Андрей Головин: Мы на правильном пути

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

— Андрей Владимирович, как вообще появилась идея провести в Перми международный конгресс такого уровня и по такой тематике?

— Мы обсуждали повестку дня ISOCARP в китайском городе Ухань в октябре прошлого года на научном комитете ассоциации. До этого готовили с коллегами предложения здесь, в Перми. Кроме того, предварительно начали сотрудничество с Российской ассоциацией планировщиков, молодой организацией, которая создавалась по подобию ISOCARP. Так была выбрана тема «Планирование в быстро меняющемся мире».

Проблема действительно актуальна для всего мирового сообщества. Изменение и сокращение энергетических ресурсов, дефицит воды, проблемы с обеспечением продуктами питания растущего населения Юго-Восточной Азии, Индии, Китая. Динамичные изменения в социально-политической структуре стран, переход части европейских стран от административной системы к рынку. На этом фоне современные темпы урбанизации создают множество вызовов.

Интерес к теме проявили эксперты из 40 стран и согласились для её обсуждения приехать в Россию.

Регистрация была открыта в марте. Иностранцы более дисциплинированные, нам быстро стало понятно, сколько людей приедет из-за рубежа. Сначала, конечно, волновались, успокоились, когда цифра участников перевалила за 180. Она позволяла сделать вывод, что конгресс состоится.

В результате заявок поступило около 400. Бурная активность проявилась в последнюю неделю, мы даже беспокоились, сможем ли всех принять. В общем, мы довольны интересом как зарубежных гостей, так и соотечественников.

— А если говорить о содержательной части?

— В ходе конгресса было сделано более 120 докладов. Полноценно работали пять-шесть параллельных секций, ввели даже дополнительные проектные семинары.

Классический конгресс проходит, как правило, в форме научных докладов. Российским участникам всегда хочется встретиться, поговорить, обсудить. Поэтому формат здесь получился российским, ассоциация отнеслась к этому с большим пониманием. Члены ISOCARP охотно участвовали в дискуссионных мероприятиях.

У меня не было возможности оценить то, что происходило во всех секциях, которые шли параллельно. Но там, где я присутствовал, были темы очень интересные, были нейтральные, впрочем, участникам всё понравилось.

Мы пообщались с коллегами из Ижевска, Уфы, Самары. Они осознали, что информационное поле, которое сформировалось в части планировочной деятельности различных городов, явно недостаточное. Они увидели для себя много нового. В частности, их удивило то, как далеко продвинулась Пермь в разработке соответствующих документов.

Коллеги понимают, что стратегические документы реализуются в течение длительного времени, но рывок в осмыслении, который сделала Пермь, их на самом деле заинтересовал. Приятно, что наша работа не вызывает никакого отторжения. Они с радостью готовы заимствовать наш опыт, мы этим опытом рады с ними делиться.

Более того, нашими проектами заинтересовались специалисты из Мексики. Они сейчас собирают по миру опыт планирования, лучшую практику других стран, хотя у них процессы урбанизации более мощные.

— В ходе дискуссий много говорилось о мастер-плане Перми. Какой отклик получил этот документ у зарубежных специалистов?

— Это действительно была одна из тем. Раз город подал заявку на проведение конгресса, надо было внести в повестку дня свой вклад. У нас появились новые подходы, и они заинтересовали прежде всего руководство Ассоциации ISOCARP.

Экспертов интересуют и процессы, происходящие в России в целом, и специ­фика нашего города, проекты, созданные в кооперации с зарубежными планировщиками. Именно опыт совместной работы, интеграции документов в законодательную базу нашего государства представляет для них большой интерес.

Мы же, со своей стороны, старались не зацикливаться на местной тематике, это не была «красная нить» общения, были и другие темы, которые интересны многим.

Мне понравилась реакция наших специалистов и главы Перми Игоря Сапко на доклады урбанистов из Китая, Манилы, которые рассказывали о своём опыте. Всегда важно оценить другой опыт, цифры и факты. Мы увидели, что нашу отечественную аудиторию также интересуют зарубежные доклады и опыт планировочной деятельности.

— Какой вывод по итогам конгресса вы как специалист сделали для себя?

— Мы на правильном пути. Надо продолжать общаться, кооперироваться, делиться знаниями и получать их от других. Ощущать поддержку.

Мы открыли для себя направление по развитию образовательной системы в теме городского планирования. В Пермском научно-исследовательском политехническом университете начала работу кафедра урбанистики. Мы работаем плотно с одним из профессоров Мюнхенского университета, собираем пул российских и зарубежных преподавателей различных профильных дисциплин. Нашли и обсудили технологии: бюджеты ограниченны, но существуют возможности кооперации в этой теме с международными университетами.

Можно с удовлетворением констатировать тот факт, что барьеров становится всё меньше и меньше. Барьеры — это только незнание имеющихся возможностей. Конгресс стал ещё одним инструментом, стирающим невидимые барьеры.

— Профессор Иркутского университета Марк Меерович говорил о проблемах менталитета и невозможности переносить опыт развитых стран на территорию развивающихся...

— Я сторонник баланса. Не спорю, что у нас практически нет профессионалов в дисциплине городского планирования. Мы можем себя ими считать, но всё равно требуется некая критическая масса. В нашей практике действительно доминируют старые нормы. Зачастую специалисту проще сослаться на некий стандарт, чем принять собственное решение и его отстаивать.

На самом деле планировщик может принять собственное решение, его защитить и отстаивать. И быть ответственным за него. У нас же предпочитают сослаться на «бумагу».

И это правило серьёзно транслируется в современную практику градостроительства.

Есть плохие проекты. Они могут быть и за рубежом, и здесь. Профессионал тоже может сделать плохую работу. В этом смысле очень многое зависит от заказчика. Можно пригласить хорошего планировщика, им полностью управлять и получить на выходе отвратительный результат. Всё зависит от того, насколько заказчик готов идти на диалог со специалистом, следовать советам профессионалов. Если этого баланса нет, появляются совершенно уродливые вещи. Но это не правило. Это исключение.

— Зарубежные планировщики не советовали что-то поправить в нашей городской среде?

— Эксперты готовы просто общаться, рассказывать о себе, слушать вас. Они вообще никого не учат. Это качество больше свойственно нашим согражданам.

Они в принципе ведут себя по-дру­гому, задают наводящие вопросы. В том числе молодые ребята. Они просто заставляют задуматься. Допустим, когда они видят не совсем правильное решение, то задают вопрос: почему вы так сделали? Выслушивают ответ и говорят: а не пробовали такой вариант? Ты начинаешь отвечать на их вопросы и понимаешь: да, кажется, действительно не подумал. И это гораздо более результативно.

— Пермь будет принимать участие в конгрессе, который пройдёт в следующем году в Австралии?

— Нас приглашают. Конгресс открыт для всех. У нас есть профессионалы (не буду называть фамилии), которые сами решили стать членами ISOCARP.

— Это возможно?

— Человек сам определяет, готов ли он примкнуть к этой ассоциации. Когда он принимает такое решение, у него возникают определённые обязательства.

У команды конгресса очень большой объём работы, причём на безвозмездной основе. Это подготовка, чтение, редактирование, отбор докладов. Это участие в образовательных семинарах без гонораров. То есть быть или нет членом ISOCARP, по большому счёту, вопрос самодисциплины и амбиций.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться