Арнольд Райник: Пожалуйста, на сцену!

Поделиться

В 1981 году я окончил Пермский институт культуры и пришёл в Пермский ТЮЗ. Михаил Юрьевич Скоморохов тогда только начинал работу в Перми и ставил «Ах, Невский!»

Я волновался: ведь за плечами ни одной серьёзной работы, никакого опыта. Настроен я был по-студенчески: посмотрю, послушаю музыку и уйду домой сочинять… Но Скоморохов мне сказал: «Давно вас ждём. Пожалуйста, на сцену. Вы начинайте работать, а я на часок уйду. Ребята вам всё объяснят». С ужасом поднимаюсь на сцену и в панике думаю: что делать? Передо мной взрослые, состоявшиеся артисты, а я должен их чему-то учить! Но вот зазвучала музыка, я с головой ушёл в неё. И всё — пошло-пошло-пошло… Музыка не была мелодичной, но я сразу представил: мышиная возня, крысы бегают, суетятся, рвут друг друга на части — и возникли движения.

Час проработали. Михаил Юрьевич вернулся и говорит: «Всё отлично. Так и оставляй, ничего менять не надо». Потом критики говорили, что получилось интересное пластическое решение.

Это был первый урок театра и Михаила Юрьевича: надо доверять себе, делать всё самостоятельно, а не вспоминать, что ты где-то когда-то видел. Первые годы я просто сидел на репетициях у Михаила Юрьевича и не замечал, как летит время. Ловил каждое слово, всё для меня было внове.

Мещанин во дворянстве
«Мещанин во дворянстве»

Я всегда удивлялся, как драматические актёры решают пластические задачи. Не все ведь умеют танцевать! На первой репетиции я давал сложное техническое задание, а на следующий день видел: артисты делают не то, что я им показал, но это интереснее моего замысла. Потом я понял: они адаптировали танец под свои возможности, под свою индивидуальность. Они танец проживали. Благодаря этому опыту теперь я могу работать с людьми, которые не умеют танцевать.

В «Невском» своеобразно танцевал дьявола Александр Баткалов, ярким и пластичным артистом был Сергей Лабырин. Своеобразной пластикой отличались Валерий Пешков и Борис Плосков. И всегда меня поражал Владимир Шульга: он не был приспособлен к хореографии, но он танцевал! Представляю, сколько времени он работал дома, чтобы вжиться в пластику, в движение. Очень трудолюбивый актёр.

Нынче в труппе тоже много талантливых ребят.

Я работал с разными режиссёрами. Татьяна Жаркова прекрасно видит весь пластический монолог. Это редкий дар. Я ей нужен только для того, чтобы технически приподнять её замысел. С ней интересно и легко работать.

Питер Пэн
«Питер Пэн»

Увлекательно было работать с Майклом Хантом над «Питером Пэном». Я предложил сделать так, чтобы у индейцев косы превращались в оружие. Красивый, вдохновенный бой получился. Мы работали вместе с постановщиком боёв: он показывал — рука туда, нога сюда, а я на эту основу набрасывал танцевальные движения, раскрашивал их, чтобы получилось ярко, сценично, театрально.

А с Михаилом Юрьевичем Скомороховым мы делали многие спектакли. Я горд, что в меня верит такой режиссёр.

Театр мне дал очень многое. Опыт, полученный в ТЮЗе, помог в работе с детьми. Я вижу, как мои коллеги работают с ними, и прихожу в ужас. Зачем мучить детей техническими вещами? Выходят аккуратные, прилизанные человечки и делают заученные, стандартные движения. Это не искусство танца! А мои ученики в театре «Ляллен» могут выскочить растрёпанные, весёлые и танцуют с азартом, с эмоциональным накалом. Дети должны получать радость от танца, тогда и публика от них будет заряжаться.

* * *

Арнольд Райник

Арнольд Райник — артист, балетмейстер, педагог. Окончил Тюменское областное культпросветучилище по специальности «клубный работник — руководитель самодеятельного хореографического коллектива» и Пермский государственный институт культуры по специальности «культпросветработник, преподаватель хореографических дисциплин». Учился на заочном отделении Ленинградской аспирантуры. В декабре 1992 года при немецкой школе № 12 и немецком обществе создал немецкий театр детского танца «Ляллен». Руководителем театра он является по сегодняшний день.

В Пермском ТЮзе как балетмейстер поставил около 30 спектаклей, таких как «Ах, Невский!», «Светлана», «Ты нам нужен, Гаврош», «Вишнёвый сад», «Чонкин» и другие. В апреле 2012 года Арнольд Райник стал лауреатом национальной премии «Арлекин» в номинации «Лучшая работа хореографа/балетмейстера».


Поделиться