в эфире рейтинговых телеканалов или радиостанций. Идеально (высший пилотаж) — с авторской передачей. Например, как Никита Белых на «Эхе Москвы». Целевая функция — придание солидности информации о «себе любимом».

3. Страничка политика на платформе WordPress.com. Целевая функция — сетевой дублёр официоза — брифинга. Страничка в WordPress адресована продвинутой аудитории интернета, до которой информация о политике на бумажной газетной странице, картинка на экране ТВ может и не дойти.

Важное преимущество WordPress, как и других сетевых ресурсов, — лёгкость и быстрота использования информации, полученной пользователем, а также её копирования, хранения и цитирования. Недостаток — возможность игры «в одни ворота». Политик может игнорировать неприятные вопросы, реплики, делать вид, что их не существует. А этот фокус удаётся не каждому.

4. Присутствие в социальных сетях. Хотя рейтинговые агентства чаще всего оценивают популярность руководящих блогеров по «Живому журналу» и твиттеру, мне больше нравится фейсбук. Твиттер хорош оперативностью, но слишком уж он куцый. Этого недостатка лишён «Живой журнал», но в нём затруднён отсев «нежелательной» публики.

Целевая функция присутствия в фейсбуке — «очеловечивание» политика. Разговор обо всем: о работе, отдыхе, хобби, о любимых детях, женщинах, лошадях и автомобилях. Фейсбук для политика — посещение своеобразного клуба «френдов» со стеклянными стенами.При желании туда может заглянуть и полюбоваться нашим героем достаточно многочисленная и активная часть электората.

«Френды» в фейсбуке не обязательно сторонники и единомышленники политика, но это его круг. Чужие, одиозные, слишком ему несимпатичные здесь не ходят — их можно вывести «за скобки». Если к фейсбуку относиться без халтуры, по-серьёзному, то он позволяет политику не только себя показать, но увидеть и услышать голос той социальной прослойки, которая ему интересна.

Теперь можно перейти и к некоторым персоналиям.

Наверное, наиболее интересен информационный арсенал первых лиц края и города (по алфавиту): Виктора Басаргина, Игоря Сапко, Валерия Сухих, Олега Чиркунова...

Одна общая для всех характеристика: по должности каждый обладает административным ресурсом стимулирования интереса к себе со стороны СМИ, включая солидный и легальный бюджет. Поэтому с присутствием в эфире рейтинговых региональных ТВ и радио­станций у всех наших лидеров всё «тип-топ». В федеральных СМИ порой появляется Виктор Басаргин. На волне «пермской культурной революции» в дуэте с Маратом Гельманом даже на федеральных каналах и диапазонах частым гостем был Олег Чиркунов. Но не всегда в качестве положительного героя. Нередко он оказывался жертвой явно заказного наезда.

Виктор Басаргин, похоже, является начинающим не только губернатором, но и блогером. Блоги, которые бы он вёл, будучи федеральным министром, я не встречал. В Перми Басаргин активно и качественно ведёт блог в «Живом журнале». Стиль тяготеет к служебному официозу с вкраплениями «личного» (семья, отношение к искусству, спорту...). Он такой же, как на брифингах и в интервью.

У меня сложилось впечатление, что сетевой ресурс для Виктора Басаргина — не другой жанр, а ещё один канал связи с подчинёнными и электоратом. Тем более что его записи в «Живом журнале» всегда ретранслируются в фейсбук. Коэффициент полезного действия губернаторского ЖЖ явно снижает избыточное присутствие в нём эпатажного пермского блогера Алексея Бессонова. Оценка — твёрдая четвёрка.

Глава Перми Игорь Сапко со времён поголовного WordPressицизма, основанного Олегом Чиркуновым, до сих пор остаётся верным этому ресурсу. В его рамках он принимает участие в проекте «Шаг к цели», полностью соблюдая кальку и стиль проекта. Не только активно присутствует в твиттере, но и ведёт его собственноручно. Не «для галочки»! В этот бульон Игорь Сапко в меру добавляет специи — элементы личного: «Собираюсь на лыжах пробежаться...» Оценка — ближе к пятёрке.

Председатель краевого Законодательного собрания Валерий Сухих также продолжает довольно продуктивное участие в WordPress. В конце 2008 года был замечен в твиттере, но последние годы там я его не встречал. Как и в других социальных сетях. Одно из двух. Или он считает достаточным информационное сопровождение собственной деятельности силами пресс-службы краевого парламента. Или с тех пор как депутатов и спикера стали не столько выбирать, сколько назначать «по партийной линии», заигрывание с электоратом стало ему неинтересно.

Экс-губернатор Олег Чиркунов покинул власть и ушёл в политическую историю Пермского края. Но, говоря о взаимоотношениях политиков и сетевых ресурсов, не вспомнить о нём нельзя. Став губернатором, Олег Анатольевич практически отказался от систематического живого общения с прессой. Вместо этого он заставил не только высшее руководство, но и всю чиновничью вертикаль систематически отчитываться в WordPress.

Сам экс-губернатор в интернете — «человек-оркестр». Кроме WordPress он активно (без помощников!) присутствовал в «Живом журнале», твиттере, фейсбуке, свято соблюдая классику каждого жанра. В WordPress он — суровый начальник, «слуга царю, отец солдатам». В ЖЖ и фейсбуке — «живее всех живых»: мыслитель, гурман, ценитель муз и пейзажей, грибов, грызунов и представителей семейства кошачьих. Его деятельность в сети, бесспорно, была плодотворной. На его размышления откликались сотни блогеров. И всё же всё это вряд ли заменило ему живое общение с прессой, отношение которой к экс-губернатору было не самым тёплым. Так, по крайней мере, мне показалось. А это уже не пятёрка: балл долой.

Повторю мысль, высказанную в начале статьи: теоретически каждое «первое лицо» обречено использовать новые, модные информационные инструменты политического влияния, пропаганды, саморекламы. А практически? Стоит ли эта игра свеч? Если информационные инструменты приравнять к музыкальным, то в условиях современной российской «вертикальной» демократии многообразие инструментов улучшает звучание оркестра, но не гарантирует кассовую выручку.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться