Дмитрий Клейн: Систему лесхозов надо воссоздавать

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Дмитрий Александрович Клейн. Родился в 1972 году в Перми.

В 1996 году окончил санитарно-гигиенический факультет Пермского государственного медицинского института. Работал специалистом в территориальных органах Госкомэкологии и Министерстве природных ресурсов РФ в Перми. С 2004 по 2007 год руководил Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю. С 2007 по 2012 год работал заместителем генерального директора ЗАО «Пермский целлюлозно-бумажный комбинат». С 25 июня — и. о. министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

— Дмитрий Александрович, с недавнего времени два министерства природно-ресурсного блока объединены. В чём смысл этой консолидации?

— Губернатор принял решение о том, что в новой структуре будет объединённое ведомство, созданное на базе Министерства природных ресурсов и Министерства лесного хозяйства Пермского края. Впервые за долгие годы в названии министерства появилось слово «экология».

С моей точки зрения, это совершенно правильное решение, продиктованное спецификой Пермского края.

— Судя по названию министерства, вы занимаетесь вопросами недропользования. Какие перспективы у Пермского края в этом направлении?

— Здесь основные направления развития — это вовлечение в оборот тех месторождений, которые сегодня находятся на государственном балансе и не переданы в пользование, а также повышение эффективности использования недр.

Из 228 месторождений углеводородного сырья в крае 52 находятся в нераспределённом фонде недр. Сегодня существуют проблемы по вовлечению в разработку небольших месторождений, связанные с отводом земли, со строительством инфраструктуры, со сдачей этой нефти в ведомственные трубопроводные системы.

В октябре в Перми прошло заседание высшего Горного совета России, на котором формировались предложения, связанные с внесением изменений в законодательство. Мы выступили с предложением в части экономического стимулирования права пользования недрами, особенно для вовлечения в оборот малых месторождений нефти, и предложили, во-первых, отменить налог на добычу полезных ископаемых для месторождений меньше 1 млн т, во-вторых, пересмотреть методику расчёта размера стартового платежа при проведении аукциона по мелким месторождениям. На данный момент стартовый платёж слишком высок.

Мы рассчитываем на вовлечение в разработку новых участков Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей — в целях развития производства калийных удобрений. Это серьёзные проекты, сейчас там строят новые мощности компании «Еврохим» и «Акрон». «Уралкалий» будет осваивать Усть-Яйвинский и Половодовский участки. По всей видимости, в следующем году будет проведён аукцион на предоставление участков оставшейся части этого месторождения. Край в этом заинтересован, и у региона есть административные возможности помогать развитию этих производств.

— Чем вы можете им помочь?

— Любое недропользование завязано на вопросах, связанных с предоставлением земли и развитием инфраструктуры.

Если говорить о других видах твёрдых полезных ископаемых, таких как алмазное сырьё, месторождения рассыпного золота в Горнозаводском, Красновишерском и Александровском районах, то будем стремиться вовлекать в оборот новые участки.

У нас есть месторождения общераспространённых полезных ископаемых — строительного камня, песка, песчано-гравийной смеси и др. Причём строительный камень разных видов — это и карбонатное сырьё, и месторождения изверженных вулканических пород — габбро-диабазов.

Мы намерены вовлечь в оборот достаточное количество месторождений, чтобы полностью обеспечить внутренний спрос. Во-первых, есть задача на территории практически всех муниципальных образований иметь лицензированные месторождения песка и ПГС, чтобы, в том числе, минимизировать расходы на содержание дорог местного значения. Во-вторых, нужно полностью обеспечить внутреннюю потребность края в строительном камне высокой прочности. Часть таких месторождений по ряду причин не разрабатывается, даже если она лицензирована. Необходимо те месторождения, на которые получено право пользования недрами, запустить в работу.

Мы считаем, что у Пермского края есть серьёзные конкурентные преимущества по поставке щебня высокой прочности в европейскую часть России. Из регионов, приближенных к центральной части России, с нами могут конкурировать только Карелия и Свердловская область. Но мы ближе.

— Будете привлекать инвесторов?

