Олег Ощепков: Можно попытаться сделать наш город привлекательным для брендов мирового уровня

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

— Олег Евгеньевич, вопрос к вам как координатору, отвечавшему за организацию всех процессов на Международном конгрессе городских и региональных планировщиков ISOCARP-2012 (Пермь, 10-13 сентября): всё ли удалось?

— Моё внутреннее ощущение — мы сделали очень хорошее дело. Прежде всего, конгресс был очень содержательным. Безусловно, в первую очередь это заслуга ISOCARP. «Под знамёна» этого серьёзного международного бренда удалось собрать в Перми (впервые, кстати, в России в таком масштабе) лучшие умы мировой урбанистики, которые с большим интересом откликнулись на главную тему конгресса, что, в конечном счёте, вылилось в значительное число дискуссий. В результате мы получим колоссальный объём самых современных представлений о вызовах сегодняшнего времени, причём на всех континентах, которые были представлены на этом конгрессе.

Мы как организаторы подготовили шесть параллельных сессий, обес­печили их работу необходимым оборудованием, качественным переводом для того, чтобы дискуссии шли с адекватным количеством участников и в той атмосфере, которая соответствует масштабу и статусу события. Это важно с точки зрения технических возможностей организаторов.

Консолидированное мнение десятков ведущих специалистов конгресса (за четыре дня я обстоятельно пообщался с ключевыми персонами) подтвердило мои внутренние ощущения. Собеседники говорили так: «Это новая планка конгресса», «Это лучший конгресс, на котором я был в рамках ISOCARP», «Теперь мы знаем, как это должно пройти в следующем году в Австралии и далее — в Абу Даби».

Причём эти высокие оценки касались не только технической стороны нашей работы, но и того, как была организована культурная программа. Она была очень насыщенной, дружелюбной, максимально комфортной и совершенно необременительной. То есть вкупе с важным содержательным, рациональным моментом был создан значимый эмоциональный фон, что, конечно же, способствовало общему впечатлению от мероприятия в целом.

Такой результат — плод совместных усилий очень многих команд, и что особенно важно, администрации Перми. Город проявил редкое единодушие и продемонстрировал весьма качественный менеджмент: все тактические и проблемные вопросы в процессе подготовки решались «на раз-два». Это был тот случай, когда власть и коммерческие структуры, обеспечивавшие проведение форума, работали в тандеме.

Нам удалось продемонстрировать гостям, что Пермь интересна не только тем контентом, который возник в процессе работы над мастер-планом города. Они признали, что Пермь — очень крепкая технологическая площадка, способная принимать проекты самого высокого уровня.

— То есть конгресс-холл в Перми всё-таки стоит строить?

— Вне всякого сомнения! Есть профессиональная команда. Есть интерес бизнеса к подобным проектам. Пожалуй, не хватает очень важной составляющей — регулярности подобных событий, а для этого необходима инфраструктура иного уровня.

Как когда-то говорил профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев, если в течение года в городе не проходит несколько сот значимых событий, то будущее его — под большим сомнением.

— У нас уже прижились экономические форумы...

— Прошедшее мероприятие по своей сути кардинально отличается от того, что мы до сих пор делали в Перми. Принципиальное отличие состоит в том, что это был действительно международный конгресс, которому исполнилось 48 лет и который давно уже стал в профессиональной среде мировым брендом. И именно благодаря этому мы получили здесь максимальное представительство элит со всего мира.

Одновременно 40 стран были представлены в Прикамье впервые за всю историю региона. Это первое отличие.

Второе — бюджет конгресса составил порядка 15 млн руб. Это кратно меньше, чем те деньги, которые были потрачены на организацию каждого из Пермских экономических форумов. При этом со значительно более высоким уровнем гостей, которые сюда прибыли.

— Как это удалось?

— Так работает международный бренд. Люди приехали на ISOCARP. Им назвали в качестве места дислокации Пермь. Они сказали — о'кей. Тем более что многие из них никогда не были в России и порадовались возможности заодно посмотреть Москву и Санкт-Петербург. Из Европы и США, Новой Зеландии и Австралии, Китая и Зимбабве люди приехали к нам, оплатив самостоятельно перелёты, членские взносы, проживание.

Для того чтобы обеспечить должный уровень экспертов на Пермском экономическом форуме, мы фрахтовали самолёты, платили участникам серьёзные гонорары, обеспечивали проживание и так далее. Именно это составляло значительную часть расходов.

Вот в этом и есть принципиальная разница между брендами и не брендами.

— Вы считаете, этот подход можно использовать в дальнейшем?

— Общаясь в процессе подготовки конгресса со специалистами МБУ «Бюро городских проектов», мы фактически в один голос озвучили мнение: каждый год мы можем «покупать» лучшую европейскую или мировую компетенцию при условии, что готовимся к реализации проекта на протяжении двух лет.

В мире существуют десятки крупнейших сложившихся международных брендов в архитектуре, транспорте, ландшафте и так далее, которые каждый год осваивают новые территории. У Перми, как и любого другого города, очевидно есть серьёзные вызовы в этих областях. При условии, что такие мероприятия, как ISOCARP, обходятся дешевле, кратно превосходя по уровню контента существующие локальные, нам можно попытаться сделать город привлекательным для брендов мирового уровня.

И это — один из важнейших выводов, которые мы сделали в процессе подготовки к конгрессу ISOCARP.

— Со стороны показалось, что в конгрессе не слишком активно по­участвовали пермские профильные компании. Это действительно так?

— Среди участников конгресса были «Юг-Девелопмент», «Ренова-Стройгрупп», «Кама-проект», ПЗСП, «Стройпанелькомплект». Безусловно, все знали о проведении конгресса.

Скорее, это вопрос не ко мне, а к коллегам. Если присутствие в Перми лучших специалистов в урбанистике со всего мира их не впечатляет настолько, чтобы в пределах одного километра совершить вояж на дискуссионную площадку, причём совершенно бесплатно, поскольку это мероприятие организовывали город и край, то у меня большой вопрос по поводу перспектив их бизнеса.

На самом деле это ключевая проблема. Я активным образом участвовал в организации пяти экономических форумов, а потом как профессиональный наблюдатель оценивал итоги трёх последующих. Притом что мы стараемся привлечь сюда значимых людей, мы не умеем с ними работать.

Они приезжают к нам готовые к общению, говорят: «Спасибо, возьмите всё, чем мы располагаем». А пермяки, мягко говоря, не проявляют особой заинтересованности.

Эта проблема характерна и для коммерческого сектора, и для правительства края и городской администрации.

Нам необходимо готовить проектные команды внутри города, края и внутри тех коммерческих структур, которым это интересно, которые могут этот опыт препарировать, перевести в практическую плоскость.

И в этом смысле следует изучать опыт Китая. Эти ребята не тратят попус­ту денег. Когда они, как «магниты», втягивают на свою территорию экспертов и платят им деньги, они используют этот потенциал на 200%. Так что Перми есть куда расти.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться