Лара Павлова


Пять документальных портретов

Чего ждать от национального конкурса фестиваля «Флаэртиана»

Поделиться

Меньше чем через месяц, 20 сентября, состоится открытие XIX Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана». «Новый компаньон» продолжает знакомить читателей с картинами, которые покажут в конкурсе — на этот раз национальном. В этом году в него вошли 15 фильмов, мы выбрали пять из них. В центре этих работ — портреты героев, которые точно стоит увидеть.

Робин Чикас

«Робин Чикас»

Фильм «Робин Чикас» (16+) режиссёра Дениса Слепова повествует о двух дерзких русских девчонках, лечащих малоимущих в Центральной Америке и собирающих средства на строительство больницы в Гватемале. Но это не все вводные данные — Вика и Карина наделены не только широкой душой, но и крепким характером и простой, очень человечной натурой. Поэтому кроме мечтаний о спасении мира им не чужды порочные радости молодости — поиск любви и страстные свидания, «пить водку не разбавляя» и флиртовать с сомнительными незнакомцами, чтобы успешно провести операцию по контрабанде лекарств.

Президент фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский пишет об этом фильме: «Эта картина пришла к нам в самый последний день приёма заявок — и нас абсолютно взорвала. Мы немедленно взяли её в конкурс («Артдокфеста». — Ред.) и переверстали программу. <…> Вот мы с ними путешествуем по этим «американским горкам» их волонтёрской деятельности, где они иной раз совершают отнюдь не героические действия, и получаем не просто объёмную, а очень точную, честную картину мира, что, к сожалению, всё реже бывает в российском документальном кино».

Фильм «Робин Чикас» принял участие в фестивале «Артдокфест-2018» и был номинирован на Национальную премию «Лавровая ветвь — 2018» как лучший дебют.

Денис Слепов, режиссёр фильма «Робин Чикас»:

— О проекте в Гватемале я узнал случайно, увидел перепост о краудфандинге на строительство клиники. Девушки искали оператора для традиционного фильма о волонтёрах, я же хотел снимать всё — и мы сразу, на берегу, договорились, что фильма будет два. Тогда мне казалось, что достаточно поместить любых героев в экзотические условия — и документальное кино готово. В Гватемале девчонки встретили меня в аэропорту на волонтёрском грузовичке и рассказали, что я только что пропустил отличный эпизод — по дороге они прихватили «кажется, ничью» бочку, из которой выйдут прекрасные носилки для стройки. Уже тогда я подумал, что можно попробовать сыграть на контрасте между безусловно добрыми делами и совсем не святыми «чиками».

До «Робин Чикас» у меня был короткий док о Театре Боли — там люди подвешивали себя на крючках, я провёл ночь у них в гримёрке. Запостил эту зарисовку в какой-то тематической киношной группе ВКонтакте, кто-то хвалил, кто-то не очень, а один из комментаторов написал: «Снимете что-то более целостное, присылайте к нам на «Флаэртиану», нам близок такой подход к документальному кино». Тогда я ничего о фестивале не знал. Прошло четыре года, и мне, конечно, ужасно приятно оказаться в национальном конкурсе. А так как нам с «Флаэртианой» всё ещё близок такой подход к документальному кино, я ожидаю кучу интересных фильмов.

Катя и Стефания

«Катя и Стефания. Портрет в интерьере»

Картину «Катя и Стефания. Портрет в интерьере» (6+) Михаил Горобчук снял о своей глубоко беременной супруге, ожидающей появления дочери. Уютный дом, тёплый свет, летающие в воздухе пылинки, огонь в камине, портреты близких на стенах, рукоделие — такова авторская мозаика счастливой жизни. Для полноты образа она перемежается с будничными домашними заботами, тревогой за выпускной проект, бесконечной усталостью, желанием выспаться и воспрянуть духом.

В этом фильме-наблюдении окружающее героиню пространство так же важно, как сама героиня. Она иллюстратор, под чутким взором режиссёра работает над дипломной работой — аппликациями детской сказки о Ерше Ершовиче. Сказка и фильм — первые подарки родителей для маленькой Стефании. Своим фильмом папа будто показывает дочке, что рутина губительна, лишь когда у тебя нет против неё микстуры, но в этой семье свой рецепт нашёл каждый.

Фильм принял участие в «Артдокфесте-2018».

Михаил Горобчук, режиссёр фильма «Катя и Стефания. Портрет в интерьере»:

— Фильм родился из семейной хроники. Мы ждали появление малыша, и я, конечно, не мог этого не снимать. Поскольку герои фильма — члены моей семьи и все они давно привыкли видеть меня с камерой, никаких барьеров психологического характера не было и на камеру никто не обращал внимания. Тогда я не думал, что фильм увидит зритель, тем более об этом не думали мои родственники. Я был свободен — снимал всё подряд и не думал о том, как раскрыть характер, показать внутренний мир героев и прочее, о чём постоянно думаешь, снимая документальные фильмы специально.

В какой-то момент я отобрал материал и показал продюсеру Кате Визгаловой — другу нашей семьи. Материал на неё произвел впечатление, и она сказала, что надо делать фильм и показывать его. Вот тогда я уже начал думать о своей хронике именно как о кино, о его монтажном построении, темпоритме и т. д. Получился фильм-портрет, мой субъективный, небезразличный и наверняка пристрастный взгляд на тот период жизни моей семьи.

Юбилейный год

«Юбилейный год»

В центре картины «Юбилейный год» (12+) режиссёра Заки Абдрахмановой — актриса Галина Анисимова, в послужном списке которой почти 60 театральных ролей. Темпераментная 88-летняя артистка вынуждает держаться струной всех окружающих: с первых кадров — режиссёра фильма, между строк — своего сына, бескомпромиссно — коллег. Но главным образом саму себя. С каждым новым взрывом непростой характер Анисимовой открывает зрителю глубину её сомнений в верности пройденного пути и переживаний по поводу близости конца жизни. Проживая с героиней её последний год, режиссёр открывает нам ранимость Галины Александровны.

Проект фильма был представлен на питчинге «Флаэртиана-Форум» в прошлом году. Также в 2018-м на «Флаэртиане» состоялась премьера фильма Заки «Жаным».

Зака Абдрахманова, режиссёр фильма «Юбилейный год»:

— В 2017-м от театра Маяковского в школу Разбежкиной поступил запрос: снять фильм к юбилею театра. Нескольким студентам дали туда почти круглосуточный доступ. Я тогда просто хотела поглазеть на закулисье, само пространство и поэтому тоже вписалась в проект. Когда нам надо было выбрать себе героя, чтобы не мешать друг другу и рассредоточиться, я спросила: «А у кого в театре самый сложный характер?» И сразу несколько человек ответили: «У Галины Анисимовой». Когда я пришла к ней знакомиться, она первые 20 минут ругалась на меня, а потом начала совать деньги, чтобы я сходила и поела в буфете. И я поняла, что это абсолютно мой герой — вспыльчивый, но отходчивый. И, кстати, именно благодаря своей героине я так долго в театре продержалась. Она меня «крышевала» и не давала никому в обиду.

Очень жду поездку в Пермь. До сих пор под впечатлением от прошлогодней международной программы. И лучший мой зритель в прошлом году был тоже из Перми. На церемонии закрытия ко мне подошёл незнакомый мужчина в возрасте и подарил огромную коробку с местными сладостями. Сказал: «Спасибо вам за фильм». У меня подруга рядом чуть не расплакалась — настолько это трогательно было. Мы эти сладости потом ещё в Питере доедали с одногруппниками.

Ничего личного

«Ничего личного»

Картина «Ничего личного» (18+) — дебют выпускника Московской школы кино режиссёра Евгения Милых. В центре сюжета двое мужчин с нетривиальными профессиями. Комичного образа Андрей — работник банка, забирающий у должников квартиры и дома. В свободное время размышляет, по божеским ли законам живёт. И помогающий ему технически Евгений — специалист по вскрытию дверных замков и сейфов. В свободное время пытается открыть замок, который не поддаётся ему уже на протяжении 10 лет.

