Абоненты — не рабы

Поделиться

Вскоре владельцы мобильных телефонов смогут менять оператора сотовой связи, сохраняя при этом свой привычный номер. В региональных представительствах мобильных компаний особого интереса пермяков к новой услуге не прогнозируют. Зато стоимость сотовой связи может заметно вырасти даже для тех, кто вовсе и не собирался «мигрировать».

В конце прошлого года президент России Владимир Путин подписал закон об отмене так называемого «мобильного рабства», позволив россиянам сохранять свой номер при смене оператора сотовой связи. Новшества в существующее законодательство вступят в силу с 1 декабря 2013 года. Согласно закону, стоимость услуги по переносу номера (MNP) для абонента не превысит 100 руб.

Передача абонентского номера от одного оператора связи к другому возможна и сейчас, но этот процесс требует разрешения федерального органа исполнительной власти в области связи. Поправки в закон «О связи» устраняют эту норму.

Для реализации положений закона будет создана специальная база переносимых номеров. Расходы на её содержание будут выделяться из специального фонда единой услуги, дополнительных расходов из бюджета закон не предполагает. Единовременные затраты на создание такой базы, по экспертной оценке, составят до 500 млн руб. Текущие затраты, связанные с обеспечением функционирования такой базы данных, оцениваются не более чем в 300 млн руб. ежегодно. Средства будут покрываться, в том числе, за счёт платежей операторов связи, собранных от абонентов, которые пожелали «мигрировать».

По мнению специалистов компании «Ростелеком», озвученному для «Нового компаньона», проникновение услуг сотовой связи в России намного превышает число жителей.

«Многие абоненты имеют sim-карты нескольких операторов. Вряд ли следует ожидать серьёзных изменений абонентских баз после вступления поправок в силу, — считают в «Ростелекоме». — Мы будем готовы со своей стороны выполнить требования данных поправок к закону «О связи». Однако сложность этого процесса, объём затрат на его реализацию станут понятны из подзаконных актов, которые ещё предстоит разработать и принять регулятору».

Руководитель коммерческой службы Пермского отделения ОАО «МегаФон» Юрий Смирных не отрицает, что этот проект — «социально значимый», но «ряд вопросов требует более детальной проработки с учётом российских особенностей организации сетей связи». Так, для того чтобы абонент сумел сохранить свой номер, понадобятся существенные затраты операторов на организацию услуги.

По мнению Смирных, при прогнозируемых расходах операторов тарифная политика может существенно измениться в сторону увеличения. Удорожание связи, в таком случае, коснётся всех пользователей услуг связи, а не только тех, кто заинтересован в переносе номера. При этом востребованность услуги оценивается в «МегаФоне» как крайне низкая. «За год наладить и разъяснить новую систему для абонентов не удастся. Опыт самых передовых в этом вопросе стран показывает, что внедрение такой услуги занимает несколько лет, — поясняет топ-менеджер. — В частности, как быстро можно распространить услугу по всей территории России и когда — всё это определится только по итогам разработки новой нормативной базы и внесению изменений во все нормативные акты».

По оценкам директора Пермского филиала ОАО «Вымпелком» («Билайн») Николая Микурова, новая услуга заинтересует 2-3% абонентов от числа всех пользователей мобильной связи в регионе. Количество «плавающих абонентов», постоянно переходящих от оператора к оператору, в регионе невелико: 3-4% от абонентской базы. И при расчётах необходимо учитывать, что не все из «плавающих» абонентов будут заинтересованы в новой услуге, уверены в «Вымпелкоме».

«Существенных изменений на рынке мы не ожидаем. Сразу после введения услуги произойдёт незначительное перераспределение абонентских баз, но заметного влияния на рынок оно не окажет. Игроки сохранят свои позиции на региональном рынке мобильной связи. Сегодня ситуация в Пермском крае стабильна», — уверяют в «Вымпелкоме».

Впрочем, собеседники «Нового компаньона» уверены: за сохранением лояльности своих абонентов операторы всё же будут следить более пристально. Конкурентным фактором могут стать дополнительные сервисы, повышение качества обслуживания, например, открытие собственных салонов связи, развитие call-центров, увеличение покрытия сети, развитие таких сервисов, как «личный кабинет» абонента, выпуск конвергентных продуктов. Драйвером роста мобильных операторов может стать мобильный интернет.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться