Дмитрий Енцов

Дмитрий Енцов

журналист

Путинская реформа,
или Как в Перми будет жить хорошо

Поделиться

Ровно через год Пермь будет не узнать. На радость горожанам и немногочисленным туристам по перекопанным дорогам будут курсировать новые или почти новые красно-белые автобусы. В них будет приятно ездить, потому что в летний зной тебя будет охлаждать кондиционер, на небольшом экране ты без труда узнаешь маршрут следования автобуса и следующую остановку. Кондуктор не выгребет тебе в качестве сдачи груду мелочи. Он вообще не даст тебе сдачу, потому что расплатиться можно будет картой.

Ты стараешься не мять билетик, потому что тебе надо в другой конец города, а значит, где-нибудь в центре тебя ждёт бесплатная пересадка. Ты улыбаешься, потому что знаешь: не беда, что на небе потемнело, даже если и пойдёт неожиданный пермский дождик, ты спокойно подождёшь нужный тебе автобус под большим навесом удобной остановки.

Улыбка становится шире от осознания того, что этот комфортный автобус (а не какой-нибудь заслуженный «пазик», доживающий своё последнее лето) приедет максимум через пять минут. И даже взятый с собой самокат (я же современный пермяк, а мода на самокаты к следующему лету точно не закончится) для тебя не обуза — всего-то надо будет сделать один шаг, чтобы внести его в автобус: спасибо тому, кто сделал этот автобус низкопольным.

«Так это Пермь!» — приветствует тебя незнакомый пассажир и не вкладывает в это ни грамма иронии. Да и вообще термин «пермский звериный стиль» теперь уже точно лишь историко-культурный термин, а не повод задеть невесёлого пермяка, просто потому, что таких не осталось. Ты с гордостью думаешь о «реформе Путина» (Анатолия Путина, начальника городского департамента дорог и транспорта). Да что уж там, об обоих Путиных, потому что жизнь-то налаживается.

Вот примерно такая картина должна быть в головах у всех горожан, ведь через год на полную мощность заработает новая транспортная реформа.

Но это всё мечты, а будет ли так на самом деле? Пока вопрос открытый — уж сколько благих намерений воплощалось, и далеко не все из них таковыми оказывались в реальности.

На самом деле не стоит питать иллюзий. Да, транспортная реформа направлена в том числе и на повышение комфортности перемещения по городу. Но главная её цель — экономия бюджетных средств и выстраивание прозрачной модели управления отраслью. Комфорт пассажиров — это приятный бонус.

Во-первых, несмотря на очевидное дробление протяжённых автобусных маршрутов, увеличения количества подвижного состава больше не будет. Напротив, произойдёт его сокращение. Если сейчас, по примерным оценкам, на линии выходит чуть более 920 автобусов, то летом 2020 года их будет уже 840 (а изначально планировалось сократить до 762). Нельзя забывать и о том, что пассажирам придётся чаще пересаживаться. Да, пересадка будет бесплатной. Но далеко не факт, что вы всегда будете успевать сделать это за отведённые 40 или 60 минут. Снова вспомним про зимние снегопады и летние ремонтные работы, которые провоцируют пробки.

Во-вторых, и это самое главное, стоимость проезда будет повышена. Об этом пока особо не говорят, но новая транспортная модель подразумевает пересмотр тарифного меню. Политического решения пока нет, но, по предварительным подсчётам, оптимальным является тариф в 26 руб. Кстати, возможно, что стоимость проезда вообще будет дифференцированной.

На различных презентациях новой транспортной модели представители горадминистрации не раз говорили, что её задача — сбалансировать расходы и доходы. При тарифе в 20 руб. отрасль работает в убыток: ежегодно приходится тратить на неё более 700 млн руб. в виде субсидий перевозчикам. Никто не скрывает, что разрыв необходимо сокращать. Так, во время одного из обсуждений транспортной модели глава Перми Дмитрий Самойлов признал, что даже в новых условиях отрасль не будет приносить прибыль, но всё же к самоокупаемости надо стремиться.

Кстати, переход на бесконтактную модель оплаты проезда — тоже способ экономии. В октябре прошлого года на заседании совета по предпринимательству представитель Сбербанка так и сказал: заключение контрактов с возчиками на более длительный срок позволит банкам просчитывать возможные финансовые лимиты для предприятия и прогнозировать финансовые поступления. При этом переход на безналичный расчёт позволит снизить расходы на транзакции и обслуживание на 800 млн руб. в год, ускорив оборот средств в транспортной системе.

Другой вопрос — обновлённый и современный автобусный парк. В апреле на форуме прокуратуры Пермского края «Законный бизнес без барьеров» заместитель руководителя УФАС по Пермскому краю Николай Хаснуллин сообщил, что, по данным управления, в Перми работают около 70 частных перевозчиков с общим автобусным парком 1,2 тыс. единиц. При этом новым техтребованиям (если брать самый жёсткий вариант — новые низкопольные автобусы с экологическим классом «Евро-5», которые и должны курсировать к 2025 году) соответствуют только 110. А один из перевозчиков вообще сказал, что, по его оценкам, таковых в городе 50 штук.

Справедливости ради следует отметить, что впоследствии мэрия пошла навстречу будущим участникам аукционов — новым требованиям должна будет соответствовать только четверть всего автопарка, плюс можно будет дозакупаться в течение ближайших пяти лет. Это облегчит жизнь частным перевозчикам, ведь теперь, по словам одного из них, под техтребования сразу же попадут 40% пермских автобусов.

Другое дело, что некоторые возчики действительно задумываются: стоит ли игра свеч? Очевидно, что за последние годы количество игроков на рынке уменьшилось. И если лет пять назад их было примерно 100, то озвученная осенью цифра 70 весьма условна. Активных игроков куда меньше — не более 40. Но что если большая часть решит уйти?

Наглядный пример — рынок наружной рекламы. Ещё год назад он фактически был местным. Новые аукционы показали особую активность иногородних игроков. Но перевозчики говорят, что такой вариант на рынке перевозки пассажиров «не прокатит», поскольку неместному бизнесмену придётся физически создавать парк в Перми и именно здесь содержать, заправлять, обслуживать автобусы — то есть, по сути, стать местным. Если на новые торги никто не заявится, городу, который по 131-ФЗ должен обеспечить перевозку своих жителей общественным транспортом, придётся либо опять смягчать условия (а это уже совсем превратит реформу в нереформу), либо спешно «затыкать дыру».

За примером далеко ходить не надо. Неприятная ситуация с несвоевременной поставкой «Волгабасов» накануне 1 мая показала, что если уж муниципалитет столкнулся с перебоями, то с какими проблемами могут столкнуться индивидуальные предприниматели! Тогда мэрию выручили «Мосгортранс» и пермские возчики. Но кто выручит предпринимателей (сами себя они же не будут выручать)? Опять мэр Москвы Сергей Собянин? Чтобы можно было, похлопывая по плечу какого-нибудь местного чиновника, съязвить: «Как похорошел пермский транспорт при Сергее Семёновиче!»

Ну а если всё пройдёт как по маслу и через год всё случится так, как написано в начале этой колонки, то можно будет похвалить заместителя Самойлова Людмилу Гаджиеву, ведь именно она формально отвечает за транспортную реформу. А если нет, то придётся ругать Путина? Это будет прецедент!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться