Не знал, не отслеживал, не проверял
Новый начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Денис Гвоздев стал видным ньюсмейкером. На днях он не сходил с телеэкранов, обещая начальству и населению не допустить срыва регулярных пассажироперевозок между Закамском и центром города со стороны владельцев частных автобусов. Заверения чиновника выглядят особенно забавными на фоне его же свидетельских показаний по уголовному делу экс-директора ПКГУП «Автовокзал» Сергея Мешканцева, обвиняемого в особо крупном мошенничестве с использованием служебного положения. Курировавший это госпредприятие экс-начальник управления транспорта и связи Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края Гвоздев сообщил на допросе в ФСБ, что обстоятельств назначения Мешканцева на должность не знает и о заключении сделок с заинтересованностью ему ничего не известно.
На проведённом 24 января 2012 года допросе свидетель Гвоздев признался: действительно, до 9 октября 2009 года возглавлял краевое управление транспорта. В его должностные обязанности по отношению к ПКГУП «Автовокзал» входили разработка и утверждение показателей финансово-хозяйственной деятельности, эффективности унитарного предприятия.
С «Автовокзалом» постоянно возникали конфликтные ситуации, от перевозчиков поступали жалобы, и ему приходилось решать данные вопросы — поведал муниципальный ныне чиновник. И добавил: для развития и повышения доходности разрабатывались программы развития госпредприятия. Среди прочего предусматривалось выведение некоторых видов деятельности на аутсорсинг — в том числе транспортных услуг. В пример приводилась администрация губернатора, затраты которой сократились с выведением на аутосорсинг транспортного обслуживания. Никаких конкретных указаний — с кем и когда заключать подобные договоры — он, Гвоздев, не давал и давления ни на кого не оказывал. О договорах ПКГУП «Автовокзал» с ООО «АндАл-М» и индивидуальным предпринимателем Левиной О. Ю. ему ничего не известно, заключение данных договоров с министерством не согласовывалось.
Свидетель Гвоздев сказал в местном управлении ФСБ: эти договоры, как крупные сделки, должны были пройти согласование с министерством и краевым агентством по управлению имуществом. Учитывая размер уставного капитала «Автовокзала» в 8 млн руб., крупной является сделка на сумму 800 тыс. руб. Наличие аффилированных лиц он не проверял, а при согласовании сделок всегда требовал обоснование их необходимости.
По версии следственного отделения Управления ФСБ по Пермскому краю, подконтрольный чиновнику Гвоздеву директор госпредприятия Сергей Мешканцев совершил корыстную сделку в особо крупном размере с аффилированным лицом — ООО «АндАл-М», учреждённым и возглавляемым своим младшим братом Андреем Мешканцевым. Работая на «Автовокзале» с 9 октября 2006 года главным специалистом по правовым вопросам, Мешканцев-старший сумел заключить фиктивный договор от 31 июля 2009 года на оказание транспортных услуг с компанией Мешканцева-младшего — стоимостью 120 тыс. руб. ежемесячно. Назначенный министерским приказом с 25 сентября 2009 года директором унитарного предприятия, он потом подписывал фиктивные акты приёма-сдачи работ (услуг).
Следствие выяснило, что принадлежавший Мешканцеву-младшему автомобиль Toyota Mark 2 выпуска 1999 года для оказания услуг «Автовокзалу» не использовался. Это подтверждено свидетелями, а также информацией краевого ГКУ СМЭУ о движении данной иномарки по территории Перми. Ущерб от хищения, совершённого путём обмана и злоупотребления доверием группой лиц по предварительному сговору с использованием служебного положения, оценён в 1,68 млн руб. Краевое агентство по управлению госучреждениями вчинило братьям Мешканцевым, обвинённым в тяжком экономическом преступлении, иск на 1,68 млн руб.
При расследовании уголовного дела о мнимом аутсорсинге вскрылась и другая примечательная история. По мнению силовиков, ПКГУП «Автовокзал» заключил фиктивный договор от 1 августа 2009 года на оказание консалтинговых услуг с индивидуальным предпринимателем Ольгой Левиной — стоимостью 130 тыс. руб. ежемесячно. Её деятельностью фактически руководил Александр Левин. На допросе этот свидетель заявил, что за услугами «по изложению договоров» к нему обратился Сергей Мешканцев. Консультации оказывались лично при встречах, на которые Мешканцев-старший приезжал на автомобилях Toyota RAV 4 и Lexus RX 350.
Вообще-то индивидуальный предприниматель используется для обналичивания денежных средств, перечисляемых различными организациями. Деньги из «Автовокзала» поступали регулярно. Не имеющий высшего юридического образования Левин сообщил также, что консультировал юриста Мешканцева (в прошлом — прокурорского следователя и адвоката) «на основании личного опыта» и устно. При этом свидетель не смог ответить, какие конкретно проекты документов им подготовлены, по каким конкретно ситуациям он давал свои советы. Просмотрев документы, якобы подготовленные для госпредприятия, бизнесмен Левин ответил, что впервые видит такие бумаги — легализованные по актам выполненных работ.
В статье «Подмочили» от 2 октября 2012 года «Новый компаньон» уже рассказывал: среди собранных улик имеется запись телефонного разговора Сергея Мешканцева с Андреем Огибаловым — ранее судимым за взятку бывшим заместителем председателя краевого департамента социального развития. Директор госпредприятия уверяет собеседника, что не выдаст.
Прослушав звукозаписи перехваченных чекистами телефонных разговоров с сотрудниками «Автовокзала», свидетель Огибалов сказал, что не узнаёт голоса и не знает, о чём идёт речь на фонограммах.
Экс-чиновник Огибалов, условно-досрочно освободившись после отбытия наказания за преступление против госвласти, трудился на госпредприятии «Автовокзал» заместителем директора. Следствие считает доказанным, что он по телефону инструктировал других свидетелей, как отвечать на вопросы сотрудников ФСБ и советовал ссылаться на забывчивость. Свидетель Гвоздев признал: да, летом 2009 года познакомил Огибалова с прежним директором Сергеем Бородулиным. Но указаний о трудоустройстве Огибалова не давал, его деятельность на предприятии не отслеживал, что входило в его обязанности — не знает.
Похоже, достоинства бывшего краевого чиновника Гвоздева сумела оценить действующая в Перми муниципальная власть. Кресло начальника городского департамента дорог и транспорта дорогого стоит.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.