Медея Ясониди: Теодор вовсе не обескровил театр

Директор оперной труппы Пермского театра оперы и балета делится планами на новый сезон

Поделиться
Медея Ясониди

— Вы пришли в Пермский театр оперы и балета как соратник Теодора Курентзиса. Сейчас Курентзис театр покидает, а вы остаётесь. Почему?

— Я остаюсь сознательно. Уже 35 лет я работаю в разных оперных театрах, c оперными солистами. Это моя работа. В Пермской опере я уже восемь лет, последние два года — в должности директора оперной труппы. Эту работу мне предложил директор театра Андрей Борисов, и мне кажется, что здесь я на своём месте.

У нас немало достижений, но есть пробелы, которые надо восполнить, поэтому покинуть театр я пока не могу. Если Теодору в новых проектах понадобится моя помощь, например кастинг и вокальный коучинг на концертных исполнениях опер, я готова приехать и помочь, но не насовсем.

С 2011 года у нас появились несколько певцов, которых можно назвать настоящими находками для театра. Надежда Кучер, Зарина Абаева, Надежда Павлова, Борис Рудак, наконец, Константин Сучков... Кстати, несправедливо, что он не прошёл в финал конкурса им. Чайковского. Мне многие слышавшие его люди написали, что они в недоумении от решения жюри.

За эти годы все солисты очень выросли и в вокале, и в стиле, и в языке, и в актёрском мастерстве. Например, Надежда Павлова — от старой постановки «Травиаты» к новой, Костя Сучков — от Марселя в «Богеме» к Гульельмо в «Так поступают все женщины», Борис Рудак — от дона Оттавио в «Дон Жуане» к Эдгару в «Лючии ди Ламмермур».

Чудесные солисты достались нам «в наследство», вспомнить хотя бы Александра Погудина, Ларису Келль или двух Наташ — Кириллову и Буклагу: каждая сама по себе прекрасная певица, а какой у них дуэт!

— Что мы увидим и услышим в начале следующего сезона?

— По традиции сезон открывается произведениями Чайковского — «Лебединым озером» и «Евгением Онегиным». После будут показаны почти все оперы из нашего репертуара. Уже есть даты «Царской невесты», «Князя Игоря», «Мадам Баттерфлай», «Севильского цирюльника». Во второй половине сезона мы намерены показать «Богему», «Так поступают все женщины» и «Свадьбу Фигаро».

— Как вы будете показывать оперы, которые обычно шли с участием Курентзиса и приглашённых солистов?

— Мы уже показывали эти оперы в современном строе, на современных инструментах — и это практика большинства театров России и мира, хотя, конечно, интересно слушать Моцарта, когда музыку исполняют на инструментах его эпохи. И наши артисты, и певцы других российских театров, участвующие в спектаклях, выступали достойно, не хуже их зарубежных коллег. Я всегда говорила Теодору, что нам нужно импортозамещение не только там, где речь идёт о сыре или хамоне, но и в сфере вокальных кадров!

— А что с оркестром, с хором? Разве оркестр, который играл оперы Моцарта, не уедет в Санкт-Петербург?

— Теодор вовсе не обескровил театр. Здесь остаётся много прекрасных музыкантов, некоторые просто решили не переезжать: у них здесь семьи, квартиры, дачи. В конце концов, у них в Перми родились дети! Дирижёр Артём Абашев достойно работает с театральным оркестром.

— Что планируется из новых постановок?

— Мы готовим детскую оперу «Теремок», премьера в ноябре. Мы много детских опер пересмотрели, долго выбирали и выбрали, мне кажется, добротную оперу, в которой есть что попеть. Например, в партии Лисички есть верхнее ре! Далеко не каждая певица справится.

У меня есть мечта поставить «Бал-маскарад» или «Трубадура» Верди с расчётом на Зарину Абаеву и Бориса Рудака. У нас ведь певцы, на которых ходит публика. Репертуар надо выстраивать, отталкиваясь от возможностей оперной труппы и стимулируя профессиональный рост исполнителей.

Кроме того, в прошлом сезоне уже дважды прозвучала опера Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» в семистейдж-версии; почему бы нам не сделать полноценный спектакль?

— Много сольных партий в последнее время исполняли певцы, которые формально работали не в оперной труппе, а в хоре MusiсAeterna. Например, Сергей Годин. Как вы намерены восполнять пробелы в труппе, которые образуются с их отъездом?

— На самом деле Сергей Годин с недавнего времени находится в статусе солиста оперной труппы, а, например, Деспина Панайоту и Мария Заикина состоят в стажёрской группе. Мы не хотим терять ни Серёжу, ни Деспину, ни Машу, ни других артистов хора, которые выступали как оперные солисты. Будем согласовывать график оперных показов с их занятостью на новом месте.

Кроме того, мы принимаем на работу новых солистов. Я считаю, что нам нужна полноценная молодёжная программа подготовки певцов. У нас была небольшая стажёрская группа, но она существовала в связке с хором MusicAeterna, а теперь хотелось бы набрать группу молодых перспективных певцов-солистов с целью их воспитания и постепенного вливания в оперную труппу театра.

Пока такой программы нет. Мы присмотрели замечательного молодого певца из Монголии. Энхбат Тувшинжаргал начинает у нас работать 15 августа, он выступит в заглавной партии в «Евгении Онегине» и в роли Грязного в «Царской невесте», а позже исполнит партию князя Игоря в одноимённой опере. Он шутит, что внешне ему, конечно, больше подошёл бы Кончак, но голос у него не кончаковский.

— Сплошь русские оперы! Как у него с языком?

— Он прожил в России восемь лет, учился в Петербургской консерватории; между прочим, у Михаила Кита, вашего земляка. Так что с русским языком у него всё в порядке.

Энхбат станет первым певцом Пермской оперы, который попытает счастья в проекте телеканала «Россия-Культура» «Большая опера». В «Большом балете» пермяки уже участвовали, и успешно, а в «Большой опере» — пока нет. Не знаю, получится ли у него, но очень надеюсь. Прослушивания будут 17 и 18 сентября в Москве.

— Будут ли гала-концерты оперных солистов?

— В конце августа в Красногорске, где находится государственный архив кино- и фотодокументов, состоится торжественное открытие памятника фронтовым кинооператорам. В честь этого события 19 сентября в Перми пройдёт гала-концерт русской музыки. Нас выбрали среди множества театральных коллективов. Телеканал «Россия-Культура» будет транслировать этот концерт.

Наш режиссёр Нина Воробьёва уже отправилась в Красногорск выбирать кинохронику для видеоряда. Я планирую программу русской музыки, где будут произведения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича, Щедрина... Обязательно будут фрагменты из оперы Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие» — романс «Жди меня» на стихи Симонова и вокализ Лизы Бричкиной. Хотелось бы сделать вокализ хореографическим номером... И ещё очень надеюсь, что Даша Тихонова исполнит в этом концерте Русский танец из «Лебединого озера». Мы будем участвовать во всероссийской акции «Ночь искусств» 3 ноября: у нас состоится гала-концерт оперы и балета.


Поделиться