Наблюдение за Андреем и Евгением постепенно разворачивает миропонимание героев, где один эмоционален и философичен, осознавая циничность своей работы, хочет бросить её, а другой всё кропотливо подбирает отмычку, так и не открывшись зрителю. «Ничего личного» — проза жизни и поэзия взлома брошенных пространств.

Фильм — обладатель приза жюри национального конкурса «За героев нашего времени» фестиваля «Послание к человеку — 2018».

Евгений Милых, режиссёр фильма «Ничего личного»:

— Я пошёл учиться в киношколу, и нам сразу сказали искать героев и снимать этюды на заданные темы… Один мой друг посоветовал его соседа и мастерскую ключей, туда я и поехал. Там работал один из моих героев — Евгений. В день знакомства с ним, ещё не умея обращаться с камерой, я поехал на замену замка в дом, где был Андрей. Эта сцена — первая в фильме. Я сразу не понял, что Андрей и есть мой главный герой, и предполагал, что он лишь участник эпизода. Но спустя время, монтируя, я возвращался к нему снова и снова и захотел увидеться ещё... А дальше начались долгие уговоры на съёмку, потому что Андрей отказывался и считал, что он этого не достоин...

От фестиваля я жду новых знакомств и встречи с единомышленниками. И, конечно, хороших фильмов!

Белая мама

«Белая мама»

«Белая мама» (12+) режиссёров Зоси Родкевич и Евгении Останиной — последняя продюсерская работа погибшего в ЦАР Александра Расторгуева. В центре сюжета Алина — мать шестерых чернокожих детей, пять из которых рождены от бывшего мужа-эфиопа, один усыновлён. Во втором замужестве женщина решает взять из детского дома ещё одного ребёнка, причём белого. У Дани серьёзные проблемы со здоровьем — он психологически нестабилен, из-за чего от него уже не раз отказывались усыновители. Родные Алины тоже против, ведь её время и так в дефиците, но она непреклонна. Перестанет ли семья, в которой постулируется взаимоуважение и умение аргументированно отстаивать границы, считать мальчика интервентом?

Фильм предельно прямолинеен. Большинство сцен снято героями самостоятельно, что позволяет обнажить быт Макаровых, увидеть их откровенность с собой и друг другом. Всё это рождает у зрителя вопросы, существует ли предел терпимости, как сохранить баланс собственного комфорта и принятия другого и каков объём личной ответственности, если, делая выбор, хочешь испытать себя, но знаешь, что испытание предстоит ещё и близким.

«Белая мама» — обладатель приза «Лучший полнометражный фильм», приза Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) и награды телеканала «Культура» на МКФ «Послание к человеку — 2018»; приза зрительских симпатий Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA 2018; звания «Лучший неигровой кинофильм» Национальной премии «Лавровая ветвь — 2018».

Евгения Останина, режиссёр фильма «Белая мама»:

— С нашей героиней Алиной Макаровой мы познакомились в 2013 году, когда большой командой под руководством Александра Расторгуева, Алексея Пивоварова и Павла Костомарова делали документальный проект «Реальность». Тогда наш друг и коллега Андрей Киселёв познакомился в православном лагере с младшей дочерью Алины и предложил ей поучаствовать в нашем проекте. Дочери тогда было 12 лет, и на кастинг она пришла вместе с мамой. Так мы впервые увидели нашу героиню — мать шестерых детей-мулатов, что уже само по себе необычно для наших широт. Однако по-настоящему работать с Алиной мы стали только спустя два года в рамках документального сериала «Это Я» для Первого канала. Тогда уже сама Алина пришла к нам на кастинг и сказала, что через два месяца собирается брать в семью белого мальчика. Это была та самая удача документалиста, упустить которую было бы… Мы не упустили. И сделали, как нам кажется, хороший, полный любви и нежности фильм.

От фестиваля ждём позитива, а от зрителей интересной дискуссии. Как показала практика, именно после показов фильма в России получаются самые эмоциональные и содержательные обсуждения. Ну, увидим.

Поделиться