— Да. Наша задача — привлечь инвесторов в Пермский край, которые готовы вложить деньги в геологическое изучение и разработку месторождений строительного камня и запустить серьёзное производство с большими объёмами реализации не только внутри, но и за пределами Пермского края.

Мы уже сформировали перечень месторождений общераспространённых полезных ископаемых на 2013 год, в который вошли 53 объекта. И я думаю, что к концу года начнём их лицензирование. Это совершенно разные месторождения — есть песок, гравий, кирпичные глины, мрамор, Но самое главное — строительный камень, который может быть интересен крупным инвесторам. Это, прежде всего, участки недр, расположенные на территории Кизеловского и Горнозаводского районов — Троицкое месторождение граносиенитов и Ново-Вильвенское месторождение габбро-диабазов.

— Больной вопрос — лесная отрасль. В том же Коми-округе, где население живёт только лесом, существует проблема невозможности малым предприятиям войти в лесной бизнес. Местные жители, не имея возможности заработать на лесе законно, зачастую пользуются им нелегально. Возможно ли выделять участки малому бизнесу небольшими лотами?

— В 2007 году вступил в действие новый Лесной кодекс РФ. С моей точки зрения, он был недоработан. Его идеология была основана на том, чтобы передать лесные участки арендаторам — исходя из того, что это будет долгосрочная аренда, и арендатору в долгосрочной перспективе будет выгодно заботиться о лесе, который ему передан в аренду.

Новым Лесным кодексом на арендатора были возложены не только права, связанные с тем, что он может вести заготовку древесины, но и все обязанности, касающиеся вопросов ухода за лесом: лесовосстановление, защита леса от болезней и вредителей, охрана лесов от пожаров — всё, чем раньше занималось государство. Однако у большинства лесопользователей, к сожалению, пока не сложился менталитет собственника.

Лесной кодекс РФ исключил возможность передачи лесных участков в краткосрочное пользование, и малый бизнес лишился ресурса. В настоящее время нашей главной задачей считаю соблюдение баланса в обеспечении ресурсом как малого и крупного бизнеса, так и населения, право которого на древесину для собственных нужд закреплено нормами федерального и краевого законодательства, не забыв при этом и про инвестиционные проекты.

Достижению этой цели мешает ряд системных проблем, накопившихся в лесной отрасли. Первая из них — устаревшее лесоустройство, деньги на проведение которого не выделялись длительное время.

Вторая проблема касается малого бизнеса. Мы понимаем, что его надо «напитывать» лесным ресурсом.

В-третьих, обеспечение населения древесиной. В ряде территорий на сегодняшний день недостаточно объёмов запасов расчётной лесосеки, чтобы удовлетворить нужды населения, с учётом того, что выделяется эта древесина только на тех участках, которые не переданы в аренду, а их у нас не так много.

Кроме того, серьёзная доля древесины, которая выделяется населению, вообще не идёт в целевое использование, как того требует законодательство, а уходит на «чёрный рынок». Граждане, реализуя своё законное право, покупают лес по минимальным федеральным ставкам и благополучно реализуют малому бизнесу за гораздо большие деньги.

В настоящее время мы планируем провести «ревизию» свободного лесного ресурса, чтобы оптимизировать лесные участки. Цель — закрепить за населением дополнительные объёмы, максимально обеспечить древесиной население, оставшимися объёмами восполнить недостающую потребность предприятий, уже реализующих приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, а также формировать небольшие лоты для передачи лесных участков малому бизнесу.

— Возможно ли восстановление системы лесхозов в Пермском крае?

— С 2007 года все работы по уходу за лесом, в том числе работы, связанные с обеспечением населения древесиной, стали переводиться на рыночные рельсы. Раньше порядка 6 тыс. человек работали в лесном хозяйстве. Лесхозы занимались всем: следили за лесом, работали с лесопромышленниками, осуществляли охрану и защиту леса, обеспечивали население, проводили работы по лесовосстановлению, содержанию питомников. В дальнейшем политика края была направлена на выведение работ по уходу за лесом на рынок, при этом численность государственных структур, ранее осуществивших эти работы, была минимизирована.

На сегодняшний день у нас 28 лесничеств в ранге государственных казённых учреждений, и объём работы, который возложен на наши подразделения, очень масштабен, учитывая, что Пермский край по объёму лесных ресурсов занимает в Приволжском федеральном округе первое место. Поэтому выход мы видим в восстановлении системы лесхозов.

— А это ещё возможно?

— На самом деле, очень сложно. От «Пермских лесов» практически ничего не осталось, но есть ещё люди, радеющие за лес. Воссоздав подобную (хотя и не в полном объёме) структуру, мы сможем, во-первых, обеспечить проведение работ по уходу за лесом, а во-вторых, выстроить систему в обеспечении населения древесиной.

— Когда будет принято это решение?

— Губернатор нас поддержал. Сейчас прорабатываем пути и механизмы. Мы действительно искренне считаем, что работы по уходу за лесом, которые были переведены на рыночные рельсы, значительно ухудшили состояние лесов в Пермском крае.

Коммерческие структуры, которые выигрывают госзаказы, зачастую не понимают, что такое лесное хозяйство, поэтому выполняют работы по уходу за лесом некачественно или не выполняют их вообще.

— У ваших предшественников была другая позиция по этому вопросу…

— Это была не позиция, это была идеология. Эксперимент по работам по уходу за лесом — «госзаказ» или переход на аутсорсинг — это была идеология. Но с моей точки зрения, эксперимент не удался.

Я считаю, что если не полностью, то хотя бы в каких-то элементах надо воссоздавать прежнюю структуру. Я не говорю, что воссоздаваемые предприятия будут в полном объёме заниматься хозяйственной и предпринимательской деятельностью, как это было ранее. Но заниматься лесовосстановлением, созданием и уходом за лесными питомниками, лесопатологическими работами, охраной лесов от пожаров, вести огромный комплекс работ, связанный с отводами и отпуском древесины населению, они могут.

По нашим оценкам, на территории края необходимо восстановить порядка 15 межрайонных лесхозов. Есть планы по организации лесохозяйственного краевого предприятия на базе СГБУ «Пермский лесопожарный центр».

— Сейчас разрабатывается программа «Леса Прикамья». В ней будет говориться о восстановлении лесхозов?

— Нет, эти процессы будут идти параллельно. Программа, конечно, нужна. В ней четыре основных направления — наиболее актуальные вещи, которые, с нашей точки зрения, повысят эффективность использования лесов и выполнения мероприятий по уходу за лесом.

Во-первых, раздел «Лесоустройство» — статья, по которой будут выделяться деньги на условиях софинансирования. Сегодня одна из основных претензий лесопромышленников заключается в том, что государство не может обеспечить лесной комплекс своевременными, актуальными данными о состоянии лесного фонда. И, действительно, получается, что мы передаём в аренду лесные участки, реальный объём древесины на которых не соответствует материалам лесоустройства.

Другая статья расходов программы — работы по охране лесов от пожаров. В неё заложены деньги на приобретение лесопожарного оборудования, оснащение лесничеств необходимой связью.

Третий и четвёртый разделы — финансирование работ, связанных с лесовосстановлением и отводом древесины населению.

Предполагается, что в ближайшие три года в рамках программы будет выделяться по 99 млн руб. ежегодно. Львиная доля — 2/3 от объёма краевых денег, выделенных на программу, — будет направлена на лесоустройство. С федералами мы договариваемся профинансировать работы по лесоустройству по схеме «50 на 50» в виде субсидий Пермскому краю. Концепция программы утверждена Законодательным собранием Пермского края. Сама программа начнет действовать в 2013 году.

— Как реализуется в крае программа «Экологическая безопасность России», о которой говорил во время своего прошлогоднего визита Юрий Трутнев?

— Проект программы «Экологическая безопасность России» разработан Минприроды России. В её рамках предполагается выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба. К сожалению, эта программа до сих пор не принята.

Мы в крае тоже занимаемся этими вопросами. В нашей компетенции определить позицию региона по выполнению мероприятий в части охраны окружающей среды по таким объектам, как Кизеловский угольный бассейн, Краснокамский короотвал и пр.

— В какой стадии решение этих волнующих многих вопросов?

— На сегодняшний день земля под короотвалом предоставлена управлением Росимущества по Пермскому краю в аренду хозяйствующему субъекту ООО «Пермская компания». Наша задача — ежемесячный мониторинг выполнения взятых на себя хозяйствующим субъектом обязательств. В конце ноября мы должны провести очередное совещание и услышать, в каком состоянии находится реализация этого проекта.

— Виктор Басаргин в ходе своего визита в Краснокамск говорил о том, что «наука работает в этом направлении», имея в виду короотвал. О чём шла речь?

— Наука в этом направлении работает давно — вопросом короотвала занималось множество институтов, и не только пермских. Согласно проведённым исследованиям, очевидно, что использование этих отходов в качестве топлива для сжигания и получения энергии невозможно. Кору можно сжигать только с целью утилизации, причём нужен газ или какое-то жидкое топливо для того, чтобы поддерживать горение. С учётом того, что накоплено до 5 млн тонн, это огромные затраты.

Вариант, который на сегодняшний день возможен, — это переработка коры в органические удобрения с добавлением минеральных добавок, торфа и предварительное удаление из нее неутилизируемых частей. Я другого варианта её использования не вижу.

— Когда начнётся строительство производства по переработке коры?

— В любом случае они должны сначала разработать проект и получить на этот проект заключение Государственной экологической экспертизы. Если будет принято решение о том, что проектируемый объект является объектом капитального строительства, то нужно будет получить ещё и заключение Государственной экспертизы проектных материалов.

— Как будет решаться вопрос по Кизеловскому угольному бассейну (КУБ)?

— Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, включающий работы по ликвидации последствий ведения горных работ, в том числе работы по рекультивации нарушенных земель, ликвидации экологических и иных последствий, установлен постановлением правительства РФ. Организацию выполнения мероприятий, контроль за их реализацией осуществляет Минэнерго России.

Для решения экологических проблем Кизеловского угольного бассейна в мае этого года между Минэнерго России и правительством Пермского края был подписан совместный протокол, определяющий перечень мероприятий по экологической реабилитации территории и объём их финансирования.

— Каков радиус влияния этих объектов на здоровье людей?

— Водоприёмниками кислых шахтных вод является ряд малых рек — Кизел с притоками, Гремяча, а также более крупные Вильва и Косьва. Однако, попадая в реки, часть загрязняющих веществ оседает в виде донных отложений, часть претерпевает существенное разбавление. Указанные реки не являются источниками водоснабжения населения. Жители КУБа используют подземные воды. Чтобы сделать вывод о степени воздействия сбросов на здоровье жителей, необходимо проведение специальных исследований.

— Когда будет решён вопрос?

— В соответствии с совместным протоколом, о котором я говорил, на период до 2015 года к выполнению предусмотрен перечень мероприятий по оздоровлению водных объектов на территории КУБа. Необходимый объём финансирования за счёт средств федерального бюджета до 2015 года составил 4,7 млрд руб. Предусматривается строительство очистных сооружений на шахтах им. Ленина, им. 40 лет ВЛКСМ (Кизеловский муниципальный район), «Центральная» (Губахинский муниципальный район) и «Таёжная» (Гремячинский муниципальный район).

В рамках этих решений на сегодняшний день разработана проектная документации на строительство установки по очистке шахтной воды и утилизации осадка на шахте им. Ленина. Завершается разработка проектной документации на строительство очистных сооружений на шахтах им. 40 лет ВЛКСМ, «Центральной» и «Таёжной».

— Есть ли вероятность, что деньги на КУБ не поступят или поступят в недостаточном объёме?

— Нет. Строительство очистных сооружений финансируется в рамках долгосрочной программы развития угольной промышленности до 2030 года, принятой по итогам совещания председателя правительства РФ Владимира Путина 24 января в Кемерово. На этом же совещании Минфину России было поручено рассмотреть вопрос о предоставлении финансовой помощи субъектам России для обеспечения функционирования природоохранных объектов, находящихся в муниципальной собственности с учётом их финансовых возможностей.

Что касается нашего края, то хочу сказать, что в следующем году мы разработаем проект долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды». Эту программу давно ждут все, кому не безразлична существующая экологическая ситуация. Мы — единственный регион в Приволжском федеральном округе, который не имеет подобной региональной программы. Надеюсь, что депутаты Законодательного собрания Пермского края нас поддержат.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться