Денис Лямин: Люди должны жить в комфортной среде

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Денис Юрьевич, недавно было озвучено, что одним из основных направлений деятельности Пермского центра развития дизайна (ПЦРД) в ближайшее время может стать прототипирование. Что это такое?

— Прототипирование — уникальная технология, которая позволяет в кратчайшие сроки получить точный макет разработанных деталей и изделий. С помощью оборудования, которое по принципу действия напоминает обычный принтер, создаётся полноцветная и реалистичная трёхмерная модель из гипсополимера.

А для чего это нужно?

— Сфера применения прототипов очень широка. Так, например, маркетинговые и рекламные службы предприятия могут эффективно проводить исследования рынков сбыта, демонстрируя заказчикам и потребителям образцы будущего изделия, а также использовать их в рекламных кампаниях. Дизайнеры и конструкторы могут легко оценивать внешний вид, эргономику разрабатываемого изделия, проверять собираемость и функциональность его конструкции, итерактивно внося необходимые изменения ещё до запуска изделия в производство. А технологи могут использовать их в качестве мастер-моделей для изготовления традиционной технологической оснастки, а также в технологиях быстрого изготовления опытных партий.

Предприятиям каких отраслей это интересно?

В первую очередь это машиностроение и приборостроение, во вторую — строительство, в третью — инновационные компании. Эта технология будет интересна тем, кто занимается конструированием, продажами и продвижением.

Почему они не могут изготовить модели сами?

Преимущества прототипа, напечатанного на трёхмерном принтере, очевидны. Во-первых, его можно напечатать за считаные часы, а ведь в бизнесе крайне важны сроки. Во-вторых, полноцветная и реалистичная трёхмерная модель даёт несравненно больше информации, чем компьютерное изображение. В-третьих, такой прототип обходится несравнимо дешевле.

Студия прототипирования создана в рамках целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае». Каким образом вы отбираете проекты, которые будут реализованы?

Малому и среднему бизнесу мы предоставляем услугу бесплатно. Отбор заявок осуществляет экспертный совет, в который входят представители Законодательного собрания Пермского края, Торгово-промышленной палаты Пермского края, пермских региональных отделений «Опоры России» и «Деловой России», а также краевого министерства промышленности и ПЦРД.

Для того чтобы напечатать прототип, нужно принести в ПЦРД пакет документов и заявку (её можно скачать с нашего сайта). В течение двух недель экспертный совет её рассмотрит, и в случае одобрения предприниматель приступит к работе над своим проектом. В соответствии с краевой программой поддержки малого предпринимательства, в этом году мы должны напечатать 60 прототипов, половину мы уже сделали и до конца года доделаем вторую половину.

Один из проектов центра — разработка брендбуков территорий. Воплощены ли эти проекты в жизнь?

Одним из приоритетов прошлой административной команды было развитие въездного туризма. Для этого был придуман проект «Пермский сувенир». За два года стилеобразующие брендбуки с оригинальным дизайном были разработаны для Кишертского района (Молёбка), Кунгура, Кудымкара, Чайковского, Суксуна, Чердыни, Соликамска и Кына. Причём в основе каждого брендбука разработчики постарались заложить те смыслы, которые есть в этих территориях.

Надо понимать, что разработка брендов для территорий — это не предложение новой аутентичности этих территорий. То, к чему мы привыкли и с чем мы себя идентифицируем как жители Пермского края, никто не трогал. Вот, например, Молёбка — это туристическая Мекка для уфологов. Поэтому разработчики брендбука эксплуатировали существующий в сознании многих россиян миф об аномальной зоне.

— А молёбкинские сапоги с рисунком отпечатка руки пришельца действительно были произведены?

Да, они были сделаны. Чтобы понять, для чего всё это делалось, давайте поговорим о том, как вообще выстроены проекты и роль ПЦРД в этих проектах.

Как выстроено брендирование у корпораций? Компания заказывает бренд, в котором заложены её ключевые смыслы, а затем вкладывает огромные средства в раскрутку этого бренда, чтобы позиционировать себя на рынке. Так вот, дизайнерская компания получает сравнительно небольшое вознаграждение по сравнению с остальными средствами, которые вкладываются в продвижение торговой марки. Объясню, зачем я всё это рассказываю.

ПЦРД сделал брендбуки для того, чтобы у территорий была возможность в едином стиле выдержать сувенирную продукцию. Но дальнейшее продвижение брендов территорий — это не задача ПЦРД. Центр только формирует видение проекта, а реализовывать его должны заинтересованные структуры. Например, все дизайнерские разработки, созданные в рамках проекта «Пермский сувенир», доступны малому бизнесу, а также государственным организациям. Они могут получить их для использования без всякой оплаты.

Территории не всегда были согласны с тем, как их позиционируют...

Никто не пытался найти новую аутентичность для территорий. Это история связана с туризмом и формированием продукта для туристов — людей, которые приезжают сюда и хотят экзотики. Куда бы мы ни приезжали, везде есть узнаваемые символы. Символ Лондона — Биг Бен. Символ Парижа — Эйфелева башня. Но мы не знаем, только ли с ними идентифицируют себя лондонцы и парижане.

Вы можете назвать успешные, на ваш взгляд, проекты ПЦРД?

Один из них — «Пермский деревянный дом». На сегодняшний момент у нас порядка 650 скачиваний каталога на сайте. Это значит, что люди готовятся принимать решение, будут они строить дом или нет. Разработчик каталога — компания «Вертикаль» — сейчас строит несколько домов из этого каталога. В следующем году пермских деревянных домов будет больше.

Другой успешный проект — фирменный стиль, система внешней и внутренней навигации, а также интерьер Пермского краевого перинатального центра. Что такое интерьер? Интерьером можно создать человеку либо невыносимые условия, либо, наоборот — дружелюбные, приятные, комфортные. В перинатальном центре оказывают медицинскую помощь женщинам и новорождённым. Обычно в перинатальный центр обращаются с проблемами во время беременности. У женщины в такой момент появляется тревожность: а что будет со мной и моим ребёнком? Для человека в таком состоянии важно, чтобы окружающая его среда была дружелюбной. Интерьер перинатального центра получился именно таким.

Вот на стенах мы видим вроде бы простую в исполнении азбуку с животными. Но таких интерьеров нет в других подобных учреждениях! Мы видим просто покрашенные по советским стандартам стены.

Какие средства потрачены на создание брендбука?

Если мы сравним содержание ПЦРД и сопоставим это с тем, что выделяется из бюджета на ремонты бюджетных учреждений (а это школы, детские сады, больницы и т. д.), на которые ежегодно тратятся десятки миллионов рублей — это не так много. Стоимость одного брендбука территорий, например, составила 240 тыс. руб.

Стоит отметить также, что с 2012 года мы работаем как бюджетное учреждение по федеральному закону №94. А это накладывает серьёзные ограничения — есть процедуры, достаточно длительные и совершенно открытые, — котировки, конкурсы. Но они снимают все вопросы, которые раньше нам задавали по поводу того, почему разработчик проекта именно та, а не другая компания, и сколько это стоит.

Не подорожал ремонт после создания брендбука?

Это вопрос об эффективности. Скажите, как эффективней тратить деньги: каждый год красить стены масляной краской или создать условия, в которых человеку будет хорошо и комфортно? А чувства человека, во сколько их можно оценить? Вот он пришёл, и ему в этой обстановке плохо. Давайте зададим вопрос: почему люди ходят в платные клиники?

Потому что в бесплатные не записаться.

А готовы ли люди ходить в платные клиники, если в них всё будет так же, как в бесплатных? Или всё же они ходят, чтобы получить услугу другого качества? Деньги, которые сейчас тратятся на ремонты бюджетных учреждений, должны тратиться эффективно. Кстати, в Бюджетном кодексе РФ приводится следующая формулировка эффективного расходования средств: «Минимальный результат за минимальные деньги» или «наилучший результат за выделенные».

Перинатальный центр — наилучший результат за те деньги, которые были выделены. Лучше точно не было бы, а как было бы без него — мы видим вокруг. Кстати, сейчас мы работаем над брендбуком для онкодиспансера. У нас есть идеи, связанные с системой городской навигации в муниципальных учреждениях, например, в школах.

Любая школа скажет: крышу нам почините лучше...

Мы недавно разговаривали с главным врачом одной из пермских больниц, и он очень хотел бы сделать хороший интерьер. И это абсолютно нормально. Люди должны жить в комфортной среде.

Мы часто слышим вопрос: а сколько денег на это потрачено? Мы считаем, что эффективность должна определяться не количеством вложенных денег на разработку брендбука, а конечным результатом проекта: получилось ли создать принципиально другое качество жизни. Сейчас мы анализируем все наши проекты, чтобы подготовить рекомендации для бюджетных учреждений.

Вы можете дать собственную оценку эффективности ПЦРД?

Ежегодно пермский перинатальный центр посещают 24 тыс. женщин. Разработанный фирменный стиль для него — уникален. Получившийся образ — дружелюбный и оптимистичный, что крайне важно как для пациентов, так и для работников. Эксперты компании IDEO (а это мировой лидер в дизайне медучреждений) считают, что снятие неявных тревожных моментов и создание атмосферы заботы улучшают самочувствие и ускоряют процесс выздоровления.

Так вот, даже если пяти процентам пациентов перинатального центра будет лучше благодаря нашим усилиям, мы своё существование оправдали. А ещё мы такие же дизайн-проекты могли бы делать для детских садов, школ, других больниц, библиотек, дворцов культуры, театров и т. д. Мы готовы заниматься созданием комфортной городской среды и придомовых территорий.

Но ведь на следующий год вам сократили финансирование на 40 млн руб. Сможете ли вы воплотить все ваши планы?

Мы считаем, тот факт, что депутаты решили оставить финансирование ПЦРД, говорит о том, что они осознают нужность и полезность центра. В России ПЦРД — пока что единственная и уникальная структура.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться